|
Баранова Татьяна Алексеевна учитель математики Баранова Татьяна Алексеевна
| учитель математики
| МОУ «Харламовская СОШ»
| Таврического муниципального района
телефон: код (38 151) 38493
|
Телекоммуникационные проекты как способ развития базовых компетентностей школьников. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?
В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Основой современного российского образования и главной задачей современного учителя является развитие базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Ориентируясь на основы современных образовательных стандартов российского образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Математика», я ставлю перед собой задачи:
помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
формировать и развивать предметную, информационную, социальную компетенции;
способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Один из способов реализации поставленных задач, это участие учащихся в телекоммуникационных проектах на основе сотрудничества учащихся разных школ.
Учебный телекоммуникационный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Я разработала схему организации работы по телекоммуникационному образовательному проекту
Этапы работы
| Формы работы
| Роль руководителя команды и сетевого координатора
| 1. Формирование команды участников проекта
| 1. Анализ предложенного проекта
2. Определение возможного круга заинтересованных участников
3. Информационные сообщения
4. Беседы с учителями-предметниками на перспективу дальнейшего сотрудничества.
5. Анализ предложенного информационного обеспечения проекта.
6. Определение форм включения проекта в учебную, внеурочную деятельность.
7. Организация команды участников проекта.
| Аналитическая Информационная Наблюдающая и создающая
| 2. Поиск и получение информационных материалов для приобретения участниками необходимых умений и навыков
| Лекции, семинары, консультации и другие формы занятий с учетом предложенной схемы и информационного обеспечения проекта (с выходом на проблему и обсуждение проблемы).
| Ведущая и направляющая
|
3. Дифференцирование детей по их умениям, развитие дальнейшего интереса
| Беседы с участниками, педагогами(возможно тестирование участников)
Распределение обязанностей по направлениям: организаторы, исследователи, референты, технические ассистенты (помощники), универсалы.
Разработка временного плана работы над проектом.
Обеспечение эффективного и полноценного участия в работе каждого из членов команды по выбранному направлению.
| Координирующая
| 4. Творческая и созидательная деятельность детей
| Совместное решение задач, поставленных в проекте или на этапе проекта. Создание групповых продуктов (как воплощение результатов работы по проекту)
| Руководящая
| 5. "Учусь, обучая других"
| Творческая лаборатория, анализ деятельности по проекту. Рефлексия.
| Исследовательская
| Телекоммуникационные проекты по математике мы находим на Омском образовательном портале https://omsk.edu.ru.
В 2007 году и в 2008 году учащиеся нашей школы приняли участие в двух телекоммуникационных проектах по математике, а в 2009-2010 учебном году - в 4 телекоммуникационных проектах по математике(краткосрочные проекты) и в одном долгосрочном международном проекте ЕНО Дне посадки деревьев. Мы с удовольствием приняли участие в акции, направленной на сохранение биологического разнообразия. Мы очень рады, что внесли свой вклад в озеленение планеты. Из шести проектов в трех проекта заняли призовые места.
Телекоммуникационные проекты по математике:
№
| Название внешнего телекоммуникационного проекта, в котором участвовали учащиеся
| Кем проведён (Название организации, Населённый пункт)
| Класс
(Кол-во команд, приняв
ших участие)
| Кол-во учащихся - участников проекта
| Результат
| 1
| 2007 уч.год
«Азбука квадратного трехчлена»
E-mail : [email protected]
| МОУ "СОШ № 110"
г.Омск
| 9 класс
(1 команда)
| 8 учащихся
| 6 место
| 2
| 2008 уч.год
«С процентами по жизни»
E-mail : [email protected]
| МОУ "СОШ №86" г.Омск
| 8 класс
(1 команда)
| 6 учащихся
| Сертификаты
| 3
| 2009-2010 уч.год
«Математический калейдоскоп»
E-mail : [email protected]
Сайт проекта: https://caleidoskop-81.ucoz.ru
| МОУ «СОШ № 81»
г.Омск
| 5 класс
(1 команда)
| 12
| Сертификаты
| 4
| «Учимся мыслить логически»
E-mail: [email protected]
Сайт проекта: https://mou079.omsk.edu.ru/proekt4/proekt4_1.html
| МОУ «СОШ № 79»
г.Омск
| 5 класс,
6 класс
(2 команды)
| 12 учащихся,
10 учащихся
| Грамоты лауреатов
| 5
| «Занимательная математика»
Е-mail: [email protected]
Сайт школы: https://mou051.omsk.edu.ru/
| МОУ «СОШ № 51»
г.Омск
| 5 класс,
6 класс
(2 команды )
| 12 учащихся(5 кл)
10 учащихся (6кл)
| III место,
Сертификаты
| 6
| «Загадка Пифагора. Пифагор, его школа и теорема»
Е-mail: [email protected].
Сайт проекта размещен на образовательном портале «Школа» https://school.omgpu.ru/course/category.php?id=15.
| Омский образовательный портал «Школа»
ОмГПУ им.Горького
| 8 класс
(1 команда)
| 3 учащихся
| II место
| Подробнее расскажу о наиболее успешных проектах.
«Математический калейдоскоп»
Мои пятиклассники совершили увлекательное путешествие в страну Математика, им была предложена роль юных исследователей.
В каждом из четырех этапов нужно было проявить трудолюбие, смекалку и умение добывать знания.
Задания были следующими:
1.Ребятам предстояло выяснить, о каких ученых или известных людях идет речь.
Задание 2.Ответить на вопросы викторины:
Задание 3. Проявив смекалку, решить занимательные задачи. На 3 - м этапе ребята совершили путешествие из настоящего в прошлое.
Задание 1.
Соотнесли старинные меры длины и веса с их количественным составом:
Задание 2.
Вспомнить пословицы, в которых встречаются слова, обозначающие старинные меры длины, веса и нашли 3 -4 пословицы, на любую из мер длины или веса и чтобы в одной из них была спрятана математическая задача.
Задание 3.
Решали задачи, в которых старинные русские меры длины и веса переводили в современные. Например,
- Емеля был ростом 40 вершков. Найдите рост Емели в сантиметрах?
- Пуд муки по 3 рубля. Во что обойдется пяточная булка? Последний этап «Творческий» оказался самым интересным.
Ребятам нужно было составить свой математический лабиринт, содержащий в себе интересные задания. Каждый этап был очень занимательным и увлекательным. Немало пришлось потрудиться, чтобы найти ответы на предложенные задания.
Ребята узнали много интересных фактов из жизни великих ученых, расширили и углубили знания по предмету, развили умение творчески применять знания, полученные на уроках математики, учились самостоятельно добывать знания. Организаторам конкурса удалось вовлечь ребят в серьезную самостоятельную, поисковую работу.
Следующий учебно - познавательный проект «Учимся мыслить логически». В этом проекте участвовало две команды: команда 5 класса и команда 6 класса. Изучению логики в школьном курсе математики уделяется недостаточное внимание. А между тем её значение при изучении математики, да и других наук бесценно. Участники этого проекта развивали умения сравнивать, рассуждать и делать выводы. Проект способствовал осмыслению логических приемов мышления, учил ребят самоорганизации и способствовал развитию творческого потенциала учащихся. Данный проект позволил ученикам приобрести опыт в решении логических задач, позволил узнать из раздела логики новое, послужил источником развлечений, способом проведения досуга. Некоторые этапы проекта ребята выполняли вместе с родителями. Например: интересную логическую игру «Дуплеты». Слова, которые требуется связать, образуют дуплет, промежуточные слова называются звеньями, а все вместе – цепочкой. Цель игры состоит в том, чтобы построить цепочку, состоящую из как можно меньшего числа звеньев.
2. Каждое слово в цепочке должно получаться из предыдущего заменой одной и только одной буквы. Подставляемая буква должна стоять в новом слове на том же месте, на котором в предыдущем слове стояла замененная буква, а все остальные буквы должны оставаться на своих местах. В качестве звеньев используются существительные в именительном падеже.
Пример БАНТ Рант Рана Раса Роса КОСА
Метод подсчета очков За каждый дуплет даётся столько очков, сколько букв в обоих словах. Например, за дуплет из примера дается 8 очков. Каждый участник, построивший цепочку из наименьшего числа звеньев, получает наивысший балл. Каждый, кто построит более длинную цепочку, теряет по одному очку за каждое лишнее звено. Ребятам нужно было: 1. Поставьте РОЗУ в ВАЗУ. 2. Поймайте РЫБУ в СЕТЬ. 3. Обмакните ПЕРО в ТУШЬ. 4. Загоните ВОЛКА в НОРУ.
Все дуплеты, составленные ребятами получили высший балл.
За участие в этом проекте ребята обеих команд получили грамоты лауреатов. Проект «Занимательная математика» для учащихся 5-6 классов состоял из 3 этапов . Участниками этого проекта были те же ребята. Ребята приобрели, опыт участвую в предыдущих проектах и результат не заставил себя долго ждать.
Цели этого проекта:
развитие интереса учащихся к математике;
развитие математической речи;
развитие творческого математического мышления и умения решать нестандартные задачи.
I этап назывался «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать» Ребятам нужно было найти или сочинить занимательные задачи в стихах по любым темам курса математики 5-6 классов, с приложением решения. Очень интересный этап: учащимся пришлось применить базовые знания в новом качестве.
Команда «Торнадо» придумала и оформила решение 45 задач, а команда «Искра» - 48 задач.
2 этап
«Задачи с единицами или головоломки с одинаковыми цифрами».
C такими задачами-головоломками, учащиеся встречаются очень редко. Участникам проекта пришлось применить математические знания в нестандартной ситуации. Именно это заинтересовало ребят. Они с удовольствием придумывали и решали эти задачи - головоломки, искали все новые и новые способы решения, много спорили. Дети оказались в роли конструкторов, так как им самим пришлось конструировать примеры по готовому ответу. Такая работа оказалась не из легких, но интересной и увлекательной.
3 этап «Математика и лирика»
Ребятам нужно было придумать правила в стихотворной форме по темам курса математики 5 – 6 классов. Благодаря работе в команде, сотрудничая друг с другом, с этим заданием ребята успешно справились. Более 30 правил придумала каждая команда. Наиболее интересное задание где пришлось применить базовые знания, умения уч-ся мы увидели в новом качестве Результаты участия в этом проекте: команда «Искра» получила сертификаты, а команда «Торнадо» Грамоту заняв второе место. Трое восьмиклассников стали участниками проекта
«Пифагор, его школа и теорема» или «Загадка Пифагора» .
Проект был направлен на расширение знаний математических дисциплин; умение проектировать свою работу, вовлечение учащихся в творческую, коммуникативную деятельность.
Цели проекта:
заинтересовать учащихся историей математики, биографией Пифагора;
добиться понимания и воспроизведения теоремы Пифагора, сформировать умение находить одну из сторон прямоугольного треугольника по известным двум другим, умение решать многошаговые задачи;
привить навыки поиска информации работы с дополнительной литературой;
научить представлять результаты с помощью информационных технологий;
воспитание нравственных и коммуникативных качеств личности обучающихся через работу в коллективе и в сотрудничестве.
Проект включал в себя четыре этапа:
1 этап (5.04-11.04) – Исторический. Первое задание сделать презентацию на основе биографических сведений, стихов, легенд о жизни Пифагора. Второе – разгадывание кроссворда.
2 этап (12.04-18.04) – «Всё есть число». На данном этапе необходимо выполнить творческое исследование о магических свойствах чисел "Магия чисел",и сделать презентацию и ответить на вопросы викторины .
3 этап (19.04-25.04) – Теорема Пифагора. Команда должна была привести как можно больше способов доказательства теоремы Пифагора.(посильных и понятных самим участникам проекта в курсе геометрии 8 класса). Привести и описать принцип составления "Пифагоровых троек"
4 этап (26.04-2.05) - Применение теоремы Пифагора. Необходимо было привести примеры разных фигур, объектов архитектуры, других объектов повседневной жизни, в которые входят прямоугольные треугольники и выполнить тест, в который входят вопросы по применению теоремы Пифагора.
По результатам работы команда «ГЕОМТРЕСТ» заняла почетное второе место. А 21 мая в МОУ «Харламовская СОШ» Таврического района Омской области, состоялось очень важное мероприятие. В назначенное время учащиеся 5 класса - отряд «ТОРНАДО» вместе с классным руководителем Барановой Татьяной Алексеевной и учащиеся 6 класса – отряд «ИСКРА» вместе с классным руководителем Иноземцевой Надеждой Викторовной впервые приняли участие в долгосрочном проекте в Международном ENO Дне Посадки Деревьев – 2010.
На улице было прохладно. В воздухе порой кружились снежинки, и солнышко спряталось за тучи. Но, несмотря на непогоду, настроение у всех 38 участников было приподнятое. Саженцы берез и яблонь ребята заготовили сами. Всего было высажено 3 березы и 7 яблонь. Место посадки саженцев ребята выбрали сами. Заранее выкопали ямки для деревьев. Единогласно было решено посадить деревья возле памятника воинам – односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны.
Отличникам пятого и шестого классов была доверена эта почетная миссия. Перед посадкой классный руководитель 5 класса Баранова Татьяна Алексеевна провела торжественную линейку и рассказала присутствующим о Международном ENO Дне Посадки Деревьев – 2010. Ребята прочитали небольшие доклады об охране окружающей среды, рассказали стихи о бережном отношении к деревьям и ко всему живому. Посадив саженцы, ребята их полили и пообещали летом ухаживать за молодыми деревцами.
В заключении все ребята дружно спели песню «Лесной марш», подготовленную заранее учителем музыки Смагиной Инной Георгиевной. Мы с удовольствием приняли участие в акции, направленной на сохранение биологического разнообразия. Мы очень рады, что внесли свой вклад в озеленение планеты. За участие Отряды «Торнадо» и «Искра» получили международные сертификаты. Хоть и на английском языке, но все равно приятно. 22 сентября будет проходить второй этап этой акции.Более 5000 школ, из 110 стран мира приняли участие в Международном ENO Дне Посадки Деревьев – 2010. Призываю и ваши школы присоединиться и поучаствовать. В результате участие учащихся в телекоммуникационных проектах, создает определенные условия для:
формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
изменения роли учителя в образовательной среде;
более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Их сочетание позволяет развивать базовые компетентности школьников:
информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметную - способность применять полученные знания на практике.
Собственные наблюдения показали, что телекоммуникационные проекты:
1)способствуют развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений самостоятельно использовать многогранные возможности Интернета, умений ориентироваться в информационном пространстве;
2)значительно повышают уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся к изучению математики и освоению компьютерных технологий, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Цели и задачи телекоммуникационных проектов соответствуют основам современных образовательных стандартов российского образования и способны развить базовые компетентности школьников.
Результативность участия учащихся в телекоммуникационных проектах напрямую зависит от взаимодействия учителя-предметника и специалиста в области информационных технологий. Таким специалистом в нашей школе является учитель информатики Иноземцева Н.В., которая выступает как координатор всех конкурсов и проектов, проводимых в сети Интернет.
Участие в телекоммуникационном проекте – это путь к саморазвитию личности ученика через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности (использование компьютерных технологий). Выводы, сделанные учащимися (сопоставление жизни человека и конкретных явлений русского языка или литературы), способствуют социализации личности ребенка. Помимо работы с конкретной темой, каждому школьнику - участнику проекта - предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с участниками из других групп, с учителем.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность , при этом воспитывается бережное отношение к истории возникновения и развития математики.
Работая в телекоммуникационном проекте, дети не только повышают свой интеллект , но и практически осваивают способы получения информации. У некоторых ребят вопросы проектов вызывают семейное обсуждение, и их родители принимают активное участие в поисках правильных ответов, в обсуждении результатов исследований.
Кроме того, ребятам предоставляется широкая возможность участия : умеешь писать стихи – пиши, умеешь оформлять, рисовать – рисуй, любишь считать – обрабатывай числовую информацию. Главное – вырази своё мнение, свой взгляд на проблему доступным для тебя образом.
Основной специфической особенностью телекоммуникационного проекта является его межпредметность. В рамках какого бы предмета ни проводился телекоммуникационный проект, его участникам приходится использовать свои знания из области информатики, русского языка, литературы, математики, истории и других предметов.
Участие в телекоммуникационном проекте, конечно же, создаёт условия для эффективного сотрудничества учащихся школ, где бы они географически ни находились.
Исследовательская деятельность школьников в ходе выполнения заданий проекта способствует формированию внутренней мотивации в процессе решения жизненных или научных проблем, успешной социализации в обществе.
Специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети даёт высокий педагогический результат , важный не столько для контроля знаний, сколько для личностного, интеллектуального, творческого развития школьников.
Результатами участия моих учеников в телекоммуникационных проектах можно считать следующие:
• повышение уровня познавательной активности учащихся;
• появление черт личности, присущих исследователям;
• увеличение числа учащихся, проявляющих интерес к предмету;
• повышение уровня обученности по предмету. |
|
|