Главная страница


Программа «Перспективная начальная школа»



Скачать 116.38 Kb.
НазваниеПрограмма «Перспективная начальная школа»
Дата09.03.2016
Размер116.38 Kb.
ТипПрограмма

Учитель

Дулина Анна Петровна

Тема

«Число и цифра 5»

Класс

1 класс

Программа

«Перспективная начальная школа»

Цель темы

Создание условий для формирования знаний о числе 5, цифре 5

Задачи

  • Образовательные: сформировать представление о числе пять с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой, сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах пяти, активизировать знания учащихся о равенствах и неравенствах.

  • Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.

  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Предметные умения

Различать числа 1-5 и цифры 1-5

Работать с числовым отрезком

Правильно употреблять в речи математические понятия

УУД

Личностные УУД.

      • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Планируемый результат

  • Знать название и последовательность чисел при счете от 1 до 5.

  • Называть и обозначать действия сложения и вычитания в пределах 5

  • Понимать отношения между числами (больше, меньше, равно).

  • Правильно употреблять в речи математические понятия.

  • Научиться правильно писать цифру 5.

Основные понятия

число, цифра, состав числа.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, технология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник А. Л. Чекин« Математика» 1 часть

Тема: «Число и цифра 5.»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, тетрадь для самостоятельных работ №1 для 1 класса «Математика» 1 часть

Оборудование: мультимедийное оборудование, наглядность и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Диагностирующие задания каждого этапа


Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.
Цель – активизация учащихся.
Включение учеников в учебную деятельность. «Хочу, потому что смогу». Приемы: добрые пожелания, девиз. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.


Формулировать правила поведения на уроке и аргументи-

ровать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Покажите свое настроение (учащиеся показывают смайлики с настроением)
1. Мотивация к учебной деятельности.

-Какой сейчас урок? (урок математики)

-Как вы думаете, нужно нам изучать математику, для чего? (чтобы учиться считать, решать примеры и задачи и т.д.)

- Нашими помощниками на уроке будут герои Маша и Миша.

- Прочитайте их пожелание.

«Вперед, к знаниям!»

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Слайд 1

Слайд 2



Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
Цель – закрепить навыки счёта.

Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.


Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументиро-

вать его.

Организовать фронтальную работу,

показать учащимся, насколько последующее число больше предыдущего,

обсуждение проблемных вопросов.


«Разминка».

Чтобы вы на этот миг

Не сидели грустные,

Вместе выполнить должны

Мы работу устную
Веселый счет:

- Давайте дружно сосчитаем от 1 до 10 и обратно.(1,2,3..10; 10,9,8…1)

- Назовите число, следующее после 1(2).

-Назовите число, непосредственно следующее за  числом 3(4).

- Назовите число,  предшествующие числу 4 (3).

Путешествие в волшебный сад:

-Маша и Миша очень любят гулять на свежем воздухе, и сегодня они попали в волшебный сад. Рассмотрите внимательно изображение. Что вы на нем видите? (деревья, кустарники вдоль тропинки)

-Сосчитайте, сколько растений расположено справа от тропинки? (6)

-Сколько растений изображено слева от тропинки? (3)

-На какой стороне предметов изображено больше? (справа)

-На сколько? ( на 3 предмета больше)

-Маша считает, что вдоль каждой стороны от тропинки есть лишние предметы. Подумайте и скажите какие? (справа ель, слева капуста)

-Почему? (потому что ель не фруктовое дерево, а капуста - травянистое растение, а не кустарник)

-Правильно.

-Посмотрите теперь и скажите, а сейчас с какой стороны предметов больше? (справа)

-А почему? (потому что мы убрали по 1 предмету с каждой стороны)

Познавательные УУД


Слайд 3

Постановка учебной проблемы.

Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.

(- Не знаю, что происходит. Но

могу узнать.

- Мне это интересно!) Обсуждение затруднений

(-Почему возникли затруднения?

Чего мы еще не знаем?)

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Дети высказывают свое мнение.


Диалог.


Постановка учебной проблемы.

На уроке математики

Нужно быть всегда внимательным.
- Какое время года сейчас? (осень)

- Чем богата осень? (своим урожаем)
Вот и осень пришла,

Урожай собирать пора.

Эй, ребята, не зевайте,

Маше с Мишей помогайте!
-Ребята, а что Маша с Мишей могут собрать в нашем саду? (яблоко, сливу, грушу, капусту, абрикос, айву)

- Миша очень любит фрукты и в нашем саду он набрал их полную корзину. Маша спрашивает у нас, все ли Миша сделал правильно? (нет)

-Почему? (потому что Миша положил в корзину еще и капусту, а капуста фруктом не является)

-Ребята, а давайте поможем Маше и Мише обозначить цифрой количество собранного урожая?

-Почему мы не сможем его обозначить? (потому что мы еще не умеем писать цифру 5)

-Правильно, мы не изучали число 5.

- Как вы думаете, а нужно нам с ним познакомиться? (нужно)

-Давайте мы пока оставим эту проблему, а в конце урока к ней ещё вернёмся и решим её.

– Подумайте и назовите тему нашего урока. (число и цифра 5)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться писать цифру5, учиться считать число 5.)

- Правильно. Молодцы! Цель нашего урока – Получить новые знания о числе 5 и научиться писать цифру 5.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Слайд 4


Слайд 5

Слайд 6


Слайд 7


Физкультминутка Буратино (Слайд 8)

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

 Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать.

«Открытие» нового знания.
Цель – познакомить учащихся с числом и цифрой 5.
Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта.

Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.


Участвовать в работе по решению примеров
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по изучению состава числа 5.
Организовать работу в парах,

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.
Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов


Ну, а сейчас пора настала

Для нового материала

  1. Образование числа

- Зачем нам число и цифра 5? (чтобы уметь читать, считать, писать 5)
-А где в жизни мы можем встретиться с числом 5, цифрой 5? (при счете предметов, 5 пальцев на одной руке)

-Откройте учебник на стр. 56 № 1.Что изображено на картинке? (звездочки)

-А одинаковые звездочки изображены на картинке? (нет)

-Возьмите фишку и закройте фишкой ту звёздочку, в которой столько же лучиков, сколько пальчиков на правой руке.

-Проверьте, одинаковые ли звездочки закрыты у вас соседом? (проверяют)

-Покажите, какая пара справилась. (учащиеся, взявшись за руки, поднимают их вверх и показывают, что с заданием справились)

- Ребята, отсчитайте столько палочек, сколько пальцев у вас на руке и возьмите в 2 руки.

-Кто как взял?(2 и 3, 3 и 2, 1 и 4, 4 и1,0 и 5)

- Дети, вы все взяли по 5 палочек. А как же так получилось, что у вас разные ответы. (Потому что число 5 можно составить по-разному)

- Молодцы! Правильно. Число 5 можно составить по-разному

Игра «Найди свое место»

Карточки с цифрами 1-5 раздать детям. По сигналу они встают на свои места.

Порядковый счет. Кто стоит первым, вторым…, пятым?

Дети объясняют, как нашли свое место


  1. Письмо цифры 5

- Откройте свои тетради на стр. 54 № 1. Рассмотрите цифру 5. Из каких элементов состоит цифра 5? (наклонная линия, полуовал, дуга)

-Начинаем писать цифру 5. Я пишу на доске, а вы вместе со мной в воздухе.

-Ставим точку немного правее середины верхней границы клетки, ведем вниз наклонную линию, не доводя до центра клетки, ведем полуовал, касаясь правой и нижней границ клетки. Останавливаемся. Возвращаемся к точке, с которой мы начали письмо цифры 5 и дописываем дугу до правого верхнего угла клетки.

-А теперь такую же работы мы выполним в тетради. Обведите цифру 5 в большой клеточке по направлениям, показанным стрелками. (объяснение учителем письма цифры 5 еще раз) (Работа в тетради для с/р стр. 54 № 1)

-Посчитайте, сколько цифр 5 уже написано . (5)

-Отступите 1 клеточку и напишите самостоятельно еще 1 цифру 5. (пишут)

-Сравните ее с образцом.

-Допишите цифры до конца строки, не забывая оставлять между цифрами 1 клеточку.

- Подчеркните зелёным карандашом те цифры 5, которые вы написали по образцу. (учащиеся подчеркивают)

-Поменяйтесь тетрадями и подчеркните синим карандашом те цифры, которые, по вашему мнению, написаны по образцу.

-Покажите, чья пара справилась с заданием. (Учащиеся поднимают соединенные руки вверх, если хотя бы одна цифра в тетрадях друг друга подчеркнуты и синим, и зеленым цветом.)
- Вы работали очень старательно! Молодцы!


Слайд 9

Слайд 10

Пальчиковая физ. минутка «Алые цветочки»(Слайд 11)

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную работу, но и озвучивает внутреннюю речь, посредством которой ведется поисковая работа в сознании.







Работа по тетради

-Найдите в тетрадях № 2. Посмотрите на изображение. Скажите, сколько морковок нарисовано в первой рамочке? (4)

- Сколько морковок надо дорисовать?(1)

-Почему? (потому что мы сегодня познакомились с числом 5, а 5-это 4 да еще 1)

-Посмотрите на изображение морковок во второй рамочке. Скажите, сколько морковок здесь нарисовано? (3)

-Сколько морковок надо дорисовать? (2)

-Почему? (потому что 5- это3 да еще 2)

-Посмотрите на изображение в третьей рамочке. Скажите, сколько морковок тут уже нарисовано? (2)

-А сколько морковок нужно дорисовать? (3)

-Почему? (потому что 5-это 2 да еще 3)
-Ниже написаны пары чисел. Наша задача сравнить и расставить знаки больше, меньше или равно. (Работаем у доски и в тетрадях)

Регулятивные УУД


Слайд 12

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной на уроке работе.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


А теперь, друзья, вниманье

Подведем сейчас итог

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

-Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме: ( Слайд 13)

знаю

Я запомнил

смог

(я знаю, что число пять можно составить из 2 и 3 и т.д; я запомнил, что число 5 стоит следующим после 4, я смог написать цифру 5 правильно)

– Подумайте и скажите, за что каждого из вас можно сегодня похвалить?

- Давайте вернёмся к нашей проблеме. Сможем ли мы теперь помочь Маше и Мише обозначить количество фруктов в корзине цифрой? (да) ( Слайд 14)

-Теперь мы можем обозначить количество фруктов в корзине? (да). Кто готов это сделать? (один ученик выходит к доске и маркером пишет цифру 5 на интерактивной доске). Согласны? (рефлексия). Молодцы!
-Покажите, какое у вас сейчас настроение. (Поднимают смайлики) ( Слайд 15)

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз