Укажите номер ошибочного утверждения «К сложным формам организации речи относятся…»
диалогическое единство
сложная синтаксическая конструкция
сложное синтаксическое целое
Какие словоформы разграничивают на письме дифференцирующие написания?
Совпадающие по фонемному составу
Не совпадающие по фонемному составу
Совпадающие по произношению
Не совпадающие по произношению
Какой принцип из ниже перечисленных не относится к правилам слитного, раздельного или дефисного написания слов?
Лексико-синтаксический
Словообразовательно-композиционный
Традиционный
Стилистический
Как моделируется система языка учеными?
В виде уровней.
В виде цепочки единиц.
В виде совмещающихся кругов.
В виде системы.
Какие разделы включает в себя современное языкознание? Выберите полный список разделов.
Фонетика, фонология, орфоэпия, словообразование, морфология.
Лексикология, фразеология, лексикография, графика, пунктуация.
Фонетика, фонология, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология.
Фонетика, фонология, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология.
Что такое просторечье?
Разновидность литературного языка
Диалект
Разновидность национального языка, используемая в повседневном общении малообразованной частью его носителей
Разговорная речь
Как называется общая наука, изучающая язык?
Грамматикой
Словесностью
Риторикой
Языкознанием (лингвистикой)
Что такое национальный русский язык?
Русский литературный язык
Язык художественной литературы
Язык всех говорящих на нем
Язык русской нации, включающий в себя все многообразие языковых средств, используемых говорящими на этом языке как на родном
Что такое литературный русский язык?
Язык художественной литературы
Высшая форма национального русского языка, обладающая строгими нормами произношения, правописания, употребления слов и грамматических форм
Язык бытового общения
Язык средств массовой информации
Что такое функциональные стили литературного языка?
Разновидности литературного языка, обслуживающие определенные сферы общения и обладающие своеобразием в использовании языковых средств
Территориальные разновидности национального языка
Социальные разновидности языка
Употребление языка в книжной и разговорной формах
Какие дополнительные значения, передаваемые единицами языка, изучаются стилистикой?
О сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилисти-ческое значение)
О типах ситуаций, в которых эти единицы, как правило, употребляются (экспрессивно-стилистическое значение)
Об общественной оценке явлений, обозначенных данными единицами языка (оценочно-стилистическое значение)
Все ответы правильные
Что обозначают буквы русского алфавита с точки зрения академической грамматики?
Как называется принцип, согласно которому буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции?
Фонематический
Морфологический
Традиционный
Фонетический
Что НЕ входит в систему русской орфографии?
Передача буквами фонемного состава слова
Слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей
Употребление прописных и строчных букв
Перенос части слова с одной строки на другую
Графические сокращения слов
Лингвистический анализ текста
Какие из перечисленных названий НЕ соответствуют типам графических сокращений?
Пунктуационные
Точечные
Дефисные
Косолинейные
Курсивные
Нулевые
Комбинированные
Какие из перечисленных типов НЕ относятся к типам лексического значения слова?
Лексико-грамматический тип (связи слов)
Тип номинативности (прямое и переносное значения)
Тип мотивированности (первичное и вторичное значения)
Тип синтагматичности (сочетаемости)
Какую метафору можно назвать не художественной, а языковой?
Метафора индивидуальна, невоспроизводима в языке, имеет авторство и выполняет образные эстетические функции олицетворения (антропонима)
Метафора отражает социальный опыт, имеет системный характер употребления, воспроизводима и анонимна
Метафора, переносный смысл которой легче раскрыть в контексте
Метафора, переносный смысл которой можно раскрыть без обращения к контексту
Какие из перечисленных названий НЕ являются названиями разновидностей синонимов?
Идеографические
Стилистические
Композиционные
Стилевые
Что НЕ входит в лексикографический анализ слова?
Фонетический облик слова
Слово, семантически расчлененное на отдельные значения (лексико-семантические варианты)
Разного рода грамматические, семантические, стилевые и стилистические пометы
Семантическая структура слова как исторически и иерархически организованная совокупность значений
Реализованное слово (иллюстративный материал)
Актуальное членение предложения позволяет указать тему и рему, соотнести тема-рематическое (актуальное) членение с синтаксическим Обычно тему выражает:
Сказуемое
Подлежащее
Дополнение
Определение
Обстоятельство
Структурно-семантическая классификация сложносочиненных предложений опирается прежде всего на характер сочинительных союзов, соединяющих предикативные части К ним НЕ относятся союзы:
Соединительные
Разделительные
Сочинительные
Противительные
Пояснительные
Присоединительные
Единицами современного синтаксиса текста НЕ являются:
Предложение
Абзац
Сложное синтаксическое целое
Фрагмент
Словосочетание
Какие виды работ по русскому языку на уроках литературы более всего способствуют занятиям пунктуацией в старших классах:
Как лучше проверить правильность выделения абзацев в школьном сочинении литературно-критического типа?
По смыслу
Никак
Надо установить, есть ли логика
Проверить, есть ли в абзацах основные мысли
Прочитать подряд первые предложения и убедиться, что между ними есть смысловая связь
Сколько частей имеет сложное синтаксическое целое в своем полном виде?
Сколько частей содержит полный абзац?
К методам контроля за усвоением знаний НЕ относится:
фронтальный опрос;
рассказ ученика;
подбор слов и составление словосочетаний и предложений учащимися и их анализ;
ответы на вопросы
Задания, связанные с подбором и анализом примеров, их группировкой и классификацией, могут быть следующими:
выписать из текста глаголы в форме условного наклонения;
в чем сходство и различие между выделенными глаголами и существительными;
сделать синтаксический разбор словосочетаний;
К критериям языкового оформления изложений и сочинений НЕ относится:
стилистическое единство и выразительность речи;
соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм;
богатство словаря и грамматического строя речи;
правильность и уместность употребления языковых средств
Принцип единства сознаваемого и несознаваемого на уроке русского языка НЕ реализуется тогда, когда:
используются нестандартные формы обучения;
на уроке имеют место особые приемы - приемы релаксопедии (активизации сферы подсознания);
учащиеся проявляют активный интерес к обсуждаемой на уроке проблеме;
дается установка на запоминание правила и осознанное использование его при написании орфограмм и пунктограмм;
Прочитайте текст. В траве поднимается веселая молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, посвистывание, царапание, степные басы, тенора и дисканты – все мешается в непрерывный монотонный гул. (А. П. Чехов). Определите тип описания
портретное
интерьерное
пейзажное
жанровое
Прочитайте текст.
В траве поднимается веселая молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, посвистывание, царапание, степные басы, тенора и дисканты – все мешается в непрерывный монотонный гул. (А. П. Чехов)
Какой тип связи использован в словосочетании тенора и дисканты:
управление
сочинительная связь
примыкание
согласование
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
м…нера, м…нархия, м…нополия, нарком…ния.
м…никюр, м…нжета, м…ндат, м…нускрипт.
м…нограмма, мелом…ния, м…ноплан, м…нипуляция.
м…нолит, м…нуфактура, м…нолог, м…невр.
Прочитайте отрывок из сказки Л.Кэррола. Найдите примеры шуточного объяснения происхождения и значения слов. Как называется этот прием?
Он утверждал, что хочет взглянуть на гиппопотама,- объяснила Белая королева. – Увы, гиппопотам тут не бывает.
А где же он бывает? – заинтересовалась Алиса.
Там, конечно, - ответила Белая королева. – Бывал бы он тут, его называли бы Гиппопотут.
стилизация
этимологизация
паронимическое противопоставление
анафора
В каждой паре данных ниже словосочетаний одно построено правильно, а в другом нарушена сочетаемость слов. Найдите ошибки.
(1-2) Сжали рожь, сжали урожай; (3-4) ширина натуры, ширина реки; (5-6) могущественное государство, могущественное дерево; (7-8) раздеть ребенка, раздеть сапоги; (9-10) поехал обратно, заболел обратно; (11-12) сделали подвиги сделали вылазку.
2,3,5,8,10,11
1,3,4,7,9
1,2,4,9,10, 11
1.2,5,7,9
Слова рыбарь, дружество относятся к
фонетическим архаизмам
словообразовательным архаизмам
семантическим архаизмам
грамматическим архаизмам
Найдите среди следующих примеров случаи контекстуальной антонимии:
Корень учения горек, а плод сладок.
На Руси не все караси – есть и ерши.
Ученье - свет, а неученье – тьма.
Мягко стелет, да жестко спать.
К полным лексическим омонимам относятся слова
коса (песчаная) – коса (девичья)
закапывать лекарство – закапывать яму
жгут (глаг.) – жгут (сущ.)
атлас (географический) – атлас (цветастый)
В русском языке качественной редукции подвергаются гласные:
Основной принцип письма в Древней Руси:
морфологический
фонетический
традиционный
слоговой
Укажите, какое фонетическое явление в русском языке не является следствием утраты редуцированных звуков в слабой позиции:
уподобление согласных по звонкости и глухости
качественная редукция безударных гласных
уподобление согласных по месту и способу образования
явление непроизносимых согласных
Пары слов поспел – спелый, гнил – гнилой имеют сходный морфемный состав, так как исторически это:
форма прошедшего времени глагола
прилагательное
причастие
существительное
В правиле правописания приставок пре- и при- орфограмма характеризуется:
с семантико – грамматической стороны
с грамматической стороны
с фонетической стороны
с фонетической, с грамматической и семантической стороны
Какое из правил русской орфографии основано на морфологическом принципе?
написание приставки раз- (рас- // роз- // рос-)
написание суффикса прилагательных -лив-
буква Ы после приставок на согласный
окончания -ой, -ый/ -ий в прилагательных именительного, винительного падежей единственного числа
К грамматическим ошибкам относятся:
употребление слова в несвойственном ему значении
нарушение управления
повторение одного и того же слова
неудачная видо-временная соотнесенность глагольных форм
К грубым орфографическим ошибкам относятся:
дефис в наречиях
прописная и строчная буква в составных собственных наименованиях
слитное и раздельное написание наречий
буквы и – ы после приставок
Грубыми пунктуационными ошибками считаются:
замена одного знака другим
запятая в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом
пропуск запятых при вводном слове
неправильная последовательность сочетающихся знаков
Найдите развивающую цель урока
Проконтролировать степень усвоения понятия полные и краткие прилагательные;
сформировать навык правописания кратких прилагательных с основой на шипящую;
формировать умение на основе сопоставления находить в предложении полные и краткие прилагательные;
вырабатывать навык построения монологического высказывания.
При использовании на уроке русского языка фрагмента статьи из учебника физики в качестве примера научного стиля речи имеет место:
понятийно – терминологическая межпредметная связь
коммуникативно – речевая межпредметная связь
учебно – дидактическая межпредметная связь
нельзя вести речь о межпредметной связи
Наиболее оптимальная форма внедрения национально-регионального компонента в преподавание русского языка
организация экскурсий по родному краю
привлечение дидактического материала, связанного с историей и культурой родного края
создание в школе музея родного края
проведение интегрированных уроков
На успешное формирование навыков учебного труда в последнюю очередь влияет:
Коммуникативная компетенция – это…
осведомленность школьников в системе родного языка
осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме
знания учащихся о науке «Русский язык», ее разделах, целях, методах, этапах развития
интеграция учащихся в культуру родного края
Согласно проекту «Государственного стандарта образования» в общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности выпускника основной школы не входит
адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде
выбор и использование средства языка в соответствии с коммуникативной задачей
составление планов, тезисав, конспектов
умение писать сочинения разных жанров
Согласно проекту «Государственного стандарта образования» в общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности выпускника начальной школы не входит
уметь выделять главные мысли текста
владеть навыками осознанного, беглого чтения различных стилей и жанров
уметь ставить вопрос, строить ответ
уметь строить монологическое высказывание
Какой из пунктов не входит в определение «языковая личность нового типа»?
личность, владеющая несколькими языками
личность, открытая как для своей (родной) культуры, так и для культур других народов
личность, готовая к самореализации
личность, ориентированная на передовые достижения в современной мировой культуре
|