|
Разработка программы по профилактике употребления наркотиков среди подростков ГБОУ ДПО РО «РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
МБОУ лицей № 82
Образовательный проект по теме:
«Разработка программы по профилактике употребления наркотиков среди подростков»
Выполнили:
учитель математики
Коренева О.С.
учитель английского языка
Кучерова К.В.
2013 год
П. Каменоломни
Постановка проблемы: Как создать эффективные механизмы взаимодействия с учащимися по профилактике наркомании.
Актуальность проблемы: По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психически активных веществ (ПАВ), за исключением курильщиков табака составляет более 500 млн. человек. В Российской Федерации – 2 млн. бездомных детей, 700 тыс. – сирот. По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1,87 млн. человек – это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет.
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Детская наркомании – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить. Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни. Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы.
Цель: Создать программу образовательного учреждения, которую могут использовать педагоги и родители для формирования у подростков устойчивых установок на отрицательное отношение к наркотическим веществам.
Задачи:
Анализ материалов с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании;
Определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной программы;
Информирование;
Создание программы образовательного учреждения по профилактике наркомании в рамках социального партнерства.
Критерии эффективности: Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность его зависит от тесного взаимодействия всех участников программы, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагога». Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации. Сроки реализации программы в течение всего года.
Этапы реализации программы:
I Подготовительный этап;
II Диагностирующий этап;
III Организационно – деятельностный этап;
IV Заключительный этап.
План мероприятий:
I Подготовительный этап: (Сроки проведения: начало сентября)
Используя методическую литературу, сеть Интернет собрать информацию о состоянии проблемы наркомании на данный момент. Ответственные: кл. руководитель, социальный педагог, психолог.
Привлечение к совместной деятельности всех заинтересованных ведомств и организаций. Их деятельность должна быть направлена на основные сферы жизнедеятельности подростка: семья, образовательное учреждение, досуг. Такими организациями могут быть: Госнаркоконтроль, МУЗ ЦРБ п.Каменоломни, с/к «Нива», с/к «Бассейны Дона», Музыкальная школа, ДК п.Каменоломни. Ответственные: завуч по воспитательной работе, кл. руководитель.
Определяем комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления наркотических веществ (Совместно с администрацией школы, согласуем работу с выше указанными организациями).
Информирование и консультирование педагогического состава по проблеме наркомании.
Необходимо пояснить, что:
- просветительские мероприятия необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе;
- в ходе бесед должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека;
- предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества;
-необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию опробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач;
-информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения);
-родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.
В антинаркогенной работе следует избегать:
- использования тактики запугивания;
- искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;
- разового характера действий, направленных на профилактику, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;
- ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;
- упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;
- оправдания употребления наркотиков. Ответственные: психолог, социальный педагог.
II Диагностирующий этап: (Сроки проведения: сентябрь)
Работа с родителями:
Информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании. Ответственные: администрация школы, кл. руководитель.
Онлайн тестирование родителей подростков «Выявление родителями наркомании алкоголизма подростков» https://психоаналитик-матвеев.рф/testy-detyam/lichnost-podrostka/narkomaniya-i-alkogolizm-u-podrostkov/
Ответственные: кл. руководитель, психолог, социальный педагог.
Работа с детьми:
Определить степень информированности детей и подростков по проблеме. Ответственные: кл. руководитель, психолог, социальный педагог.
Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей. Анкетирование «Изучение наркогенной ситуации в коллективе». ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Ответственные: кл. руководитель, психолог, социальный педагог.
Анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ; подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков; подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков. Ответственные: кл. руководитель, психолог, социальный педагог.
III Организационно – деятельностный этап: (Сроки проведения: октябрь – апрель)
Работа с детьми:
Проведение тематических бесед, дискуссий с подростками по различным аспектам проблемы, с приглашением специалистов из Госнаркоконтроля, МУЗ ЦРБ п.Каменоломни, с/к «Нива», с/к «Бассейны Дона», Музыкальная школа, ДК п.Каменоломни.
Акция «Мы выбираем жизнь».
Лекция «Соблазн вокруг нас».
Ролевая игра «Что значит жить с наркоманом!».
Тренинг уверенного поведения, умение сказать «нет».
Урок-игра «В здоровом теле –здоровый дух».
Показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Организация экскурсии в Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой.
Спортивные состязания.
Организация фотовыставки «Я выбираю жизнь без наркотиков!».
Организация совместного волонтерского движения родителей и детей с целью предупреждения и пресечения правонарушений связанных с оборотом наркотиков.
Ответственные: директор, кл. руководитель, социальный педагог, психолог.
Работа с родителями:
Тематический всеобуч для родителей по теме: «Особенности отношения подростков к наркотикам».
Общешкольное родительское собрание в форме круглого стола «Школа, семья, ребенок: аспекты социально- психологического здоровья ученика».
Практическое занятие «История семьи, где есть наркоман». Задача каждого родителя подумать, как он лично может повлиять на ситуацию и выдвинуть пути решения проблемы.
Информирование родителей о том, что делать, если они подозревают, что их ребенок употребляет психо активные вещества, раздача памяток. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Ответственные: кл. руководитель, социальный педагог, психолог, родительский комитет.
IV Заключительный этап: (Сроки проведения: май)
Итоговое анкетирование «Изучение наркогенной ситуации в коллективе» для сравнительного анализа с вводным анкетированием и выявления динамики.
Обобщение полученного опыта.
Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании
Результаты: Основной продукт – методические рекомендации для педагогов, родителей по профилактике наркомании. Дополнительные продукты – обученные учителя, комплект методик, мультимедийные средства.
Ресурсы: Нормативные документы, сеть интернет, литература о методе проектов, презентации из школьного коллектора, кадры.
Рекомендации для педагогов по профилактике наркомании
- просветительские мероприятия необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе;
- в ходе бесед должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека;
- предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества;
-необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию опробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач;
-информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения);
-родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.
В антинаркогенной работе следует избегать:
- использования тактики запугивания;
- искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;
- разового характера действий, направленных на профилактику, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;
- ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;
- упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;
- оправдания употребления наркотиков. Методические рекомендации для родителей.
Здоровье ребенка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и самое страшное наркотические вещества (далее - наркотики).
Данные мониторинга и социологические опросы свидетельствует о состоявшихся фактах немедицинского употребления наркотиков в образовательных учреждениях, а также низком качестве организации профилактической антинаркотической работы. По статистике основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 10-14 лет (41%): в основном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингалянтов, потребление алкоголя вместе с медикаментами.
ПРИЧИНЫ употребления наркотиков:
1.Выражение своего сопротивления чему-либо или шокирование учителей, педагогов, родителей, приятелей.
2.Почувствовать себя своим среди старших по возрасту подростков.
3.Снятие эмоционального напряжения и чувства неудовлетворенности.
4.Неосознанное стремление избавиться от плохого настроения.
5.Противоречие - в качестве «запретного плода».
6.Времяпрепровождения (употреблять наркотики можно на дискотеке или на вечеринке).
7.Проявить свою взрослость, выделиться.
8.Это способ уйти от проблем в школе, с подружкой, с родителями.
9.Приобщение по прямому предложению, уговору, настоянию.
10.Испытать неизведанное наслаждение.
11.Мода на употребление.
ЗАДУМАЙТЕСЬ:
- ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела;
- мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамос:rоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти;
- ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие - нет; что можно делать, а чего следует избегать.
Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.
ПРАВИЛА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ
ВАШИМ РЕБЕНКОМ:
Родительская поддержка способствует формированию высокой самооценки подростка, его успехам в школе и нравственному развитию.
1. Общайтесь друг с другом.
Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?
Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
2. Выслушивайте друг друга.
Умение слушать - основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:
быть внимательным к ребенку;
выслушивать его точку зрения;
- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним.
Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»
3. Ставьте себя на его место.
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему будет необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!
4. Проводите время вместе.
Очень важно, когда родители вместе с детьми занимаются спортом, музыкой, рисованием, устраивают совместный досуг, поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.
5. Общайтесь с его друзьями.
Очень часто ребенок впервые пробует наркотики в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения многое зависит, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе. Кроме того: в этом возрасте велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить, а у многих в будущим это может стать привычкой. Поэтому важно в этот период – принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть привлечь их к занятиям спорта или творчества.
6. Помните, что Ваш ребенок уникален.
Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и Вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься важными и полезными делами, чем употребление наркотиков.
7. Подавайте пример.
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример.
Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, «в двойной морали».
НЕЛЬЗЯ!
Есть несколько вещей, которых следует избегать в воспитании ребенка:
не издевайтесь над своим ребенком – унижение не нравится никому;
не читайте нотаций – вспомните, как вы сами их воспринимаете;
не пытайтесь запугать ребенка страшными историями, это не помогает, а тот, кто уже попробовал наркотики и знает их действие, вам не поверит.
СИМПТОМЫ употребления наркотиков:
Общим признаком опьянения для вех наркотиков является эйфория, т.е. повышенное настроение, безмятежное блаженство в сочетании с замедлением или ускорением мышления.
Сделать это трудно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Многие признаки совпадают с теми, которые сопровождают процесс взросления. Важно сделать правильные выводы, если вы заметили, что ваш ребенок:
1.Потерял интерес к старым увлечениям: спорту, коллекционированию, чтению, музыке.
2.У него снижается успеваемость.
3.Стал часто прогуливать занятия или рабочие дни.
4.Возвращаться с дискотеки, вечеринки, с прогулки в странном состоянии.
5.Был замечен в различных противоправных действиях.
6.Часто выпрашивает деньги.
7.Часто резок и непредсказуем (без видимых причин) в проявлении эмоций.
8.Раздражителен, агрессивен в обычных ситуациях.
9.Стал скрытным, например, телефонные разговоры ведет так, чтобы никто не слышал.
10.Стал располагать денежными средствами, не объясняя причину их появления.
11.Стал постоянно лгать, хитрить и изворачиваться.
12.Стал безразличным и безынициативным.
13.Стал неряшливым.
14.Избегает новых знакомств.
15.Периодически не ночует дома.
16.Проявляет интерес к разговорам о наркотиках, убежденно отстаивает свободу употребления наркотиков.
17.Следы уколов, маленькие красные точки, как правило в районе вен;
18.Странные запахи от волос и одежды.
19.Наличие шприцов, игл, закопченных ложек или посуды, флаконов марганцовокислого калия, уксусной кислоты, ацетона, кристаллического йода, щелочей, растворителей, порошков, соломки и трав.
20.Чрезмерно расширенные или суженные зрачки, отсутствие заметной реакции зрачка прирезкой смене освещенности.
21.Частые синяки, порезы, ожоги от сигарет в районе вен.
22.Внешний вид нездорового человека: бледность, отечность, покраснение глазных белков, коричневый налет на языке.
23.Бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью.
24.Похудение, нарушение аппетита от полной потери до «приступов обжорства».
25.Общие психические изменения: снижения памяти, неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины. Высказывания о бессмысленности жизни или такие «Живи ярко, умри молодым». Пропажа из дома денег, ценностей, книг, одежды, техники и т.д.
ЧТО ДЕЛАТЬ,если ЭТО произошло – ваш ребенок употребляет наркотики?
1.Разберитесь в ситуации.
Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете вы сами справиться с ситуацией или вам нужно обратиться за помощью. И постарайтесь с первых минут стать союзником для своего ребенка, который поможет справится с надвигающейся бедой.
2.Сохраните доверие.
Ваш собственный страх может заставить Вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это скорее всего оттолкнет подростка, заставит его замкнутся. Не спешите делать выводы. Возможно для Вашего сына или дочери это первое, и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если Вы сможете поговорить с ним на равных. Выяснить какие проблемы у подростка. Возможно, что наркотик для него сейчас – это способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
3.Оказывайте поддержку.
«Мне не нравится, что ты делаешь но я все же люблю тебя и хочу помочь», - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно говорить об этом, получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытым для своего ребенка. Пусть у него будет больше возможности обратиться к вам со своими трудностями. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий, поощряйте, интересы и увлечения подростка, которые смогут стать альтернативой наркотику; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарства. Будьте уверены дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими опасными, как наркотик.
4.Обратитесь к специалисту.
Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах помочь ему, - обратитесь к специалисту. Если у подростка не выработалась стойкая зависимость и наркотик для него – способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта (без принуждения). Специалист точно оценит ситуацию и вместе с вами и вашим ребенком попробует найти выход из трудного положения.
Но если у вашего ребенка уже сформировалась стойкая зависимость от наркотика, не теряйте времени – обращайтесь к наркологу. И помните. чтобы помощь нарколога была эффективной, необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Наркомания – тяжелое коварное заболевание. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от Вас серьезных и длительных усилий. Список используемой литературы:
Альтушер В.Б., Надеждин А.В. Наркомания: дорога в бездну - М., Просвещение, 2000.
Вострокнутов Н. В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. практик. М.: Моск. гор. Фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004. - 182с.
Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозвисимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - М. - СПб., 2000.
Профилактика наркомании в учреждениях образования: законодательный аспект. Под редакцией В.Н. Богомолова, В.Н. Ивановой, В.А. Тюльпанова.
Интернет ресурсы:
https://upmo.ru/upload/pamitkarod.doc
https://психоаналитик-матвеев.рф/testy-detyam/
https://do.gendocs.ru/docs/index-332666.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкетирование «Изучение наркогенной ситуации в коллективе»
Инструкция к анкете
Нас очень интересует ваше мнение по некоторым вопросам, касающимся молодежных проблем. Заполните, пожалуйста, анкету (школьникам предлагается готовая форма анкеты).
1. Как вы думаете, сколько среди ваших одноклассников тех, кто уже курит?
а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д) большинство
2. Сколько среди ваших одноклассников тех, кто употребляет алкогольные напитки?
а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д) большинство
3. Сколько среди ваших одноклассников тех, кто хотя бы раз попробовал наркотики?
а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д) большинство
4. Сколько среди ваших друзей тех, кто употребляет наркотики?
а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д) большинство
5. Считаете ли вы курение анаши, гашиша и других видов «травки» наркоманией?
а) да; б) нет
6. Откуда вы получаете информацию о вреде наркотиков?
а) не получал; б) от родителей; в) из школы; г) из телевидения; д) из газеты, журналов; е) от друзей; ж) от сотрудников милиции; з) от наркологов; и) другое (указать)
7. Какую информацию о вреде наркотиков вы считаете наиболее интересной и достоверной?
а) от родителей; б) из школы; в) из телевидения; г) из газеты, журналов; д) от друзей; е) от сотрудников милиции; ж) от наркологов; з) другое (указать)
8. Что из перечисленного достаточно часто имеет место в вашей школе:
а) оскорбление личности;
б) драки;
в) воровство;
г) курение в здании школы;
д) изымание денег;
е) употребление алкоголя;
ж) употребление наркотиков;
з) другие антиобщественные поступки (какие).
9. После уроков ты посещаешь:
а) факультативы в школе;
б) курсы;
в) спортивную секцию;
г) кружки;
д) не занимаешься ничем.
10. Для отдыха и развлечения учеников в вашей школе проводят:
а) дискотеки;
б) «Огоньки» в классе;
в) предметные недели, вечера;
г) спектакли;
д) спортивные соревнования;
е) походы;
ж) экскурсии в музеи;
з) посещения театров;
и) не проводят ничего.
Спасибо за сотрудничество!
Изучение отношения школьников к наркотическим веществам методом
«Неоконченных предложений»
Анализ результатов этого опроса поможет спланировать антинаркотическую работу в школе (классе), предоставит фактический материал для обсуждения на различных мероприятиях: на ученической конференции, диспуте, педагогическом совете или родительском собрании.
Инструкция. Закончите предложения:
1. Я понимаю, если человек пьет, когда…
2. Употреблять алкогольные напитки вредно, потому что…
3. Если я узнаю, что мой друг употребляет наркотики, то я…
Для получения результатов составляется кодификатор к каждому предложению. Например:
1-е предложение. «Я понимаю, если человек пьет, когда…»
а) осуждение пьющего и пьянства
(«… я этого не понимаю никогда», «…он глупый»);
б) ритуальное употребление алкоголя
(«… по праздникам», «… в день рожденья, Новый год»);
в) оптимизация общения
(«…если хочет познакомиться с девушкой»);
г) восстановление душевного равновесия
(«…с горя», «…у него несчастье», «…кто-то умер»);
д) принадлежность к значимой группе
(«…в компании», «… он с друзьями»).
2-е предложение. «Употреблять алкогольные напитки вредно, потому что…»
а) вредно для здоровья пьющего;
б) недееспособное потомство;
в) проблемы в семье;
г) нарушение интеллекта;
д) вредно для страны, общества.
3-е предложение. «Если я узнаю, что мой друг употребляет наркотики, то я…»
а) прекращение общения;
б) попытка отговорить, убедить обратиться к специалистам;
в) обращение к значимым взрослым (родителям, учителям, психологам). ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уважаемые родители!
Специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения рекомендуют провести беседу с Вашими детьми о вреде потребления психоактивных веществ.
И помните, главное - личный пример! Памятка для родителей.
.
Признаки и симптомы возможного употребления психоактивных веществ подростками (к психоактивным веществам относятся: наркотики, табак, алкоголь, в том числе пиво)
Дома Ваш, ребенок может…
Избегать членов семьи
Избегать смотреть в глаза родителям
Иметь колебания настроения
Спорить ни о чем
Не соблюдать семейные правила или поступать наперекор просьбам родителей
Лгать
Нецензурно выражаться
Проявлять тревожность, болезненную подозрительность, скрытность
Излишне увлекаться громкой рок музыкой
Приходить домой с покрасневшими глазами
Иметь пристрастие к сладостям
Много спать или засиживаться допоздна
Ускользать украдкой из дому по ночам или убегать в любое время
Вести непонятные разговоры по телефону
Иметь проблемы с законом
Говорить о самоубийстве.
В школе ребенок может…
Плохо концентрировать внимание
Демонстрировать снижение интереса к учебе
Снизить успеваемость
Обвинять в проблемах учителей
Грубить школьной администрации
Пропускать внеклассные мероприятия
Опаздывать, уходить с урока, прогуливать уроки
Списывать, красть или хулиганить
Драться
При этом родители могут обнаружить, что им стало трудно общаться со своим ребенком, замечать пропажу денег и не знать, где он находится в свободное время.
Что же делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет психоактивные вещества?
Самое главное, не впадайте в панику!
1.К первому разговору необходимо подготовиться:
На листе бумаги сделайте список того, что происходит с ребенком за последнее время – 1-2 недели – с указанием дат, что позволяет:
- систематизировать знания о ситуации;
- быть более спокойным/и и объективным/и во время беседы;
- убедить ребенка в том, что его поступки контролируются.
Напишите список родственников, родителей друзей ребенка, учителей, которым доверяете, и которые значимы для вашего ребенка.
Узнайте адрес медицинского учреждения, где можно пройти тест на наркотики, адреса аптек, где можно купить тест-полоски.
Вести разговор следует, по возможности, обоим родителям.
Выбрать время, когда ребенок не находится под воздействием психоактивных веществ, не голоден.
Выбрать место.
- Разговор может происходить в комнате ребенка, но лучше если он будет
проходить на «нейтральной» территории, например, в гостиной.
- Лучше если расстояние между вами и ребенком будет около 1,5 метров.
- Лучше, если вы сядете на стулья или в неглубокие кресла лицом друг к другу,
для того чтобы, смотреть друг другу в глаза.
2. Ведение разговора:
Спокойным, но твердым тоном (без металла в голосе), не обвиняя, применяя «Я высказывания»: «Я/Мы обнаружил/и, что…», «Я/Мы думаем, что …» сообщите сыну или дочери о том, что ваши действия продиктованы любовью и тревогой за него/нее. Ни к коем случае не кричите и не обвиняйте ребенка!
Приведите собранные вами доказательства, свидетельствующие об употреблении.
Попросите его/её объяснить свое поведение.
Внимательно, спокойно и доброжелательно выслушайте все высказывания, доводы ребенка.
Скажите, что вы не одобряйте употребление психоактивных веществ, что такое поведение противоречит правилам и нормам вашей семьи. Отстаивая свою точку зрения можете установить для него/нее правила проживания в семье (например, что вы не будете давать денег на дискотеку и т.д.).
Не читайте мораль. Не угрожайте наказанием, вы можете спровоцировать уход ребенка в его привычную компанию.
Объясните опасные последствия употребления психоактивных веществ (передозировки, заражения ВИЧ, проблемы в получении образования и работы).
Не верьте его уверениям, что он справиться без посторонней помощи и попытайтесь уговорить обратиться к специалистам.
Скажите ребенку, что вы переговорите о ситуации с родственниками, учителями, родителями друзей, которым ребенок доверяет.
В первом разговоре ребенок может категорически отрицать употребление чего-либо. Если вы подозреваете употребление наркотиков, скажите, что вы верите, но чтобы убедить вас в неправоте, он/она должен пройти тест на наркотики. Предложите на выбор, или пойти в медицинское учреждение или провести тест дома. Тест-полоски на определение наркотика в моче продаются в аптеках.
3. Обратитесь за помощью к специалистам: психологу, психотерапевту, врачу наркологу с ребенком, если он/она признался в употреблении, или сами, если ребенок отрицаем факт приема психоактивных веществ.
Если ребенок отказывается обращаться к наркологу, помните, что важен первый шаг. Вы можете обратиться к педагогу-психологу по месту образования вашего ребенка.
|
|
|