|
Внеклассное мероприятие «Посвящение в юные химики» Внеклассное мероприятие
«Посвящение в юные химики».
Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть. Число участников – 2 команды «Алхимики» и «Пламя». Судит жюри, которое состоит из счетчиков и держателя времени. В начале игры: представление команд..
Мероприятие включает 7 конкурсов: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Знакомьтесь химия!» (загадки), 3 конкурс – «Угадай элемент», 4 конкурс – «Ассорти», 5 конкурс – «Читалочка», 6 конкурс – «Последний шанс».
Между 1 и 2, 3 и 4 конкурсами проводятся химическая пауза.
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;
вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей учащихся;
самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.
Цели мероприятия:
повышение познавательного интереса к науке химии;
обобщение всех полученных знаний по общей и неорганической химии;
создание ситуации успеха для учащихся;
вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Оборудование и реактивы для опыта «Звездный дождь»: железный тигель, 1 фарфоровая ложка KMnO4, 1 фарфоровая ложка порошка древесного угля, 1 фарфоровая ложка железных опилок, штатив, спиртовка, спички.
Посвящение в юные химики
(слайд № 2) Девиз:
Орешек знаний тверд, но все же Мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет Простой девиз: “Хочу все знать!”
Ведущие – два учителя химии.
1-й ведущий. Химики! А, что это значит?
Это бессонные ночи, это лабораторные и практические работы, и это родители, которые говорят: “Кошмар! Наш ребенок - химик!” И это счастье? И это жизнь?
Вы хотите спросить: “Почему же становятся химиками?”
2-й ведущий. (Гордо). Да, потому, что химики - это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы, и это родители, которые говорят: “Представьте, наш ребенок - химик! И это счастье! И это жизнь!”
Сегодня за право называться “Юными химиками” сражаются две команды:
“Алхимики” и “Пламя”.
Представление команд: команды по очереди представляют себя и произносят девизы. Девиз команды “Алхимики”: “Лучше верить в “философский камень”, чем не верить и не творить”. Девиз команды “Пламя”: “Гори, но не как пламя спички, как пламя вечного огня”.
1-й ведущий. Теперь командам предстоит принять участие в состязаниях за звание “Юный химик”.
К концу состязаний мы надеемся вы докажите, что достойны называться юными химиками и крепкий орешек “Наука химия” - вам по зубам.
Судит жюри. .
За каждый правильный ответ – 1 жетон. Команда должна набрать не менее 10 жетонов.
1. Разминка. (слайд № 3)
- Для капитанов команд и их помощников.
Пришло послание от Доброжелателя химического кружка: “С помощью таблицы Менделеева расшифровать послание”. (слайд № 4)
Для первой команды “Алхимиков”:
24
| 49
| 12
| 49
| ч
| 63
| 16
| 19
| 49
| 63
|
| 88
| 63
| 18
| 19
| 52
| 49
| 74
| ы
|
| 11
| 18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Для второй команды “Пламя”:
74
| 19
| у
| 16
|
| 84
| 88
| 76
| 5
| 76
| 74
| 18
| 52
| ь
|
| 11
| 63
| 3
| ь
| 79
| я
| !
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Капитан каждой команды со своим помощником расшифровывает послание Доброжелателя с помощью системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой. (слайд № 5)
После расшифровки послания капитаны команд должны объединить два отрывка и получить фразу: “Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!”. (слайд № 6)
- Пока капитаны команд расшифровывают послание Доброжелателя,
2-й ведущий проводит разминку с болельщиками команд, задавая им шуточные вопросы: (слайд № 7)
Какой элемент всегда рад? (Радон).
Какой газ всегда утверждает, что он не он? (Неон).
Какой элемент может воду родить? (Водород).
Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк).
Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).
Какой элемент вращается вокруг солнца? (Уран).
В фамилии какого ученого 9 букв из них 4-“е”? (Менделеев).
После конкурса подводятся первые итоги.
2. “Знакомьтесь химия!”. (слайд № 8)
Каждая команда должна отгадать как можно больше загадок.
2-й ведущий.
1. На верхнем этаже храма Менделеева проживаю,
В разных подъездах две квартиры занимаю,
Причем под номером один
Вот такой я господин! (Водород) (слайд № 9)
2. Разглядев мой спектр в оконце,
Нашли меня на Солнце.
Я с благородностью дружу,
В семейство газов я вхожу. (Гелий) (слайд № 10)
3. Мать моя зовется солью,
Электролиз мой отец,
Я с водою агрессивный
И очень вспыльчивый делец! (Любой щелочной металл) (слайд № 11)
4. Чаще черный я по цвету,
Могу и быть прозрачным.
Мною пишут и рисуют
Бываю я и мрачным. (Углерод) (слайд № 12)
5. Большую роль играю в жизни,
В атмосфере содержусь.
В воде почти не растворяюсь
И химинертностью горжусь. (Азот) (слайд № 13)
6. Без меня нет ни жизни, ни огня. (Кислород) (слайд № 14)
1-й ведущий.
7. К цветным металлам отношусь
Пусть неблагородным,
Электропроводность - моя стихия
И в купоросе брат я сводный. (Медь) (слайд № 15)
8. Когда меня сгибают,
Я издаю несильный треск,
Когда же в холод помещают,
То теряю цвет и блеск. (Олово) (слайд № 16)
9. Из названий двух животных
Мое имя состоит,
На таре, где меня хранят,
Знак токсичности стоит. (Мышьяк) (слайд № 17)
10. Меня пленка ограждает
От окружающей среды,
Нахожу я применение
Для кипячения воды. (Титан) (слайд № 18)
11. На внешность я напоминаю
Углеродистую сталь.
И поделки из железа
Покрываю, словно шаль. (Хром) (слайд № 19)
12. Страдаю окислением
И в природе нахожусь
Лишь в соединениях. (Фосфор) (слайд № 20)
После конкурса подводятся предварительные итоги.
Угадай элемент (каждая команда изображает химический элемент, другая команда должна угадать зашифрованный элемент).
После конкурса подводятся предварительные итоги.
(слайд № 26) Химическая пауза.
Фокусники(учащиеся 11 класса)демонстрируют опыты: ): Фокус – проникновение яйца в бутылку (Надо взять колбу или стеклянную бутылку с широкой горловиной, налить в нее на 3/4 объема разбавленную соляную или азотную кислоту, положить на горловину колбы сырое яйцо, а потом осторожно подогреть содержимое колбы. Когда кислота начнет испаряться, будет происходить растворение скорлупы, и через недолгое время яйцо в эластичной пленке проскользнет внутрь сосуда с кислотой (хотя яйцо больше в сечении, чем горловина колбы). Несгораемый платок – Небольшой платочек погружают в раствор силиката натрия (смешивают силикатный клей с водой в отношении 1:10), хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок пинцетом, погружают в стакан с этиловым спиртом, вынимают и тут же поджигают над пламенем спиртовки или с помощью лучинки. Этиловый спирт быстро сгорает, а платочек остается невредимым (дело в том, что этиловый спирт имеет настолько малую теплоту сгорания, что тепла едва хватает на то, чтобы просушить платок, поэтому платочек можно просто слегка смочить водой). После опыта платочек начисто отстирывают в теплой воде и его снова можно использовать по назначению. Вода и костер подожжет – На асбестовую сетку ставится небольшая фарфоровая чашечка (можно часовое стекло) с небольшим количеством смеси перманганата калия с серной кислотой. На фарфоровую чашечку и вокруг нее накладывают сухие лучинки, имитирующие костер. Для зажигания полученного костра смачивают кусок ваты "водой" (этиловым спиртом) и выжимают над ним так, чтобы капли попали в чашечку. Спирт воспламеняется, поджигая затем лучинки.
4. Ассорти. (слайд № 28)
Перед каждой командой лежит груда карточек на магнитной основе, с изображенными на них формулами (оксидами, основаниями, кислотами, солями).
Задача каждой команды классифицировать их по группам, прикрепить на магнитную доску и дать название веществам. (слайд № 29)
1 команда: CaO, N2O3, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3.
2 команда: CO2, Fe2O3, HCl, H3PO4, Cu(OH)2, NaOH, BaSO4, CaCO3.
Проверка ответов 1 команда (слайд № 30)
2 команда (слайд № 31)
После конкурса подводятся предварительные итоги.
5. Читалочка. (слайд № 32)
Переведите с языка химического на общепринятый следующие выражения: (слайд № 33)
“ Не все то аурум , что блестит”.
“Слово аргентум, а молчание аурум”.
“Феррумный характер”.
“Много аш-два-о утекло”.
Отвечают команды по очереди.
После конкурса подводятся предварительные итоги.
6. Последний шанс. Блиц - турнир. (слайд № 34)
За одну минуту команды по очереди должны дать как можно больше ответов.
(Число жетонов – равно числу ответов).
Наука о веществах и превращениях их друг в друга. (Химия).
Как называются соединения, состоящие из двух элементов? (Бинарные).
Вещества, состоящие из одного вида атомов. (Простые).
То из чего состоят окружающие тела. (Вещества).
Соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? (Оксиды).
Как называются водородные соединения металлов. (Гидриды).
Самый легкий газ? (Водород).
Как называются вещества, состоящие из двух и более химических элементов? (Сложные).
Явления, при которых из одних веществ образуются другие. (Химические реакции)
Химическая связь, возникающая за счет общих электронных пар. (Ковалентная).
Магний металл или неметалл? (Металл).
Химическое название воды. (Оксид водорода).
Назовите формулу углекислого газа.(CO2).
В периодической системе больше металлов или неметаллов? (Металлов).
Вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксо-групп. (Основания).
Кислород простое или сложное вещество? (Простое).
Вещество, состоящее из атома водорода и кислотного остатка. (Кислота).
Условный заряд атома в химическом соединении. (Степень окисления).
Химическая связь между ионами. (Ионная).
Сложные вещества, состоящие из металла и кислотного остатка. (Соли).
Жюри подводит итоги.
Ведущие.
А теперь песня
Настало время для торжественного посвящения восьмиклассников в “Юные химики”. (слайд № 35)
Ребята, вы успешно прошли все испытания. Браво! Мы видим, вы вполне готовы продолжить свое многолетнее путешествие по стране увлекательной Химии. Вам предстоит узнать много нового и интересного. И, вступив на этот путь, вы должны дать обещание.
(слайд № 36) ОБЕЩАНИЕ: Мы, ученики 9 класса, торжественно ОБЕЩАЕМ, на уроках химии быть внимательными, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы стараться находить ответы. ОБЕЩАЕМ.
(слайд № 37) Спасибо за внимание!
В заключение юным химикам в качестве подарка выпускники школы демонстрируют праздничный фейерверк! Опыт “Звездный дождь”. В железный тигель помещена смесь равных количеств KMnO4, порошка древесного угля и железных опилок по фарфоровой ложке. При нагревании смеси появляется красивый столб искр в виде звездного дождя. |
|
|