|
Самостоятельная работа по группам. Учащиеся по группам выполняют задание 5 минут Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоурусовская средняя общеобразовательная школа »
Красноярского района Астраханской области.
Урок алгебры в 9 классе по теме
«Неравенства второй степени
с одной переменной»
Учитель математики
Искабулова С.Х.
2012 – 2013 уч.год
Тема урока: «Неравенства второй степени с одной переменной»
Урок изучения новых знаний
Цель урока: 1. Ознакомить учащихся с решением неравенств второй степени с одной переменной, обеспечить усвоение алгоритма решения таких неравенств;
2.Развивать логическое мышление, память, речь, внимание.
3. Воспитывать интерес к математике, графическую культуру.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение и закрепление изученного материала.
а) Разбор вопросов по д/ з ( анализ нерешенных пунктов)
б) Что является графиком функции у = ах2 +вх +с? От чего зависит направление ветвей параболы?
в) Самостоятельная работа по группам.
Учащиеся по группам выполняют задание 5 минут.
Результаты сверить по таблице на экране, ошибки разобрать.
Задание: Решите уравнение:
группа
| уравнение
| Сравните результаты
| I группа
IIгруппа
III группа
IV группа
| = 0
+ = -2
= 0
+ = 2
| х1 = 6, х2= -1
ОДЗ: х
Ответ: 6
Х = 1.
ОДЗ: х
=0
Д= -15<0, корней нет
Х = -1.
ОДЗ: х
|
Формирование новых знаний и умений.
На экране слайды.
Определение: Неравенства вида ах2 +вх +с>0 и ах2 +вх +с<0,
где х- переменная, а,в,с- некоторые числа ( а),
неравенствами второй степени с одной переменной.
Алгоритм решения неравенства второй степени с одной переменной:
Определить направление ветвей параболы: при а > 0 ветви вверх,
при а< 0 ветви вниз.
Приравниваем левую часть к нулю: ах2 +вх +с=0, находим корни этого квадратного трёхчлена.
Отметим корни данного квадратного трёхчлена на числовой оси Ох:
Если ≥ и ≤ , то «точки жирные»
Если > и < , то « точки выколотые»
С учетом направления ветвей строим параболу.
Если трёхчлен не имеет корней, строят эскиз параболы, расположенный в верхней полуплоскости при а > 0
и в нижней полуплоскости при а< 0.
Находим на оси Ох промежутки, соответствующие данному неравенству.
На доске разобрать примеры соответственно алгоритму.
Пример 1. 5х2 + 9х – 2 < 0
5х2 + 9х – 2 = 0
а = 5 > 0 – вверх;
Д = в2 - 4ас = 81 +40 = 121 = 112 ;
Х1= 1/5; + + х
х2 = -2. -2° 1/5°
Ответ: (-2; )
Акцентировать внимание на то, что:
а)у трёхчлена два корня; б)на расстановку знаков, т.е. то, что ниже оси Ох – минус, то что выше оси Ох – плюс; в) ответ выбираем в соответствии
со знаком неравенства.
Пример 2. 3х2 – 11х – 4 > 0 + +
Д = 169, х1 = 4, х2 = - - ° 4 °
Ответ: (-
Пример 3. х2 +2х - 4> 0
а = - ветви параболы вверх.
Д = 0, х= 8
+ + +
° 8
Ответ: (- ) U (8; +∞)
Пример 4. Х2 – 3х+ 4> 0
а = 1 > 0- парабола ветвями вверх.
Д = -7.
Х
Ответ: х – любое.
В последнем примере акцентировать внимание на пункте 4 алгоритма.
Закрепление изученного материала.
№ 304(б,г) Ответы: б) (- ) U (2; +∞)
г) (- ) U (5; +∞)
№ 306 (в,г) Ответ: в) [ ; 1] ; г) (- ] U [2; +∞)
№ 308( а,д) Ответ: а) (- 4; 4), д) (-; 0)
Подведение итогов.
Повторить по пунктам алгоритм решения неравенств второй степени
с одной переменной.
Выставление оценок.
Д / з: № 304(а,г); № 306(а,б); № 308(б,г)
|
|
|