Главная страница

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества образования



Скачать 47.68 Kb.
НазваниеВнедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества образования
Дата12.02.2016
Размер47.68 Kb.
ТипДокументы

А.Ю.Воркожокова (с. Красногвардейское)

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества образования.

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является повышение качества общеобразовательной подготовки учащихся. Дж.Дьюи доказал, что «школа в условиях демократии, если только она верна своей роли образовательной инстанции, служит осуществлению демократической идеи о преобразовании знания и понимания, т.е. энергии действия, в неотъемлемую внутреннюю составляющую ума и характера личности» [1:159].

Качество образования есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Самым актуальным параметром в качестве образования является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношение с учителем. В центре школьного образования, по мысли Г.К. Селевко, «важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником» [2:3], которое предполагает признание ребёнка субъектом развития, обучения, воспитания; признание способности ребёнка к саморазвитию; смена позиций педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика; приоритет внутриличностного содержания образования.

По отношению к ученику необходимо придерживаться такой позиции: «изучи, пойми ученика и помоги ему учиться». Как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой, желанием?

Проблема познавательной активности, ведущая к повышению качества знаний обучающихся, является одной из вечных проблем педагогики. На данном этапе решение этой проблемы идет через внедрение современных педтехнологий в учебно-воспитательный процесс.

К таким технологиям, которые направлены на повышение качества образовательного процесса относятся технологии личностно – ориентированного обучения. Это технологии проблемного, игрового, разноуровневого, модульного обучения, коллективного взаимообучения и технология встречных усилий (ТВУ).

Технологии встречных усилий формируют субъективную позицию педагога и учащегося в учебном процессе. Одним из необходимых условий организации педагогических взаимодействий учителя и ученика является наличие между ними постоянной обратной связи. Именно она регулирует поведение участников образовательного процесса, корректирует ход урока, создаёт предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия. Безусловно, ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определённые усилия в процесс образования. Учитель, со своей стороны, тоже должен - не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперёд, но и делать «шаг навстречу» ученикам. Только в этом случае можно говорить о ТВУ учителя и ученика.

Урок, построенный в соответствии с ТВУ, можно условно разбить на 5 основных этапов: 1) разминка, 2) контрольно – подготовительный, 3) «вызов», 4) «сотворчество», 5) рефлексия (размышление). На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

По концептуальным положениям Дж.Дьюи, «условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала, активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом), связь обучения с жизнью, игрой, трудом» [1:165].

Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Методические приемы создания проблемной ситуации, следующие: 1) подвести школьников к противоречию и предложить им самим разрешить ситуацию, 2) изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос и 3) побуждать обучающихся делать выводы, ставить конкретные вопросы.

Проблемные вопросы в большинстве своем основаны на разрешении противоречий, заключённых в реальных языковых фактах, когда разные языковые явления материально одинаковы, или когда одна и та же форма несёт в себе несколько грамматических значений. Ответ на каждый из проблемных вопросов требует обращения к языковому материалу, выявлению в нём сходного и различного, умения сопоставлять явления, находить различное в общем и общее в совершенно различных на первый взгляд явлениях.

Создание и разрешение проблемных ситуаций – это один из перспективных методических приёмов. Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня из познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент, несёт в себе мощный потенциал развития диалектики мышления, что ведет к повышению качества обучения.

Основная цель образования сейчас направлена на усиление творческих возможностей учащихся, на развитие их интереса к урокам русского языка. Развитие творческих способностей учащихся происходит в процессе взаимодействия учебной и игровой деятельности именно в таком сочетании находится успех обучения.

Играя, ребёнок приобретает новые знания, совершенствует умения и навыки. А главное – в игре все равны. Она посильна слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечения и радости, посильность заданий – даёт возможность учащимся преодолевать стеснительность, благотворно сказывается на результатах обучения.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: 1) обучающие, контролирующие, развивающие; 2) познавательные, воспитательные, обобщающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические.

Технология игр состоит из следующих этапов: 1) этап подготовки и ввода в игру, 2) этап проведения, 3) этап анализа и обобщения.

Одной из перспективных форм и методов обучения, которую можно использовать на старшей ступени обучения, является модульная система обучения. Классно-урочная система обучения в школах значительно отличается от лекционно-семинарской формы обучения в ВУЗах. Поэтому выпускники школы должны владеть общими учебными умениями, которые могли бы позволить им достаточно быстро освоить новые для них

виды познавательной деятельности: уметь вести конспект, выделять главное, пользоваться разнообразными источниками знаний, в том числе и ресурсными.

И поэтому внедрение модульной системы обучения в старшем звене и в профильных классах необходимо. Средством формирования умений и навыков служат блоки – алгоритмы учебной деятельности, которые совместно с модулями составляют основу циклов освоения различных видов деятельности.

Личностно – ориентированный подход в обучении заложен в концепции модернизации Российского образования. Цель личностно -ориентированной технологии – превращение школы в очаг демократии, а класса – в сообщество исследователей.

Демократия должна стать принципом организации образования, ориентирующим его на создание максимальных возможностей для самоосуществления обучающихся, свободно, ответственно и продуктивно взаимодействующих с другими людьми при решении индивидуальных и социальных проблем.

Литература

  1. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблема человечества/Пер. с англ.-М., 2003.-с.159

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М., 1998.-с.3.