|
В. Сухомлинский Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».
В.Сухомлинский.
XXI век – век высоких компьютерных технологий.
Целесообразность применения ИКТ для достижения педагогических целей:
Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования:
Повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникативных технологий (ИКТ);
Активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;
Углубление межпредметных связей за счёт использования ИКТ;
Реализация идей открытого образования на основе использования сетевых технологий.
Под ИКТ – компетентностью учителя-предметника понимают личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности.
Педагогам, применяя новые информационные технологии необходимо:
Знать дидактические возможности компьютера;
Владеть методами использования компьютера в организации обучения:
Уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;
Уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;
Использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся.
Электронные материалы, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:
Получение информации;
Практическое применение информации;
Проверка полученных знаний и умений.
Условия, способные обеспечить использование ИКТ на уроках:
Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
Совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
Широкое общение со сверстниками из других школ, регионов, стран.
Свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
В концепции модернизации российского образования сказано: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Модели использования ИКТ на уроках:
выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
компьютерное тестирование;
использование электронных сборников-тренажеров;
работа с электронными энциклопедиями.
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации: фотографии, видеофильмы, мультипликации.
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счет:
активизации восприятия учащихся за счет использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время для выписывания текста на доске;
большой объем информации может быть получен из интернета и с компактных дисков и воспроизведен на экране, в формате, видимом всем учащимся:
учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый, на экране план выступления.
Компьютерное тестирование.
Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) дает возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Работа с электронными энциклопедиями.
Работа с электронными энциклопедиями дает возможность сэкономить время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение; или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний).
Использование ИКТ на уроках позволяет: сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее. С помощью ИКТ представляется возможным довести процесс дифференциации обучения до уровня индивидуализации.
Задачи использования ИКТ на уроках:
создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;
осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;
передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;
сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;
повышение качества обучения.
Примеры использования ИКТ на уроках математики:
построение урока с применением программных мультимедийных средств: для объявления темы урока, как сопровождение объяснения учителя, для контроля знаний;
осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки;
организация и проведение лабораторных практикумов с вертуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени, либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте;
Обработка результатов эксперимента.
Преимущества современных компьютерных технологий:
Использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
Многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
Использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
Автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.
В своей работе я применяю ИКТ на уроках математики, так например: этап «Устный счет» в 6 классе по теме «Сложение и вычитание чисел с разными знаками» (слайды 1-2), по теме «Деление» (слайды 3-4).
Этап «Объяснение» в 6 классе по теме «Сравнение чисел с помощью координатной прямой» (слайд 5-6), «Сложение чисел с помощью координатной прямой» (слайд 7-9), «Деление» (слайд 10-12), в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений по формулам (слайд 13-15), в 9 классе по теме «Сложение и вычитание векторов» (слайд 16-18).
Этап «Закрепление» в 8 классе по теме «Свойства числовых неравенств» (слайд19-21), «Числовые неравенства» (слайд 22-24).Задания для обучения и развития учащихся в 6 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (слайд 25-35), использование мультимедийных физкультминуток (слайд 36).
Этап «Контроль».
Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры; с использованием фото, видео и анимации; интерактивные задания – все эти типы, обычно используемые и на этапе контроля, если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания. Разработаны тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой и выдачей протокола выполнения. Оценивание выполнения задания оставлено за учителем по рекомендациям автора.
Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31»
города Курска
Использование информационно – коммуникативных
технологий (ИКТ) как средство активизации
познавательной деятельности учащихся на уроках
математики
Выполнил: Шапков В.П.
2011 г. |
|
|