Главная страница

Учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк; К. И. Нешков, С. Б. Суворова под ред. С. А. Теляковского. 19-е изд



Скачать 185.25 Kb.
НазваниеУчебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк; К. И. Нешков, С. Б. Суворова под ред. С. А. Теляковского. 19-е изд
Дата05.04.2016
Размер185.25 Kb.
ТипУчебник

Тематическое планирование по алгебре в 8 классе реализует один из возможных подходов к распределению материала, представленному в «Содержании основного общего образования по учебному предмету». Оно не носит обязательного характера и не исключает возможности иного распределения содержания материала. Приведённый перечень тем не задаёт последовательности их рассмотрения в курсе; структурирование материала — прерогатива рабочих программ. Особенностью примерного тематического планирования является то, что в нём содержится описание возможных видов деятельности учащихся в процессе усвоения соответствующего содержания содержания, направленных на достижение поставленных целей.
Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008 г.

  2. Государственный стандарт основного общего образования по математике.

Программа соответствует учебнику:

Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев,

Н.Г. Миндюк; К.И.Нешков, С.Б.Суворова под ред. С.А. Теляковского. - 19-е изд.-

М.: Просвещение, 2011.-271 с.:ил

Преподавание ведется по 3 часа в неделю в первом полугодии, 4 часа внеделю во втором полугодии, всего 116 часов. На контрольные работы отводится 8 часов, на зачёты — 4 часа, на тестирование — 4 часа.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  1. развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;

  2. сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

  3. овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

  4. изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  5. получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  6. развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  7. сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Основные развивающие и воспитательные цели

 Развитие:

  1. Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  2. Математической речи;

  3. Сенсорной сферы; двигательной моторики;

  4. Внимания; памяти;

  5. Навыков само и взаимопроверки.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

 Воспитание:

  1. Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  2. Волевых качеств;

  3. Коммуникабельности;

  4. Ответственности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Требования к математической подготовке учащихся 8 класса

В результате изучения алгебры ученик должен: знать/понимать

  1. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  2. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  3. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  4. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  5. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  6. вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  7. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  1. выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  2. применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  3. решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;

  4. решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;

  5. находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  6. определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  7. описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  2. моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  3. описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  4. интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Технологии, методики и формы  организации учебных занятий:

Технологии:

  1. Проблемное обучение;

  2. Коллективный способ деятельности;

  3. Информационно- коммуникационные технологии;

Методики:

  1. Лекция, беседа, самостоятельное изучение;

  2. Самостоятельные работы; лабораторные работы.

  3. Фронтальный опрос, устная или письменная контрольная работа.

Формы:

  1. Урок - лекция, урок - деловая игра;

  2. Урок - практикум, урок- соревнование;

  3. Урок-с дидактической игрой, комбинированный урок;

  4. Урок-консультация, урок-зачет, урок семинар.

Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

 Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

Система оценивания :

 Пятибалльная система оценивания с использованием дифференцированного подхода. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется с помощью системы измерителей в виде предварительного, текущего, тематического и итогового контроля, используя при этом устную проверку (устный опрос индивидуальный или фронтальный), письменную проверку ( математический диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, тематический срез, тестирование)

         Критерии ошибок:

  1. к грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  2. к негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

  3. к недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях

       Оценка устных ответов учащихся по математике:

            Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником

  2. изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику

  3. правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами

  4. применять их в новой ситуации при выполнении практического задания

  5. продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированностъ и устойчивость используемых при отработке умений и навыков

  6. отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

           Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  1. в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

  2. допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  3. допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

          Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  1. неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

  2. имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  3. ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  4. при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность

  5. основных умений и навыков.

        Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  1. не раскрыто основное содержание учебного материала

  2. обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала

  3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

        Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике

        Отметка «5» ставится, если

  1. работа выполнена полностью

  2. в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок

  3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материма).

             Отметка «4» ставится, если:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);  допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или

  2. графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

      Отметка «3» ставится, если:

       допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

      Отметка «2» ставится, если:

      допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Алгебра – 8 класс

Учебник Макарычева Ю.Н., 3 часа в неделю в первом полугодии, 4 часа — во втором полугодии, 116 часов в год




Тема

Кол-во

часов

Плановые

сроки пров-я

Скоррек-е

сроки пров-я

1.

Рациональные выражения

2

3.9,4.9




2.

Основное свойство дроби. Сокращение дробей

3

5.9,10.9,11.9




3.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

3

12.9,17.9,18.9




4.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

3

19.9,24.9,25.9




5.

Контрольная работа № 1

1

26.9




6.

Умножение дробей. Возведение дроби в степень

3

1.10,2.10,3.10




7.

Деление дробей

3

8.10,9.10,10.10




8.

Преобразование рациональных выражений

2

15.10,16.10




9.

Зачёт по теме «Рациональные выражения»

1

17.10




10

Функция у = к/х и ее график

2

22.10,23.10




11.

Контрольная работа № 2

1

24.10




12

Рациональные числа

2

5.11,6.11




13

Иррациональные числа

1

7.11




14

Квадратные корни

3

12.11,13.11,14.11




15

Тестирование по теме «Иррациональные числа»

1

19.11




16

Уравнение х2 = а

2

20.11,21.11




17

Нахождение приближенных значений квадратного корня

2

26.11,27.11




18

Функция у = √х и ее график

2

28.11,3.12




19

Контрольная работа № 3

1

4.12




20

Квадратный корень из произведения и дроби

2

5.12,10.12




21

Зачёт по теме «Квадратные корни»

1

11.12




22

Квадратный корень из степени

3

12.12,17.12,18.12




23

Преобразование выражений с квадратными корнями

2

19.12,24.12




24

Контрольная работа № 4

1

25.12




25

Вынесение и внесение множителя под знак корня

2

14.1,15.1




26

Тестирование по теме «Преобразование выражений с квадратными корнями»

1

16.1




27

Неполные квадратные уравнения

3

17.1,21.1,22.1




28

Формула корней квадратного уравнения

3

23.1,24.1,28.1




29

Решение квадратных уравнений по формуле

3

29.1,30.1,31.1




30

Решение задач с помощью квадратных уравнений

3

1.2,5.2,6.2




31

Контрольная работа № 5

1

7.2




32

Теорема Виета

3

11.2,12.2,13.2




33

Решение дробных рациональных уравнений

3

14.2,18.2,19.2




34

Зачёт по теме «Дробные рациональные уравнения»

1

20.2




35

Решение задач с помощью рациональных уравнений

3

21.2,25.2,26.2




36

Числовые неравенства

3

27.2,28.2,4.3




37

Тестирование по теме «Числовые неравенства»

1

5.3




38

Свойства числовых неравенств

2

6.3,7.3




39

Сложение и умножение числовых неравенств

2

11.3,12.3




40

Контрольная работа № 6

1

13.3




41

Погрешность и точность приближения.

2

14.3,18.3




42

Пересечение и объединение множеств

2

19.3,20.3




43

Числовые промежутки

3

21.3,1.4,2.4




44

Решение неравенств с одной переменной

3

3.4,4.4,8.4




45

Решение систем неравенств с одной переменной

3

9.4,10.4,11.4




46

Контрольная работа № 7

1

15.4




47

Определение степени с целым отрицательным показателем

3

16.4,17.4,18.4




48

Свойства степени с целым показателем

3

22.4,23.4,24.4




49

Зачёт по теме «Свойства степени с целым показателем»

1

25.4




50

Стандартный вид числа

2

29.4,30.4




51

Тестирование по теме «Стандартный вид числа»

1

6.5




52

Решение задач по теме «Стандартный вид числа»

1

7.5




53

Сбор и группировка статистических данных

3

8.5,13.5,14.5




54

Наглядное представление статистической информации

3

15.5,16.5,20.5




55

Контрольная работа № 8

1

21.5




56

Повторение

2

22.5,23.5