|
Учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк; К. И. Нешков, С. Б. Суворова под ред. С. А. Теляковского. 19-е изд Тематическое планирование по алгебре в 8 классе реализует один из возможных подходов к распределению материала, представленному в «Содержании основного общего образования по учебному предмету». Оно не носит обязательного характера и не исключает возможности иного распределения содержания материала. Приведённый перечень тем не задаёт последовательности их рассмотрения в курсе; структурирование материала — прерогатива рабочих программ. Особенностью примерного тематического планирования является то, что в нём содержится описание возможных видов деятельности учащихся в процессе усвоения соответствующего содержания содержания, направленных на достижение поставленных целей. Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008 г.
Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Программа соответствует учебнику:
Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев,
Н.Г. Миндюк; К.И.Нешков, С.Б.Суворова под ред. С.А. Теляковского. - 19-е изд.-
М.: Просвещение, 2011.-271 с.:ил
Преподавание ведется по 3 часа в неделю в первом полугодии, 4 часа внеделю во втором полугодии, всего 116 часов. На контрольные работы отводится 8 часов, на зачёты — 4 часа, на тестирование — 4 часа.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Математической речи;
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
Внимания; памяти;
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Волевых качеств;
Коммуникабельности;
Ответственности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Требования к математической подготовке учащихся 8 класса
В результате изучения алгебры ученик должен: знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Технологии, методики и формы организации учебных занятий:
Технологии:
Проблемное обучение;
Коллективный способ деятельности;
Информационно- коммуникационные технологии;
Методики:
Лекция, беседа, самостоятельное изучение;
Самостоятельные работы; лабораторные работы.
Фронтальный опрос, устная или письменная контрольная работа.
Формы:
Урок - лекция, урок - деловая игра;
Урок - практикум, урок- соревнование;
Урок-с дидактической игрой, комбинированный урок;
Урок-консультация, урок-зачет, урок семинар.
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:
уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
Система оценивания :
Пятибалльная система оценивания с использованием дифференцированного подхода. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется с помощью системы измерителей в виде предварительного, текущего, тематического и итогового контроля, используя при этом устную проверку (устный опрос индивидуальный или фронтальный), письменную проверку ( математический диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, тематический срез, тестирование)
Критерии ошибок:
к грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
к негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
к недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов учащихся по математике:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированностъ и устойчивость используемых при отработке умений и навыков
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике
Отметка «5» ставится, если
работа выполнена полностью
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материма).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или
графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. Алгебра – 8 класс
Учебник Макарычева Ю.Н., 3 часа в неделю в первом полугодии, 4 часа — во втором полугодии, 116 часов в год
№
| Тема
| Кол-во
часов
| Плановые
сроки пров-я
| Скоррек-е
сроки пров-я
| 1.
| Рациональные выражения
| 2
| 3.9,4.9
|
| 2.
| Основное свойство дроби. Сокращение дробей
| 3
| 5.9,10.9,11.9
|
| 3.
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
| 3
| 12.9,17.9,18.9
|
| 4.
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 3
| 19.9,24.9,25.9
|
| 5.
| Контрольная работа № 1
| 1
| 26.9
|
| 6.
| Умножение дробей. Возведение дроби в степень
| 3
| 1.10,2.10,3.10
|
| 7.
| Деление дробей
| 3
| 8.10,9.10,10.10
|
| 8.
| Преобразование рациональных выражений
| 2
| 15.10,16.10
|
| 9.
| Зачёт по теме «Рациональные выражения»
| 1
| 17.10
|
| 10
| Функция у = к/х и ее график
| 2
| 22.10,23.10
|
| 11.
| Контрольная работа № 2
| 1
| 24.10
|
| 12
| Рациональные числа
| 2
| 5.11,6.11
|
| 13
| Иррациональные числа
| 1
| 7.11
|
| 14
| Квадратные корни
| 3
| 12.11,13.11,14.11
|
| 15
| Тестирование по теме «Иррациональные числа»
| 1
| 19.11
|
| 16
| Уравнение х2 = а
| 2
| 20.11,21.11
|
| 17
| Нахождение приближенных значений квадратного корня
| 2
| 26.11,27.11
|
| 18
| Функция у = √х и ее график
| 2
| 28.11,3.12
|
| 19
| Контрольная работа № 3
| 1
| 4.12
|
| 20
| Квадратный корень из произведения и дроби
| 2
| 5.12,10.12
|
| 21
| Зачёт по теме «Квадратные корни»
| 1
| 11.12
|
| 22
| Квадратный корень из степени
| 3
| 12.12,17.12,18.12
|
| 23
| Преобразование выражений с квадратными корнями
| 2
| 19.12,24.12
|
| 24
| Контрольная работа № 4
| 1
| 25.12
|
| 25
| Вынесение и внесение множителя под знак корня
| 2
| 14.1,15.1
|
| 26
| Тестирование по теме «Преобразование выражений с квадратными корнями»
| 1
| 16.1
|
| 27
| Неполные квадратные уравнения
| 3
| 17.1,21.1,22.1
|
| 28
| Формула корней квадратного уравнения
| 3
| 23.1,24.1,28.1
|
| 29
| Решение квадратных уравнений по формуле
| 3
| 29.1,30.1,31.1
|
| 30
| Решение задач с помощью квадратных уравнений
| 3
| 1.2,5.2,6.2
|
| 31
| Контрольная работа № 5
| 1
| 7.2
|
| 32
| Теорема Виета
| 3
| 11.2,12.2,13.2
|
| 33
| Решение дробных рациональных уравнений
| 3
| 14.2,18.2,19.2
|
| 34
| Зачёт по теме «Дробные рациональные уравнения»
| 1
| 20.2
|
| 35
| Решение задач с помощью рациональных уравнений
| 3
| 21.2,25.2,26.2
|
| 36
| Числовые неравенства
| 3
| 27.2,28.2,4.3
|
| 37
| Тестирование по теме «Числовые неравенства»
| 1
| 5.3
|
| 38
| Свойства числовых неравенств
| 2
| 6.3,7.3
|
| 39
| Сложение и умножение числовых неравенств
| 2
| 11.3,12.3
|
| 40
| Контрольная работа № 6
| 1
| 13.3
|
| 41
| Погрешность и точность приближения.
| 2
| 14.3,18.3
|
| 42
| Пересечение и объединение множеств
| 2
| 19.3,20.3
|
| 43
| Числовые промежутки
| 3
| 21.3,1.4,2.4
|
| 44
| Решение неравенств с одной переменной
| 3
| 3.4,4.4,8.4
|
| 45
| Решение систем неравенств с одной переменной
| 3
| 9.4,10.4,11.4
|
| 46
| Контрольная работа № 7
| 1
| 15.4
|
| 47
| Определение степени с целым отрицательным показателем
| 3
| 16.4,17.4,18.4
|
| 48
| Свойства степени с целым показателем
| 3
| 22.4,23.4,24.4
|
| 49
| Зачёт по теме «Свойства степени с целым показателем»
| 1
| 25.4
|
| 50
| Стандартный вид числа
| 2
| 29.4,30.4
|
| 51
| Тестирование по теме «Стандартный вид числа»
| 1
| 6.5
|
| 52
| Решение задач по теме «Стандартный вид числа»
| 1
| 7.5
|
| 53
| Сбор и группировка статистических данных
| 3
| 8.5,13.5,14.5
|
| 54
| Наглядное представление статистической информации
| 3
| 15.5,16.5,20.5
|
| 55
| Контрольная работа № 8
| 1
| 21.5
|
| 56
| Повторение
| 2
| 22.5,23.5
|
| |
|
|