|
Уроках математики в законе «Об образовании» Учитель математики МБОУ СОШ №16
Мяленко Т.П.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики
В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено как одна из приоритетных задач. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.
Проблема здоровья детей и подростков сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение».
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развития культуры здоровья не только учащихся, но и педагогов.
Здоровьесбережениене может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока я как учитель всегда помню заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!».
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Требования к организации и проведению физкультминуток состоят в следующем:
физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15-20-я минуты урока;
длительность физкультминуток составляет 1-5 мин. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 специально подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;
комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными, т. к. однообразие снижает интерес к ним, а значит, и результативность;
физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Основные задачи физкультминутки:
1) снять усталость и напряжение; 2) внести эмоциональный заряд; 3) совершенствовать общую моторику; 4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; 5) тренировать скоростные навыки выполнения мыслительных операций.
Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в содержание урока математики.
Так, например, во время физкультминутки в 5 классе можно сделать следующее упражнение для рук: ученики встают, руки вытянуты вперед; если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
При изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе можно предложить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.
При сравнении дробей в 5 классе с одинаковыми знаменателями, а в 6 классе с разными знаменателями: если 5/7 6/7 верно, то учащиеся встают; если неверно садятся. (это упражнение можно адаптировать практически под любую тему урока и использовать в устной работе в сочетании с физкультминуткой).
Другой пример физкультминутки поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно, повторить признаки делимости, нужные при работе с действительными числами и т.д. Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133, 279, 927, 301, 146… Или: учитель считает: 1, 2, 3, … если названное число делится на 3, учащиеся поднимают руки вверх, если число делится на 5, то разводят руки в стороны, если на 3 и на 5, делают хлопок в ладоши, а если не делится ни на 3, ни на 5, руки вытягивают вперед. Вариантов может быть множество.
Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. |
|
|