Главная страница

Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений



НазваниеРазвитие произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений
Дата17.08.2016
Размер64.1 Kb.
ТипДокументы

Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Внимание представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Важную роль в произвольно внимании играет речь (вторая сигнальная система). Словесно сформулированная задача организует ориентировочную деятельность человека, направляет его внимание на определенные предметы.


Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. Старший дошкольный возраст период формирования произвольности психических процессов, в том числе внимания. Развитие произвольного внимания выступает условием успешного учения. При недостаточном развитии произвольного внимания в дошкольном возрасте возникают проблемы в школьном обучении.

В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. И как огорчают в школьные годы "глупые" ошибки из – за невнимательности. Совсем по- другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время, усидчивые, внимательные. Эти дети легче вписываются в процесс обучения. Работая в тесной преемственности со школой, воспитатели следят за успехами своих выпускников в школе. По данным школьного психолога среди первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника.

Одной из таких проблем является неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности. И поэтому возникает необходимость развивать у детей произвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность. Данные проблемы возможно разрешить при помощи разработки приёмов развития произвольного внимания.

Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и многие другие.

Изучение психологических особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) представляется важным и актуальным как для более глубокого понимания детей этой категории, так и профилактики неуспеваемости у учащихся начальных классов.

Недостатки произвольного внимания — одна из существенных характеристик познавательной деятельности при ЗПР. В ряде исследований отмечалось, что внимание у детей с ЗПР отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением. Несформированность произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР влияет на продуктивность их интеллектуальной работы в целом. Этим и определяется цель исследования — изучение особенностей произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития в системе коррекционной работы и теоретическое обоснование, разработка и реализация на основе проведенной диагностики, коррекционно-развивающей работы, ориентированной на развитие произвольного внимания у изучаемой категории детей с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Объект исследования: уровень развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: процесс развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Следовательно, задачами настоящего исследования являются:

  1. изучение личных дел и анамнеза испытуемых;

  2. на основе анализа научной психолого-педагогической литературы раскрытие особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

  3. подбор диагностических методик для изучения особенностей произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

  4. разработка комплекс игр и упражнений для развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

  5. проверка эффективности предложенного комплекса игр и упражнений.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; изучение медицинской и педагогической документации; диагностические методы; качественный и количественный анализ результатов исследования; метод презентации данных.

По отношению к ребенку с задержкой психического развития перестают действовать традиционные критерии овладения произвольным вниманием. При работе с данной категорией педагог должен помнить и об их возрастных особенностях, и об их отклонениях в развитии, которые характерны для этих детей. Как правило, дети с задержкой психического развития инертны, неэмоциональны. Поэтому при работе необходимо использовать такие методические приемы, которые заинтересовали бы каждого ребенка, создали у него положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

В связи с особенностями развития, такие дети в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в специально организованной работе, целью которой является помочь им в овладении произвольным вниманием в силу их индивидуальных возможностей. Под специально организованной работой предполагаются коррекционно-развивающие игры и упражнения.
Игра – один из видов человеческой деятельности, отечественные ученые В.И. Истомин, В.И Устименко, Д.Н. Узнадзе, отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании психических процессов. У детей дошкольного возраста игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение дидактических игр в педагогическом процессе.

Дидактическая игра является одним из основных средств обучения дошкольников. Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что ребенок с удовольствием и добровольно подчиняется правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется в ведущей для этого периода игровой деятельности. Игра упорядочивает не только поведение ребенка, помогает понять себя, свое отношение к миру. В игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, учиться действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение произвольным. Большое значение имеет совместный характер игры, в котором педагог побуждает ребенка к соблюдению правил, т. е. к сознательному управлению своими действиями

Игра занимает значительно место в жизни детей. Она создает благоприятные условия для усвоения знаний, коррекции и развитии личности ребенка. Ребенок приобретает собственный опыт, при сохранении эмоционально положительного отношения к обучению. Коррекционно-развивающая игра имеет две цели. Одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив обучающих целей, не смог достичь игровых.
Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Созданные в дидактических целях, они остаются играми. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невозможна сама игра. Обязательным компонентом дидактической игры является её правила, благодаря которым педагог управляет поведением детей. Особое значение имеет дидактическая игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Сознательная цель – сосредоточится, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется в игре. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения».

Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира. С помощью дидактических игр развиваются познавательные процессы, в том числе и внимание. В детском саду должны быть разнообразные дидактические игры. Исследования Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского показали, что организованное обучение является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, а также развивает у них мышление, память, внимание.

Таким образом, одним из средств развития произвольного внимания является игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом.