|
Уроках математики в рамках образовательной программы \" Школа 2100 \" Выступление на тему:
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ “Школа 2100”»
( из опыта работы)
Макарова Т.Н.,
учитель начальных классов
Ι квалификационная
категория.
Презентация (слайд 1)
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. (слайд 2)
Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся, где ставится ориентир на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Осуществить эти задачи можно только через развивающее обучение. (слайд 3)
Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Учитель начальных классов должен целенаправленно формировать общелогические умения, потому что содержание обучения с первого класса включает в себя, кроме предметных знаний и умений, логическую составляющую.
Актуальность задачи интеллектуального развития личности, важнейшим компонентом которой является формирование логических умений, обусловлена рядом причин. Качество усвоения знаний во многом зависит от уровня развития мышления учащихся: логически развитое мышление позволяет легче усвоить знания и в большем объеме. Владение приемами организации умственного труда, а это чаще всего приемы мыслительных операций, помогают восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению упражнений, практических работ, решению задач, самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий.
2 года назад я сделала выпуск ребят, которых обучала по образовательной системе «Школа 2100». Меня заинтересовал новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы, учебной литературы, тесная межпредметная связь, сквозные герои, которые помогают активизировать учебный процесс. Образовательная программа “Школа 2100” имеет возможность раскрыть и развить способности каждого ребенка. В ней нет существующих в отдельности предметов, а есть развивающая система для общеобразовательной школы, которая ставит перед собой цель — развитие функционально грамотной личности. (слайд 4)
Хочу поделиться опытом обучения детей по развивающему курсу математики автора Людмилы Георгиевны Петерсон. (слайд 5) Все учебники построены с учётом психологической специфики возраста и ориентированы на развитие мышления и творческих способностей ребёнка. Данная технология характеризуется двумя особенностями: (слайд 6)
глубокой системной психологической основой её построения, обеспечивающей гармоничное сочетание высоких показателей обученности с созданием оптимальных условий развития познавательных процессов, а особенно интеллекта;
оптимизацией процесса развития личности в целом.
Главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие - формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу.
Построение уроков математики по учебникам Петерсон основывается на технологии деятельностного подхода и проблемного обучения.
Я не буду подробно останавливаться и раскрывать основные этапы работы над понятием в этой технологии, они вам всем знакомы, а только обозначу их. (слайд 7)
Самоопределение к деятельности;
Актуализация знаний и мотивация;
Постановка учебной задачи;
“Открытие” детьми нового знания;
Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи;
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач.
Рефлексия деятельности. Итоги урока.
Все вы знаете по собственному опыту, что математику любят в основном те учащиеся, которые умеют решать задачи, хорошо считают, т.е. те у которых всё получается. Вспоминая этот класс, математика была у них любимым предметом, даже у тех, у кого не всё шло так гладко.
В моём классе было 27 человек, в основном были дети среднего интеллектуального уровня развития. По результатам психологической диагностики учащиеся моего класса обладали разными складами ума – у одних аналитический (30% - чел.), у других преобладал наглядно-образный (41% - 11 чел.), у третьих - образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно (29% - 8 чел.). (слайд 8)
Апробируя данную программу передо мной встала проблема: как активизировать интеллектуальную деятельность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?
(слайд 9) Была поставлена цель: создать условия для активизации интеллектуальной деятельности учащихся; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.
Исходя из целей моей педагогической деятельности, появились следующие задачи:
поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления, т.е. учебный материал преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны;
учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся;
моделировать процесс обучения как исследовательскую деятельность учащихся;
развивать интеллектуальную, творческую личность;
Характерной особенностью этой образовательной системы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Дети учатся действовать самостоятельно. Здесь не даются готовые правила и выводы. Эта программа направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти. На уроках математики по учебникам Петерсон развиваются различные логические умения: сравнивать, устанавливать отношение общего и частного, группировать предметы по определенным признакам, самостоятельно обдумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, рассуждать, анализировать, выдвигать гипотезу, обоснованно делать выводы, доказывать.
Присутствуют вопросы типа: «что изменилось…», «догадайся», «подумай», «установи закономерность».
А такие творческие задания как «составь слова и исключи лишнее», так называемые анаграммы, (слайд 10) «вставь пропущенную букву и пропущенное число» (слайд 11), «исключи лишнюю фигуру», «нарисуй недостающую фигуру» (слайд 12), «нарисуй предметы, обладающие общим признаком», «найди закономерность и продолжи ряд» (слайд 13), «найди отличия» (слайд 14) «прочитай слова» (слайд 15), ребусы (слайд 16), развивают и воспитывают у младших школьников интерес к математике, способствуют развитию мыслительной деятельности. Очень много на страницах учебника задач на смекалку. (слайд 17) Например:
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить?
Пять рыбаков за 5 часов распотрошили 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков распотрошат 100 судаков?
У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить?
Следует отметить не только развивающие, но и воспитательные и познавательные возможности уроков математики. Выполняя задание, ученик может получить дополнительную информацию: узнать пословицу или название самой высокой горы мира, расшифровать название самой красивой птицы наших лесов, отгадать загадку, решив все примеры (слайд 18) и т.д.
Система упражнений в учебниках направлена на то, чтобы обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, повысить эффективность запоминания, формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор. По ходу урока учитель и ученики действуют как равноправные партнеры (определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы) (слайд 19). Учитель, ведя беседу, внимательно прислушивается к выступлениям учеников, дает возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует точке зрения учителя.
В результате апробирования данной технологии уровень интеллектуальной деятельности учащихся моего класса повысился. Применение её приносит свои результаты. Ребята творят чудо, встречаясь с чудом на уроке.
Дети моего класса стали активнее на уроках, они увлечены учебой: сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. На уроках наблюдается сосредоточенность внимания учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.
Мои ученики являются участниками международного математического конкурса «КЕНГУРУ», имеют сертификаты достижений. (слайд 20)
В окружных олимпиадах мои ребята заняли все призовые места по математике (1, 2, 3 место) и 2 место по русскому языку. (слайд 21 )
Принимали активное участие в городских олимпиадах (слайд 22), в школьных конкурсах «Умники и умницы» (слайд 23 ), участвовали в исследовательской деятельности. (слайд 24)
Можно сделать вывод, что особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях. Это видно на диаграммах. (слайд 25) Когда дети пришли в 1 класс уровень их интеллектуального развития был следующим: с высоким уровнем не было никого, со средним 16 человек и с низким 11. Итоговая диагностика в конце 4 класса показала следующие результаты: уровень развития мышления учащихся повысился: количество человек с низким и средним уровнем развития интеллектуальных способностей уменьшилось, а с высоким увеличилось до 8 человек.
Считаю, что технология Людмилы Георгиевны Петерсон и её система упражнений и заданий (слайд 26) для развития интеллектуальной, творческой деятельности младшего школьника, которая присутствует на каждой странице учебника математики нашла свое применение и дает положительные результаты.
Работа по формированию логических умений должна быть организована на протяжении всего обучения в начальных классах и каждая дисциплина должна вносить в этот процесс свой вклад. Только в этом случае она будет результативна.
И закончить своё выступление хочется словами известного педагога Амонашвили. Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавай им такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
(слайд 27) – спасибо за внимание!
|
|
|