|
обучение на тренера тренажерного зала Курсы для тренеров по фитнесу. Курсы инструктора тренажерного зала. О нас. Урок в 9 классе по обществознанию по теме : связь поколений (урок Илюхиной О. В.). Число тема урока: связь поколений. Эпиграф : «Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга» ОТКРЫТЫЙ УРОК В 9 КЛАССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ПО ТЕМЕ : СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ (урок Илюхиной О.В.). Число__________________
ТЕМА УРОКА: СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ.
ЭПИГРАФ: « Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга».
(Федор Тютчев)
ЦЕЛИ УРОКА:
Сформировать представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, учить понимать объективность общественного прогресса, знать терминологию .
Развивать устную и письменную речь учащихся, развивать творческие способности учащихся, развивать навыки анализирования, общения, доказательства, развивать навык самоанализа.
Воспитывать у учащихся уважение к людям разного возраста, привлекать к мысли о том, что дети тоже играют определенную роль в процессе социализации, воспитывать стремление к самопознанию и саморазвитию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КОМПЛЕКТА:
Программа: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова,
А.И. Матвеев «Введение в обществознание»., 8-9 классы., М. «Просвещение», 2006 г.
Учебник: «Введение в обществознание», 9 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., «Просвещение», 2006 г.
Методические пособия: Методическое пособие по обществознанию, 9 класс, Л.Н. Боголюбов, М. «Просвещение», 2002 г.
Поурочное планирование по Обществознанию, 9 класс, С.Н. Степанько. Волгоград, 2006 г.
Дидактический материал: «Введение в обществознание» 8-9 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина,
М. «Просвещение», 2002 г.
Пособия: Книга для чтения по грамматике нравственности, части 1,2, М. РАО ИОСО, 2003 г.
Сборники заданий: Рабочая тетрадь «Введение в обществознание», 8-9 класс, Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова,
А.Ю. Лазебникова, М., «Просвещение», 2005 г.
Наглядные пособия: мультимедийное пособие по курсу «Обществознание», авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая,
А.И. Матвеев, ЗАО «Новый диск», 2004 г.
Этапы урока
| Содержание деятельности
| Приемы, формы, средства обучения
| Методы обучения
| Виды деятельности
| Учитель
| Уча-щиеся
| I этап-
Организа-
ционный
| Здравствуйте, ребята.
Начинается урок обществознания.
Садитесь.
|
| -Общеклассные
| -Устное сообщение учителя
| -Слушали
| II этап-проверка Домашнего Задания
| Проверка домашнего задания.
1. Некоторым ребятам я дам индивидуальное задание на карточках с вопросом о структуре социальной сферы. Очень постарайтесь ответить хорошо. Пишите ответ на карточках.
|
| -Индивидуальные
- Дифференци-
рованный подход
- Практическая деятельность
| - Мотивация
- Побуждение к поиску
- Репродуктив-ный
| - Анализировали
| 2. Фронтальная проверка заполнения таблицы «Тенденции изменения социальных отношений».
Перспективы!
А) – фермеры (собственники, хозяйственники); интеллигенция (культура, духовность; моральное, эстетическое и др. развитие); предприниматели
(развитие промышленности и торгово- финансовой сферы экономики).
Б) – офицеры ВС (честь, защита, оплот); казачество (национальные традиции, культура).
В) – высшие чиновники (честность, порядочность, отсутствие бюрократизма); священнослужители (сохранение религиозной культуры); конторские служащие (автоматизация рабочего места, усердие и качество труда).
Г) Охарактеризуйте тенденции. Перечисленные категории граждан являются частями социального общества? Почему?
3. А)– Сбор и проверка индивидуальных карточек. 4. А) – Индивидуальный опрос: Перечислите социальную структуру общества. 2-3 человека.
|
Ф.И.
Ф.И. Ф.И.
Ф.И.
| -- Сочетание общеклассных и индивидуальных - Межпредметная связь
| - Репродуктив-ный
| - Рассказ
- Работа с таблицей
- Обобщение
|
Этапы урока
| Содержание деятельности
| Приемы, формы, средства обучения
| Методы обучения
| Виды деятельности
| Учитель
| Уча-щиеся
| III этап- Подготовка к восприятию нового материала.
| 1. – Опрос.
- Мы изучали различные социальные слои, группы.
- Назовите самую первую социальную группу: …
2. – Перечислите элементы первичного коллектива?
| -Ф.И.
-Ф.И.
первичный коллектив,
Семья, сад, школа
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| - Репродуктив-ный
| - Выделяли главное
- Обобщали
| 3. – Беседа.
А) Из кого состоит СЕМЬЯ?
Б) В 8 классе вы рассматривали СЕМЬЮ с точки зрения малой или контактной группы.
В) В этом году мы будем рассматривать семейный коллектив как сообщество людей разного возраста.
Г) Имеют ли общее название люди одного возраста?
|
-Ф.И.
ПОКОЛЕ-НИЕ
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| - Репродуктив-ный
-Частично- поисковый
- Логическое доказательное мышление
| - Беседа
- Логические умозаключения
|
IV этап – Сообщение темы и целей урока.
| 1. – Беседа.
А) Сегодня на уроке мы будем изучать, используя свой семейный, общественный и жизненный опыт, связь между поколениями.
Б) Обратите внимание на терминологию, которую мы будем использовать на уроке: поколение, смена поколений (преемственность поколений) – в первой части урока, конвенция - во второй части.
|
| - Общеклассный
| - Репродуктив-ный
- Объяснительно- иллюстративный
| - Беседа
- Терминология
| 2. Работа в тетради.
А) Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.
Б) Обращаясь к своему собственному опыту и своим жизненным принципам, ответьте письменно на такой вопрос: «Что мне не нравится в старшем поколении?»
В) К ответам на поставленный вопрос вернемся в конце урока.
|
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| - Наглядный метод
- Творческий
| - Работа в тетради
- Логические умозаключения
|
Этапы урока
| Содержание деятельности
| Приемы, формы, средства обучения
| Методы обучения
| Виды деятельности
| Учитель
| Уча-щиеся
| V этап-Изучение нового материала.
| 1. Объяснение учителя.
А) Я просила вас проанализировать вас деятельность старшего поколения, следовательно, при нахождении ответа вы сравнивали свои поступки с поступками взрослых, то есть людей разных поколений.
Б) Как вы думаете, что такое ПОКОЛЕНИЕ?
В) Так что же такое ПОКОЛЕНИЕ?
Запишем в тетради: Под поколением (обычно) понимают интервал времени между средним возрастом родителей и их детей. (в настоящее время в нашей стране этот интервал составляет около 27-30 лет).
|
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| - Анализ и логическое доказательство мышления
- Репродук-тивный
| - Терминология
- Работа в тетради
- выделяли главное
| 2. Беседа. Объяснение нового материала.
А) Каждый человек – современник какой- либо эпохи и сверстник определенного поколения.
Б) Возникают вопросы:
- Отличается ли одно поколение от другого?
- Возникают ли проблемы во взаимоотношениях между поколениями?
- Есть ли проблема: «старое- новое», «отжившее- передовое», «хуже- лучше».
В) Ясно, что новое идет на смену устаревшему, то есть не соответствующему новым условиям. Тем не менее человечество как род людской сохраняется, не обрывается. Почему? А точнее, благодаря чему?
|
- Ф.И.
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| - Анализ и логическое доказательство мышления
- Репродук-тивный
| - Беседа
- Логические умозаключения
|
| 3. Работа в тетради.
А) Людской род сохраняется благодаря ПРЕЕМСТВЕННОСТИ (связи) ПОКОЛЕНИЙ.
Б) Запишем в тетрадях: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ – продолжение и обогащение предшествующей деятельности новыми результатами, новыми элементами, новыми формами. В) Устно. Приведите примеры унаследований и изменений в поколениях (смотрите определение).
(крестьяне вчера и сегодня, культура… и т.д.)
| -Ф.И.
-Ф.И.
-Ф.И.
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| - Словесно – иллюстративный
(диск)
| - Терминология
- Работа в тетрадях
- Отвечали на вопросы
| 4. * Беседа.
- Где преемственность сильнее- в производстве, в политических взглядах, в досуге, в художественных вкусах, в моде и т.д.? Почему?
- Расхождения во взглядах тесно связаны с возрастом, возрастными особенностями.
|
-Ф.И.
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| -Частично- поисковый
- Логическое доказательное мышление
| - Задание повышенной трудности
- Беседа
| 5. Работа над понятием «Связь поколений».
А) Учитель: Между поколениями существуют расхождения во взглядах. Найти различия легче. Но ведь имеются и сходства. Б) Работа в тетради.
- Запишите в тетради заголовок таблицы: Схожесть и различия поколений детей и взрослых.
- Оформите таблицу (две колонки): Схожесть (1 вар.) | Различия (2 вар.)
- Работать будете парами, каждая парта к своему варианту подбирает и записывает по 3-4 примера. В) Проверка записей учащихся. Г) Устные добавления учителя.
- Для сравнения берется: физическое развитие, умственные способности, умение применить способности, соотношение рассудочных и эмоциональных компонентов, способность учиться на собственных ошибках, умение принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремление брать на себя дополнительную ответственность и т.д. Д) Продолжение работы с таблицей дома.
Оставьте место для записи дома еще по 3-4 признака.
|
-Ф.И.
-Ф.И. -Ф.И.
-Ф.И.
| - Индивидуаль-ная
- Парная
| -Частично- поисковый
| - Работа в тетрадях
- Выполнение задания в виде таблицы
| 6.* Беседа по теме «Ответственность»
(+ Грамматика нравственности).
А) Учитель. В нахождении схожести и различий вы, ребята, не назвали главного отличия- дети не являются производителями материальных благ, не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у детей не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им незнакома суть статусов - круг прав и обязанностей. Они знают, что такое ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Б) Вопросы:
- «За что и за кого вы несете ответственность?» - «Почему важно заботиться о детях и пожилых?»
В) Беседа по материалу из дополнительной литературы. (Г.Соколова, Книга для чтения по грамматике нравственности, 9 класс, часть 2, стр. 27).
- Читает учитель.
- Вопросы:
- «Как помогает нам исторический опыт предков на пути самопознания и самосовершенствования?»
- «Какой след должен оставить каждый человек после себя?»
| -Ф.И.
-Ф.И.
Б) - За хорошую учебу, за любовь к ближнему, за пожилых родителей и малых детей, за страну и т.д.
- Это прошлое и будущее человечества; продолжение жизни и преемствен-ность.
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| -Частично- поисковый
- Репродуктив-ный
| -Беседа
- Логические умозаключения
|
| 7. Беседа. Конвенция.
А) Беседа + работа с компьютером.
Б) Учитель. Детство- особый период- впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит и в зависимости от своих возможностей старается защитить детство. Права детей и подростков специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. (Диск- урок №8) В) Учитель. Международное сообщество приняло специальную конвенцию (соглашение) о правах ребенка. (Диск №8, стр.4,5,6)
Вот ряд прав (зачитывает ученик): - право на пользование благами социального обеспечения; - право на здоровый рост и развитие; - право на специальных уход, питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; - право на защиту обществом, государством, семьей…(чтение диска по теме). Г)** Сообщение учащегося о Конвенции. Д) Учитель. Ребенок должен знать права, но и помнить обязанности. Должен знать, что любовь и понимание между поколениями должны быть взаимными. Кто не умеет любить, не стремится к добру, кто думает только о себе, забывая о близких людях, вряд ли сможет оценить заботливое отношение к себе и передать его собственным детям. (… Спросить у учеников- вывод)
Е) Учитель. ВЫВОД. Все дети стремятся поскорее стать взрослыми, а многие старики тоскуют о своей ушедшей молодости. Только возможности одних и опыт других помогают видеть жизнь с разных сторон, устанавливают истинную связь поколений.
|
-Ф.И. -Ф.И.
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
- ИКТ
| -Частично- поисковый
- Репродуктив-ный
| - Работа с мультимедийным учебным пособием
|
Этапы урока
| Содержание деятельности
| Приемы, формы, средства обучения
| Методы обучения
| Виды деятельности
| Учитель
| Уча-щиеся
| VIэтап- первичное закрепление изученного материала.
| 1. Работа с дидактическим материалом.
А) Самостоятельное чтение учащимися дидактического материала по обществознанию для 9 класса, стр. 75, «Родители и дети».
Б) – Обсуждение прочитанного.
| -Ф.И.
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| - Частично- поисковый
- Самостоятель-
ная работа
| - Работа с дидактическим пособием
- Обобщение
- Самоконтроль
| *2. Творческое задание.
А)- Запишите в тетради ответ на два вопроса:
- «В чем вы хотели походить на своих родителей?»
- «В чем не хотите быть похожими?»
Сделайте выводы.
Б) – Заслушивание 2-3 мнений.
| -Ф.И.
-Ф.И.
-Ф.И.
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| - Частично- поисковый
- Самостоятель-
ная работа
-Творческая работа
| - Обобщение
- Анализ
- Самоконтроль
|
Этапы урока
| Содержание деятельности
| Приемы, формы, средства обучения
| Методы обучения
| Виды деятельности
| Учитель
| Уча-щиеся
| VII этап- закрепление изученного материала.
| 1. Работа в тетради.
А) Учитель. Вернемся к началу урока и вашим ответам на мой вопрос о том, что вам не нравится в старшем поколении.
- Есть ли желающие высказать свое мнение по этому вопросу?
- Поднимите руки те, кто хоть немного изменил свое первоначальное мнение. Можете сказать, в чем вы его изменили?
*Б) Беседа.
Передадите ли вы своим детям какие- либо черты свои и своих родителей? Какие и почему?
В) Мультимедийное пособие.
Самопроверка изученного материала.
(Диск, урок №8, стр. 12,13,14,15*)
|
-Ф.И.
-Ф.И.
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| - Репродуктив-ный
- Творческий
- Словесно – иллюстративный
| - Обобщение
- Анализ
- Самоконтроль
|
Этапы урока
| Содержание деятельности
| Приемы, формы, средства обучения
| Методы обучения
| Виды деятельности
| Учитель
| Уча-щиеся
| VIII этап-
Итог урока
| 1. Так что же такое поколение?
2. Существует ли конфликт поколений?
3. Какими действиями его можно уменьшить или ликвидировать?
4. Какой вам представляется связь поколений?
5. Оценки за урок.
| -Ф.И.
- Ф.И.
| - Сочетание общеклассных и индивидуальных
| - Словесные
- Анализ успешности усвоения материала
| - Рассказ
- Рассуждение
- Обобщение
- Анализ
|
Этапы урока
| Содержание деятельности
| Приемы, формы, средства обучения
| Методы обучения
| Виды деятельности
| Учитель
| Уча-щиеся
| IХ этап-
Домашнее задание
| § 29
Дописать признаки схожести и различия поколений и задание 3 письменно.
* Эссе на тему: «Примеры способов разрешения конфликтов в моей семье».
|
| - Консультация
| - Словесно- наглядный
- Творческий
| - Слушали
- Записывали
|
Дополнительная информация и сведения.
Самоанализ урока учителя Илюхиной Ольги Владимировны.
Общая структура урока. ТИП УРОКА: комбинированный + ИКТ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Объяснительно- иллюстративный
Словесный
Частично- поисковый
Творческий
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:
Устный прием (рассказ, описание ситуации и другие).
Печатно- словесный прием (записи, понятийный аппарат, терминология и другие).
Наглядный прием (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы).
Практический прием (работа с карточками по уровням обученности).
Материализация деятельности (обобщение жизненного опыта, поиск решений в конкретных ситуациях).
Творческие и дополнительные задания (представление различных жизненных ситуаций)
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
Индивидуальная
Групповая
Коллективная
Сочетание форм
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Изобразительные
Условно- графические
Печатные
Интеллектуальные средства: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение
Эмоциональные средства: интерес, огорчение, радость
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ:
Социология
Психология
Русский язык
Литература
Информационные технологии
Реализация основной дидактической цели урока.
Требования программы выполнены; триединая дидактическая цель урока достигнута; восприятие, внимание и познавательный интерес были организованы; проверка качества ЗУН проведена; ряд заданий были дифференцированными; учителем использовались при выставлении отметок нормы оценок.
Развивающая сторона урока.
На уроке учителем осуществлялось вовлечение всех учащихся в совершение основных мыслительных операций; оказывалась помощь в преодолении посильных трудностей; уделялось внимание развитию познавательной самостоятельности и системности мышления (внутрипредметные и межпредметные связи); педагог развивал творческое мышление.
Соблюдение основных принципов дидактики.
На уроке учителем были осуществлены: принцип наглядности, активности, доступности и посильности, систематичности и последовательности, научности связи теории с практикой. Продемонстрирована прочность знаний учащихся.
Воспитывающая сторона урока.
Мировоззрение учащихся формировалось; материал обществоведческий требовал от учащихся использование собственного жизненного опыта, связь с жизнью имелась; воспитательные возможности содержания учебного материала использовались преподавателем; воспитательное воздействие учителя на учеников оказывалось; был продемонстрирован воспитательный потенциал урочной оценки.
Учитель на уроке.
Педагог был очень хорошо готов к уроку, имел конспект; виды деятельности на уроке были разнообразными; у учителя с детьми налажены доверительные отношения- ребята высказывались откровенно, не боялись недопонимания, спрашивали советы; внешний вид учителя не вызывает никаких нареканий; речь грамотная, выразительная, эмоциональная; педагог понимает значимость предмета в системе образования и уверенно владеет своим предметом.
Работа учащихся на уроке.
Ученики все были готовы к уроку; на всех этапах урока активность проявлялась большинством учащихся; виды деятельности детей были разнообразны; учащиеся следили за грамотностью речи и прислушивались к тактичным замечаниям педагога; следует отметить высокий уровень дисциплины и организованности учеников на уроке и хорошие результаты сформированности умения учиться; отношение учащихся к педагогу уважительное, доброжелательное.
Гигиенические условия урока.
Кабинет светлый, имеет хорошую освещенность, комплект мебели и расписание на день соответствуют санитарно- гигиеническим нормам, помещение было проветрено перед началом урока, оснащенность кабинета на высоком уровне.
К рекомендациям следует отнести следующее: 1. В последующих уроках уделять больше внимания самостоятельности обучения детей и развитию их творческих способностей. 2. Учитывать динамику работоспособности на уроке. 3. Пополнить оснащенность кабинета обновленными таблицами и схемами. 4.Продолжать работу по формированию у учащихся умения строить причинно- следственные связи.
|
|
|