Главная страница


Мбоу «сош №47» Формирование коммуникативно речевых компетенций на уроках математики



Скачать 278.07 Kb.
НазваниеМбоу «сош №47» Формирование коммуникативно речевых компетенций на уроках математики
Полежаева Л.Г
Дата14.03.2016
Размер278.07 Kb.
ТипДокументы

МБОУ «СОШ №47»

Формирование коммуникативно - речевых компетенций на уроках математики

Разработала:

Учитель начальных классов

Полежаева Л.Г.

г.Курск

Формирование коммуникативно-речевых компетенций на уроках математики

Одной из целей моей педагогической деятельности является - формирование коммуникативно- речевых компетенций у учащихся на уроках математики.

Под коммуникативными компетенциями я понимаю:

  • умение строить коммуникацию с другими людьми;

  • взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • владеть языком как средством коммуникации;

  • ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположения о тенденциях;

Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.

Выделяют три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.

Все коммуникативные компетенции условно можно разделить на блоки (по Л. Михельсон): Вы видите эти блоки на экране.

Слайд №1

  • Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника.

  • Реагирование на справедливую критику.

  • Реагирование на несправедливую критику.

  • Реагирование па задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.

  • Умение обратиться к сверстнику с просьбой.

  • Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» – вопросы.

  • Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.

  • Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность.

  • Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт.

Практически все эти компетенции можно формировать и развивать в процессе обучения школьников (на уроках и во внеурочное время).

Поэтому для достижения педагогической цели я ставлю перед собой следующие задачи педагогической деятельности:

  • формировать и развивать культуру письма;

  • учить математическому языку;

  • совершенствовать культуру речи;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи на уроке математике;

  • формировать прочные математические умения и навыки;

  • развивать самостоятельность и умение сотрудничать.

Для формирования коммуникативной компетенции использую следующие методы и приемы:

Слайд №2

  • решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;

  • устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

  • использование на уроках математических софизмов;

  • использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

  • использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

  • сдача различных устных зачетов.

Рассказать хочу о некоторых, которые используются в моей практике:

1. Развитие письменной речи через:

  • Тестовые конструкции свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

  • Индивидуальный пакет заданий.

Для каждого ученика готовится пакет заданий, которые выполняются только письменно. После проверки возвращаю пакет ученику со своими письменными комментариями по решениям. Устные комментарии, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога не допускаются. Если необходимо, то решение переделывается и дорабатывается учеником. Каждый учащийся работает в наиболее комфортном для себя режиме.

При такой работе развиваются навыки работы с различными источниками информации, формируется умения передавать и воспринимать письменную информацию. Таким образом, можно говорить, что учащиеся овладевают письменными видами речевой деятельности, выступают в позиции авторов и комментаторов. Вырабатывается такое личностное качество, как способность отстаивать собственную точку зрения письменно.

Создание художественных текстов на математические темы.

Вместо традиционного домашнего задания, выдается творческое задание (как правило, на каникулы). Необходимо создать сказку (можно в стихотворной форме), которая будет служить иллюстрацией некоторого математического правила.

Вырабатываются умения преобразовывать информацию, сохранять и передавать ее. Учащийся выступает в позиции автора, учится творческому подходу к любому процессу.

Обязательное обоснование.

При проверке любой письменной работы (домашних, самостоятельных, контрольных) не принимаются необоснованные ответы, даже правильные. Для того, чтобы правильно письменно обосновать свое решение, необходимо уметь систематизировать, извлекать, отбирать нужную информацию и передать ее. В этом случае ученик выступает в роли письменного докладчика, комментатора.

Слайд №3

2. Устная речь формируется у учащихся с помощью следующих приёмов:

  • Устное решение заданий, с подробным объяснением.

  • Устное рецензирование ответов домашнего задания учениками.

  • Устные тестовые конструкции ответов

  • Устные зачеты

Устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, для активизации познавательной деятельности школьников, для развития мышления. С их помощью учащиеся понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований.

Таким образом, устные упражнения представляются нам как многоаспектное явления обучения математике, обладающее следующими основными функциями:

Слайд №4

  • быть способом деятельности;

  • являться средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков;

  • являться средством активизации познавательной деятельности;

  • служить средством связи теории с практикой;

  • быть способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;

  • являться интегративной составляющей методов обучения;

  • быть способом организации и управления деятельностью.

Откуда следует, что формировать коммуникативную компетентность на уроках математики можно с помощью устных упражнений, а в качестве способа формирования использовать деятельностный подход.

Устные доклады.

Решения задач излагаются у доски в режиме «оппонент» - «докладчик» по правилам «математических боев». При этом общение у доски идет на «Вы», не допускается критиковать оппонента, критиковать можно только его решение. По просьбе докладчика оппонент повторяет или уточняет свои вопросы. Докладчик должен доказать каждое сформулированное им промежуточное утверждение либо сослаться на него, если оно общеизвестно. Докладчик обязан стремиться к ясности изложения, в частности, повторять по просьбе оппонента любую часть своего решения.

Для успешного выступления и докладчик, и оппонент должны знать основы риторики, уметь устно вести диалог, уметь осознанно воспринимать и обрабатывать информацию. Необходимо обладать способностью слышать и слушать, уметь искать и находить компромиссы, уважать мнение другого.

Деловая игра «Ученик-учитель»

Группа получает задания, решения сдаются устно. Если группа считает, что готова сдать задание, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть, решение задач докладывает не тот, кто его получил, а тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы.

В такой коллективной работе отрабатываются следующие способности: отбирать нужную для передачи информацию, воспринимать ее, выделять главное и необходимое, владеть способами совместной деятельности в группе. Каждый учащийся может выступить как в роли ученика, так и в роли учителя.

Поток вопросов используется при работе над задачей.

Суть приема заключается в поощрении заданных вопросов по теме. На хороших вопросах акцентируется внимание других учащихся. После решения задачи обязательно нужно остановиться для того, чтобы дать возможность школьников сформулировать интересующий его вопрос. Если вопросов от учащихся не последовало, то учитель сам задает вопросы, стимулируя учащихся к обобщению полученного результата или, напротив, актуализируя интересный частный случай.

Одно из возможных заданий: придумать как можно больше вопросов по заданной теме. В процессе такой работы вырабатываются умения задавать вопросы, корректно вести учебный диалог. Учащийся может выступать в позициях слушателя, оппонента, ученика.

Публичные выступления

В работе с учащимися у доски важно не ставить плохие оценки, чтобы не формировался страх перед публичными выступлениями, а поощрять инициативу выхода к доске. В процессе публичного представления результатов своей работы учащиеся овладевают основами риторики, учатся выступать с устным сообщением, овладевают видами речевой деятельности. При этом они могут выступить в роли докладчика, учителя, оратора.

Развитие коммуникативной компетентности на уроках математики возможно осуществлять применением дидактических игр и метода проектов. Такие уроки носят коллективный характер, при общении достигается высокая активность и контактность учащихся. Нестандартная форма проведения урока заинтересовывает учащихся и будит эмоции, вызывает дух соревнования, желание одержать победу, у них появляется чувство удивления, усиливается мыслительная деятельность.

С помощью игры можно достичь прочного усвоения знаний, а также возможность проверки знаний и умений при решении задач, параллельно осуществляя развитие коммуникативных навыков и умений.

Изменяется психологический климат в классе, усиливается заинтересованность учащихся, повышается их работоспособность.

Таким образом, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Для развития у детей самостоятельности и умения сотрудничать применяю структуру уроков по технологии деятельностного метода, учу самостоятельности и собранности.

Такие уроки имеют следующую структуру:

Слайд №5

  • Самоопределение к деятельности (организационный момент).

  • Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

  • Постановка учебной задачи.

  • Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

  • Первичное закрепление во внешней речи.

  • Самостоятельная работа по образцу.

  • Включение в систему знаний и повторение.

  • Итог урока (рефлексия деятельности).

Такое построение уроков позволяет формировать у детей способность к саморазвитию, а «открытия», которые происходят на уроке, укрепляют веру в свои силы и познавательный интерес.

Помимо этих типов уроков использую и другие:

Слайд №6

  • комбинированный урок;

  • урок закреплений знаний;

  • контрольный урок;

  • тренировочный урок;

  • урок с использованием технических средств обучения;

  • урок-игра;

  • урок-путешествие;

  • интегрированный урок;

  • урок – интеллектуальный марафон.

Для развития коммуникативных компетенций важна хорошо развитая речь. Курсы, чтение методической литературы, наблюдения, участие в различных семинарах помогли мне понять, что необходимо соблюдать несколько условий:

  • Создавать ситуации, вызывающие у ученика потребности высказываний (устно и письменно).

  • Подбирать задания по интересам учащихся.

  • Учебная книга должна дать образцы языка, т.е. вооружить средствами математического языка.

  • Совершенствовать теоретические знания о математическом языке, его закономерностях.

Слайд №7

Для создания речевой ситуации использую:

  • игры (ролевые и сюжетные);

  • стихотворения;

  • сочинение сказок;

  • загадки, ребусы, кроссворды.

Слайд №8 (картинка сказки, отрывок стихотворения про цифры)

Своё выступление хочу закончить словами, что формирование коммуникативно – речевых компетенций на уроках математики является одной из приоритетных задач современной школы

Приложение

https://cdn4.imgbb.ru/user/78/782038/201411/f7323e2f3d501dc1e19bbb8b8154f296.jpg

https://cdn.imgbb.ru/user/78/782038/201411/ffbfa167a80e7fc84bda35919c5cab31.jpg

Прямая и отрезок.

В некотором царстве, в математическом государстве жили-были Прямая и Отрезок АС. Прямая всегда убегала к своим друзьям, а

Отрезок не мог никуда идти. Потому что две точки загородили ему дорогу. Но вот один раз одна из точек захотела посмотреть, что твориться в математическом мире. Она выкатилась и покатилась. А Отрезок в то время думал, как же ему сдвинуться с места. И вот он дёрнулся с места и побежал. Так стал он счастливым лучом.

Однажды встретились прямая и точка, и стали они спорить, кто из них важнее. Прямая говорит: «Смотри, какая я длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я стремлюсь в бесконечность. Могу пройти через миллионы километров, достичь других планет и даже галактик, и ничто меня не остановит!»
«А вот ты и ошибаешься! – усмехнулась точка. – Да, я маленькая, но я могу тебя остановить. Смотри! Если я встану на тебя, то ты из прямой можешь превратиться в луч, а если я позову свою подружку, и мы вместе с ней запрыгнем на тебя, то получится отрезок. А если прийдёт несколько моих друзей, мы сможем поделить тебя, такую прямую и бесконечную, на несколько отрезков, а потом разбежимся и растянем тебя в разные стороны. И будешь ты не прямой, а ломанной!»
Испугалась прямая и признала победу за точкой. Но точка сказала: « Нет, я вовсе не считаю, что я главнее, ведь мы обе – важные понятия в математике!»

в домике с резными окнами жили - поживали дедушка да бабушка.

Вот дедуля и просит: “Испеки мне жёнушка колобок как в сказке, благо, что муки у нас вдоволь. Пошла старушка за мукой в кладовую. А на двери замок висит, да не простой, а кодовый. Заторопилась, заволновалась бабуля, а комбинацию цифр то и позабыла

Давайте поможем ей вспомнить код замка.

Необходимо заполнить пустые ячейки соответствующими числами и объяснить выбор.

10




30







60






4




8






как-то раз поспорили плюс и минус, кто из них важнее. Плюс говорит:

- Я важнее! Без меня невозможно посчитать, сколько в вазе яблок. Вот, например, было в вазе 2 яблока, а мама положила еще 3, сколько стало? Как без плюса сосчитать?

- Нет, я важнее, — кричит Минус, — без меня в магазине делать нечего! Вот придешь ты купить хлеба — хлеб стоит 20 рублей, а у тебя 50. Как ты узнаешь без минуса, сколько у тебя сдачи останется, вот как? А не узнаешь, так и придешь домой с одним хлебом. А если посчитаешь, что сдачи останется 30 рублей, то сможешь еще и леденцов купить!

- И все-таки я важнее! — не унимается Плюс, — благодаря мне всегда все прибавляется, а это хорошо!

- И ничегошеньки хорошего, — не отстает Минус, — была одна лужа, появилась еще одна, стало две лужи — что ж тут хорошего? Только ноги промочил. А вот если было на небе три тучки, подул ветер и все они улетели. Осталось 0 тучек, и выглянуло солнце. Ну что, минус-то важнее, чем плюс, так ведь?

Этот спор продолжался бы бесконечно, если бы на крики не прибежал знак равенства.

- Вы все равны, друзья мои, — заявило Равно, — у каждого своя, очень важная, роль в мире математики. Без минуса не проверить, верно ли решен пример с плюсом. Без плюса не проверить, правильно ли мы вычли из одного другое. Но и без меня, знака равенства, никогда не узнали бы вы правильный ответ на все свои вопросы и споры. Вот так!

С тех пор все математические знаки живут дружно и помогают людям решать каждодневные задачи.

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Задачи в стихах.

* * *

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два — под березой,

Один — у осины,

Сколько их будет

В плетеной корзине?
* * *
На поляне у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?
* * *
Сколько раз твердили кошке:

Некрасиво есть без ложки.

Только я вбегаю в дом

лижет кашу языком.

С поросенком еще хуже;

Он опять купался в луже.

И козленок непослушный

Съел четыре грязных груши.

Сколько было непослушных?
* * *
В класс вошла Маринка,

А за ней — Аринка,

А потом пришел Игнат.

Сколько стало всех ребят?
* * *
На качели, на качели

В зоопарке звери сели.

Два пятнистых леопарда

Солнцу улыбаются

И со старым добрым львом

Весело качаются.

(Сколько всего зверей?)
* * *
На плетень взлетел пётух,

Повстречал еще там двух

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?
* * *
Три яблока.

Одно сорвать

Ручонка так и тянется.

Но прежде надо сосчитать

А сколько же останется?

У кошки — три котенка.

Они мяучат звонко.

В лукошко мы глядим:

Куда пропал один?

Вдруг видим: из-под лавки

Его выносит кошка.

Он первым встал на лапки

И вылез из лукошка.

(Сосчитайте сколько котят в корзине сидят?)
* * *
Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?
* * *
В огороде пугало

Рукавами машет.

В огороде пугало

Разгоняет пташек.

Три спаслись на загородке.

В небеса взвилась одна.

А последняя не трусит —

Очень храбрая она.

(Сколько было птичек?)
* * *
В кормушке сидели

Лишь три только птицы.

Но к ним прилетели

Еще две синицы.

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Пусть скажет скорее

Каждый из вас.
* * *
Алеша на руку надел рукавицу,

И палыды-умельцы попали в темницу.

Спокойно сидели б они-взаперти,

Да брата большого не могут найти.

Живет он отдельно в своем терему,

И братья не знают дороги к нему,

(Сколько братьев у большого палыда?)
* * *
Только я в кусты зашла —

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик,

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?
* * *
Возле кадки две лопатки,

Возле грядки три лопатки.

Все лопатки сосчитать!

Сколько будет? Ровно... (Пять)
* * *
Три цыплёнка стоят,

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?
* * *
Забежал щенок в курятник,

Разогнал всех петухов.

Три взлетели на насест,

А один в кадушку влез.

Два — в раскрытое окно,

Сколько было их всего?
* * *
Потеряла крольчиха крольчат,

А крольчата лежат и молчат.

Один — за ветлой,

Двое — за метлой,

Один — под листком,

Двое — под кустом.

Притаились они и молчат.

Сколько вы насчитали крольчат?
* * *
Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой.

(О каком богатыре идет речь в этой загадке?

Перечислите, чем может угостить лес).

СКАЗКА О ЦИФРАХ

Далеко – далеко за морями, за лесами было королевство Математики и жили в нем цифры. Жили они все очень далеко друг от друга и редко встречались…

«ЕДИНИЦА»

Жила – была в королевстве Математики Единица. Жила она одна – одинешенька вот в таком синем дворце – уголочке

И был у неё там один уголок, где стояли один стол

и один стул, один шкаф, в котором стояла одна чашка

и одно блюдце. И в магазине единичка покупала

все по одному: одну конфету, одну книжку, один сапожек…

Скучно было Единичке одной и решила она с кем-нибудь подружиться и отправилась Единичка прогуляться по королевству. Вдруг из-за дерева, навстречу Единице выскочил волк. Он тоже был один и с ним никто не хотел дружить, думали, что он злой. А Единичке стало жалко волка, и она предложила ему поиграть вместе. Так единичка и волк стали друзьями и вместе рассказали стихотворение:

Я, ребята, единица!

Очень тонкая, как спица!

Похожа я немного на крючок,

А, может, на обломанный сучок.

От меня ведется счет

И за это мне почет!

«ДВОЙКА»

Еще в королевстве математики жила цифра Два. Она тоже жила в собственном домике, вот в таком:

В её домике было две комнаты.

У Двойки была подруга мудрая сова, и они очень любили играть в разные игры. Особенно они любили игры с цифрой два:

- Сколько ушек на макушке?

- А сколько глаз?

- Ну а сколько рук и ног?

Возле домика Двойки было красивое озеро, а в нем плавали лебеди. Когда двойка приходила к озеру, лебеди просили её рассказать им стихотворение: Два на лебедя похожа:

Шейка есть и хвостик тоже.

Лебедь может подсказать,

Как нам цифру два узнать.

«ТРОЙКА»

В Королевстве математики жила и Тройка. Она жила вот в таком красном дворце

Ее все любили потому, что она была доброй и послушной. В её доме было три большие комнаты. Соседями Тройки были три медведя. Все они жили в любви и согласии. Каждый день Тройка угощала маленького медвежонка тремя конфетами. Однажды медведи собрались в лес за грибами и пригласили с собой Тройку, а она так увлеклась, что заблудилась. Посмотрела Тройка вокруг и увидела недалеко полянку, на полянке она увидела трех ежиков. Тройка угостила каждого ежика грибочком, а они показали ей дорогу домой. Дома три медведя очень обрадовались Тройки и рассказали ей стишок:

Ой! Скорее посмотри!

Появилась цифра три!

Тройка третий из значков

Состоит из двух крючков.

«ЧЕТВЕРКА»

Другой жительницей королевства Математики была Четверка, она жила вот в таком дворце

Во дворце было четыре комнаты. В одной комнате жил Ежик, другой – Котик, в третьей – Черепаха, а в четвертой сама хозяйка Четверка. Они весело развлекались, пели, танцевали.

Однажды, Четверка рассказала своим друзьям, что есть четыре стороны света: север, юг, восток и запад, и они захотели отправиться в путешествие. Они взяли с собой четыре яблока, четыре печенья, четыре сока, сели в самолет и полетели на север. Там было много – много снега и жили белые медведи. Четверка со своими друзьями очень замерзли и решили они отправиться на юг. На юге было жарко, там пели необычные птицы и водились интересные животные. Когда наши путешественники попали на восток, их встретил восточный принц, который гордо ехал на слоне. А на западе Четверка познакомила своих друзей с ковбоями – храбрыми героями. Путешественники очень устали и полетели домой, в королевство Математики. Дома Ежик, Котик и Черепаха сочинили для Четверки стишок:

У меня в руке флажок!

Посмотри скорей, дружок,

До чего же он хорош,

На четверочку похож!

«ПЯТЕРКА»

В красивом зеленом дворце жила Пятерка.

У неё было пять комнат. В самой большой

комнате стоял стол, вокруг него стояло пять стульев, а на столе стояло пять чашек и пять блюдец.

Вокруг дворца, где жила Пятерка был большой фруктовый сад. Там росли яблони, груши. Соседями Пятерки были Зайчик, Ёжик и Белочка. Как-то попросили они Пятерку угостить их фруктами, а Пятерка сказала: «Если сосчитаете, сколько яблонь и сколько груш растет в саду, тогда угощу вас».

Давайте поможем зверятам сосчитать деревья.

Потом Пятерка угостила всех яблоками и грушами. А Зайчик, Ёжик и Белочка рассказали ей стишок:

Ветер парус надувает,

А на мачте флаг играет.

Ветер хочет показать

Всем ребятам цифру пять!

«ШЕСТЕРКА»

В королевстве Математики было Синее море. И вот возле самого Синего моря жила Шестерка. Вот в таком синем дворце, у которого было шесть комнат.

У Шестерки было шесть котят: первый – белый, второй – смелый, третий – умный, четвертый – шумный, пятый – с рыженьким хвостом, а шестой очень любил спать. У котят было шесть мисочек, из которых они пили молоко и шесть корзиночек, в которых они спали. Каждый вечер Шестерка поила котят молоком, а потом укладывала их спать. Давайте поможем шестерке накормить и уложить непослушных котят.

А когда котята ложились в свои корзиночки, Шестерка рассказывала им стихотворение: На заборе у калитки

Примостилась цифра шесть:

Как у маленькой улитки,

Завиток и рожки есть.

«СЕМЕРКА»

В королевстве Математики, на улице Желтых одуванчиков, жила семерка. Жила она вот в таком разноцветном дворце

Семерка уже давно дружила с радугой,

и поэтому её дворец был разукрашен в семь

цветов радуги. Во дворце было семь комнат.

Семерка с Радугой часто веселились, черная краска им завидовала и по её приказу разбойники схватили Семерку и бросили в подземелье.

Чтобы освободить Семерку надо ответить на вопросы:

Сколько в радуге цветов?

Сколько дней в недели?

Сколько гномиков у Белоснежки?

Сколько у козы было козлят?

Молодцы! Теперь Черная краска освободила цифру Семь, а она за свое освобождение расскажет вам стихотворение:

Солнце жарко припекает,

Цапля крылья расправляет,

А расправит их совсем,

Превратится в цифру семь!

«ВОСЬМЕРКА»

Вот в таком необычно красивом дворце жила Восьмерка.

Она была круглолицая, румяная, может немного толстенькая,

но никогда из-за этого не расстраивалась и всегда была веселой.

Восьмерка любила чистоту и часто наводила порядок в восьми комнатах.

Жила Восьмерка на самом краю королевства, где часто шел снег, и как то раз решили Восьмерка со своим другом Паучком слепить снеговика. Но у них почему – то ничего не получалось кроме больших комьев снега. Давайте подскажем Восьмерке и паучку как сделать снеговика.

Когда восьмерка увидела снеговика она долго думала какую же цифру он ей напоминает. Снеговик рассказал ей стихотворение:

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Ваньку – встаньку мы попросим

Показать нам цифру восемь

Раз кружок и два кружок

Это просто мой дружок.

«ДЕВЯТКА»

Еще в королевстве Математики жила цифра Девять.

Жила она вот в таком необычном дворце, в котором

было девять комнат.

В один прекрасный солнечный день был у Девятки

день рожденья, она пригласила к себе Лисичку, Сороку, Мышку, Зайку, Ёжика, Медвежонка, Котенка и Волчонка. А Девятка не умела считать и никак не могла разместить всех гостей за столом:

- Сколько стульев надо поставить за столом?

- Сколько чашек надо поставить?

- А на сколько частей надо разрезать праздничный торт?

Еще хозяйка приготовила для гостей сюрприз, она загадала им загадку «В какую цифру превратиться девятка если перевернется»

Гости приготовили для именинницы стихотворение:

Кот улегся на карниз,

Хвост пушистый свесил вниз.

Котик, котик, до чего ж

На девятку ты похож!

«НОЛЬ и ДЕСЯТКА»

В самом центре королевства жил Ноль. У него был очень интересный дворец

в этом дворце не было ни одного угла, некуда было поставить стол, стул. В общем было пусто. И поэтому Ноль

стал бездельником.

Как-то сидел печальный Ноль и плакал, а в это время

цифра Один решила навестить другие цифры. И вот пришла она в гости к нулю, принесла вкусный пирог, шоколад. Увидела Единица, что у Нуля ничего нет и пригласила к себе домой. Целый день они провели вместе, понравились друг другу и решили пожениться. Но как же быть ведь они разные цифры, как же им жить вместе. Думали они, думали и придумали себе общее имя Десятка, чтобы никто не мог их разлучить.

На свадьбу Десятка пригласила к себе все цифры. Было много угощенья, все друзья пришли с подарками. Вот какое стихотворение они подарили Десятке:

У нуля была подружка,

Единичка – хохотушка.

Над нулем она шутила

И в десятку превратила!

Всем цифрам так понравилось быть всем вместе, что никто не захотел уезжать домой, и решили они построить большой город и назвать его Цифляндия. Так они и поступили, и стали жить дружно и счастливо.

Десять умненьких сестёр

Всё считают с давних пор.

Посмотри стоят рядком,

С ними ты уже знаком.



Игры на уроке математики

«Что на свете одно»

      Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.

«Разложи по размерам»
      На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.
«Четыре строчки»
       Поделите детей на четверки и попросите их придумать стишок. Первая строчка: «Раз, два, три, четыре» - задана, нужно придумать остальные три, например,

  1. Раз, два, три, четыре

Мы опять в своей квартире,

Собираемся играть,

Но пора ложиться спать.

       Все стихотворения детей записываются в альбом: «Стихи о цифре четыре».

«Белоснежка и семь гномов»
      Один из детей – Белоснежка. Она задает всем вопросы:

  • Какие семь деревьев в лесу самые красивые, и какую пользу они приносят?

  • Какие семь зверей в лесу самые трудолюбивые?

  • Какие семь грибов (ягод) самые вкусные? и т. д.

Тот, чей ответ понравился Белоснежке, становится гномом. Когда набирается семь гномов, каждый из них должен сказать комплимент Белоснежке.
«Составляем римские цифры»
       Поделите детей на группы. Один человек из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Нужно составить из палочек как можно больше римских цифр, а затем сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму.
                              «Задача с нолем»
     Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено?

Решение: 4 – 4 = 0»

«Пропавшие часы»
     Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?
Творческое задание «Смешные имена месяцев»
       Поделите детей на пары и раздайте им карточки с названиями разных месяцев. Дети должны придумать смешное объяснение названия того или иного месяца.

«Назови дни недели.»
-дать понятие о последовательности дней недели.

Дети стоят в кругу. Учитель называет день недели и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч, называет следующий день и бросает мяч товарищу. Можно договориться называть дни недели

в обратном порядке.

«Мой дом.»
-выучить домашний адрес, описывать свой дом.

Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать о своем доме: описать его внешний вид, особенности архитектуры. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют свой дом. (можно на листочке «написать» письмо своим близким).

«РЕЖИМ ДНЯ
-ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ ВРЕМЕН СУТОК.

У ребят и учителя по четыре цветные полоски (цвет каждой полоски соответствует определенному времени суток: розовая - утро, красная – день, синяя – вечер, черная – ночь).

Дети рассматривают сюжетную картину, отражающую режимные моменты в определенное время суток, например утром. Учитель убирает картину. Дети перессказывают увиденное. Кто ошибся, платит фант (отдает розовую полоску учителю). У кого в конце игры остались все полоски, тот выиграл.

«Водители
-учить правилам дорожного движения. Представьте, что вы не просто участники игры,

а водители автомобиля, в руках у вас руль перед вами дорога, а на пути – светофор.

Красный свет – хода нет. «Желтый»,- правую руку вверх «ш –ш –ш»

Желтый свет – предупрежденье Зеленый – «р – р – р» двигаетесь.

Свет зеленый – путь открыт Красный – остановитесь и поднимаете руки вверх.

Продолжай движение.

«Составим поезда
-сравнивать группы предметов.

Учитель предлагает составить два поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где больше вагонов.

С этой целью вызывают 7 учеников. Они составляют поезд из 7 вагонов. Затем вызываю 5 учеников, они составляют поезд из 5 вагонов «Какой поезд длиннее?»- спрашивает педагог.- Какой короче? Где вагонов больше? Где меньше? Как уравнять поезда по числу вагонов. Игра повторяется 2-3 раза.

«Построим домик.»
-закрепление нумерации чисел первого десятка.

Детям дается задание построить домик из 6, 8, 10 палочек. Один ученик строит дом на магнитной доске из цветных полосок бумаги, все другие у себя на партах из палочек. Аналогично, дети выкладывают снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и считают число использованных палочек.

«Курочка и цыплята
-формирование навыков счета.

Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску ( шапочку) курочки, остальные дети – цыплята. Учитель читает стихи.

«Вышла курочка гулять,

Свежей травразличениеплятки».

«Ко – ко – ко, ко – ко – ко.

Не ходите далеко.

«Угадай загадки Буратино
- различение предметов по форме и составление из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков.

Учитель на магнитной доске прикрепляет круг, квадрат и треугольник и предлагает отгадать загадки Буратино:

-Что можно нарисовать из круга? (яблоко, арбуз. Мяч и т.д.)

-Что можно нарисовать из квадрата? (портфель, ящик, печенье.)

-Что можно нарисовать из треугольника? (елочку, парусную лодку и т.д.)
«Составим поезд.»(2).

- ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я – первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: Один да один, получится два».Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: « Два да один- это три» и т. д.

Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры: «Три без одного- два. Два без одного –один» и т. д. Учащиеся в игре закрепляют знания о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число.
«Теремок»

Всем, кто просится пожить в домике, дается задание, например, составить примеры с ответом 3, 4, 5, 6. Дети помогают всем, потому, что хотят, чтобы все житии под одной крышей.

«Составь круговые примеры
-составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера.

7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2 2+5=7

Учащиеся составляют цепочку примеров по данному образцу.

Числа – перебежчики.

-закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.

Вызываются 6 учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками. По

Например: 2+8=10 7+1=8 5+4=9

Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры с таким же ответом.

8+2=10 1+7=8 4+5=9