|
Уроках математики в 5 классе Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики в 5 классе.
Младший подростковый возраст, возраст пятиклассников, отличается повышенной интеллектуальной активностью, в этот период происходит завершение становления когнитивных процессов, прежде всего мышления. Для учащихся этого возраста необходимо постоянно и целенаправленно оказывать педагогическую поддержку активности интеллекта. Активная познавательная деятельность учащихся позволяет эффективно решать целый ряд задач, которые с трудом достигаются в традиционном обучении, а именно:
- формировать не только познавательные, но и будущие профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление; - учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу. Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом её процессе школьник должен находить привлекательные стороны. Развитие этой потребности происходит, прежде всего, через вовлечение самих ребят в активную познавательную деятельность.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Дидактическая игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности.
Из опыта индивидуальной педагогической деятельности можно рекомендовать приемы активизации познавательной деятельности, дающие стабильную результативность обучения при системном подходе в их использовании, например:
• взаимоопрос в парах-вариантах (по домашнему заданию, при изучении нового материала);
• взаимопроверка решений в парах сменного состава на разных этапах урока;
• «Мозговой штурм» - работа в микрогруппах при решении задач – обсуждение задач, имеющих несколько способов решения, решение задач в нетрадиционной форме ;
• защита творческих заданий (как долгосрочных, так и решаемых в течение урока , типа «составь и реши задачу», выполни тематическое задание и пр.);
•дидактические игры-соревнования;
•«Математическая мозаика» или «математические пазлы» (лото); • «Дешифровщик» - по группам при выполнении заданий собирают фразу, изречение, пожелание и пр.; • оформление общего плаката (опорного конспекта) по конкретной теме.
Ко всему сказанному имеет прямое отношение использование информационных технологий на уроках. Грамотно подготовленное и обоснованное использование средств компьютерной и мультимедийной поддержки учебного занятия, безусловно, повышает его эффективность, позволяет усилить интеллектуальную активность, а значит, и включить учащихся в активную познавательную деятельность. Известно, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.
Хотелось бы остановиться подробнее на фрагментах урока в виде презентации, поскольку это на данный момент самый доступный и распространенный прием использования информационных технологий на уроках. На уроках в 5 классе практически все вышеперечисленные приемы активизации - от взаимного опроса до организации игровой среды, проведения состязаний, использования «Лото», «Мозаики», «Дешифровщика» - можно сопроводить транслированием ярких, понятных и доступных возрасту учащихся презентации, причем, в зависимости от возможностей, это может происходить на большом экране либо в компьютерном классе по сети. Демонстрация как бы руководит «живым созерцанием» информации, учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое таким образом (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. От использования наглядности как средства повышения эффективности урока происходит постепенный переход к формированию математических визуальных понятий, которые по своему объему, степени обобщенности не уступали бы привычным вербальным, словесным понятиям. Компьютерная презентация при тщательной подготовленности способна исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия учащегося и выдавать подсказку, задавать вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрыть или иные темы предметной области, в том числе, вариативно. Хотя круг вопросов и тем определен и ограничен, но вполне успешно позволяет достичь цели урока и решить задачи активизации познавательной деятельности, поскольку форма предъявления сама по себе для пятиклассников необычна и стимулирует к активности. Несмотря на то, что для пятиклассников приходится использовать, как правило, презентации, составленные учителем, всегда существует возможность показать в них применение учебного труда и творческих работ, выполненных учениками. Например, при защите творческих проектов можно демонстрировать отсканированные работы, совместно оценивать их – уровень восприятия совершенно иной, чем в обычном бумажном варианте. При изучении тем, позволяющих демонстрировать параллельно возможности некоторых компьютерных программ, можно показывать ребятам непосредственно получение результатов их работ. Например, при защите групповых проектов по теме «Круговые диаграммы» ребята построили самостоятельно на бумаге, а затем пронаблюдали, как можно их построить и как они выглядят на экране компьютера, представив себя юными учеными-социологами. В век информационных технологий выпускник школы, как будущий житель информационного общества, должен уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают законы информационного мышления, дети с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться уже и в возрасте 10-12 лет. Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в процесс обучения пятиклассников математике позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении ученика, активизировать процесс его познавательной деятельности. Творчески работающему учителю информационные технологии дают прекрасную возможность реализовать современный подход к планированию и подготовке занятий, неизменно вызывать у ребят интерес к урокам, на которые учащиеся пойдут с радостью, ведь каждый такой урок будет загадкой, разгадать которую невозможно, не побывав на нем.
|
Уроки математики в 5 классе
«Проценты»
Урок изучения новой темы
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов деятельности по решению задач на проценты.
Задачи урока
обучающие: научить учащихся обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты;
развивающие: формирование и развитие познавательной активности, логического мышления учащихся, навыков устного счёта, самостоятельной работы;
воспитывающие: экономическое воспитание в современных условиях формирования рыночных отношений.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор.
Технология: мультимедийная презентация, тестирование.
Продолжительность урока: 45 минут Ход урока
Организационный момент
Создание проблемной ситуации
На экране высвечиваются круги с буквами и примеры.
Учитель: если вы правильно выполните вычисления, то узнаете тему сегодняшнего урока. 1,5
| 3,5
| 0,8
| 0,36
| 1,6
| 0,25
| 0,1
| 13,6
|
Учащиеся дают ответы, на экране буквы встают на место чисел в клеточки. Появляется тема урока. Учитель: Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – «Проценты». Это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная в курсе математики. В 6-ом классе мы к ней вернёмся при изучении пропорций.
– Ребята, как вы думаете, в повседневной жизни, где встречаются проценты? Примерные ответы учащихся:
– В банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов.
Учитель: Верно, в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам.
А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ЕГЭ часто дают тестовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.
Повторение.
Вопросы:
1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг?
2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см?
3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а?
Учащиеся дают ответы, на экране появляются записи:
1 ц=100 кг;
1 м=100 см;
1 га = 100 а;
Учащиеся записывают их в тетради.
Объяснение нового материала.
Учитель: ребята, мы рассмотрели величины, которые связаны с одной сотой частью.
Сотая часть любой величины принято называть процентом.
Слово «процент» происходит от латинского «центи» (по-французски «санти»), указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз. Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%».
Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается:
Выводы: 1 кг – 1% центнера;
1 см – 1 % метра;
1 а – 1 % га;
0,05 – 1 % от 5.
Примеры. На экране числа появляются после ответа учащихся на наводящие вопросы учителя.
Записать в тетради:
Учитель: Итак, что нужно делать, чтобы десятичную дробь выразить в процентах или проценты представить в виде десятичной дроби?
Выводы: (отвечают ученики)
1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.
2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
Найдите эти правила в учебнике.
Решение примеров и задач.
Учитель: теперь, ребята, вспомним
правило умножения десятичной дроби на 100;
правило деления десятичной дроби на 100;
Ребята рассказывают правила.
Решаем №№ 863, 867
Два ученика по очереди на доске показывают решения. После выполнения ответы появляются на экране, учащиеся проверяют свои ответы.
Ответы: №863: 0,01; 0,06; 0,45; 1,23; 0,025; 0,004
№867: 87%; 7%; 145%; 3,5%; 267,2%; 90,7% Решаем задачи (условия задач на экране)
Задача 1. При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько муки получится из 90 тонн пшеницы?
Решение:
90 :100=0,9(т) – 1%
0,9 * 80= 72(т) – 80%
Ответ: 72 т муки получится из 90 т пшеницы. Задача 2. Контрольную работу выполнили 20 учеников.
Из них на «5» – 4 ученика,
на «4» – 8 учеников,
на « 3» – 6 учеников,
на «2» – 2 ученика.
Какой процент всех учащихся получили соответствующие оценки?
Решение:
4:20*100=0,2*100=20(%) – на «5»
8:20*100=0,4*100=40(%) – на «4»
6:20*100=0,3*100=30(%) – на «3»
2:20*100=0,1*100=10(%) – на «2»
Ответ: написали на «5» - 20%, на «4» - 40 %, на «3» - 30% и на «2» - 10% всех учащихся.
7. Физкультминутка. Дети, прямо все вставайте,
Руки вверх все поднимайте.
Их немножко потрясите,
Медленно вниз опустите.
Плечи прямо вы держите,
А головку поверните
То налево, то направо…
Ох, как здорово, как браво!
8. Закрепление.
Проверочный тест:
I вариант
| 5 % – это
| 1) 0,05
| 2) 0,5
| 3) 0,005
| 0, 134 – это
| 1) 134%
| 2) 1,34%
| 3) 13,4%
| 25%
класса – это
| 1) половина класса
| 2) пятая часть класса
| 3) четверть класса
| 5,68 – это
| 1) 56,8%
| 2) 568%
| 3) 5680%
| 40% от 70 равно
| 1) 28
| 2) 30
| 3) 175
| II вариант
| 7 % – это
| 1) 0,7
| 2) 0,07
| 3) 0,007
| 0, 976 – это
| 1) 97,6%
| 2) 9,76%
| 3) 976%
| 50%
класса – это
| 1)четверть класса
| 2) половина класса
| 3) пятая часть класса
| 13,5 – это
| 1) 135%
| 2) 1,35%
| 3) 1350%
| 30% от 80 равно
| 1) 50
| 2) 110
| 3) 24
|
Ответы: (на экране)
I вариант: 1) – 1; II вариант: 1) – 2;
2) – 3; 2) – 1;
3) – 3; 3) – 2;
4) – 2; 4) – 3;
5) – 1. 5) – 3.
Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы, выставляют оценки.
Заключение.
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами ознакомились с понятием процента. Выяснили, где он применяется. Научились обозначать эту величину, выражать десятичную дробь в процентах и процент представлять в виде десятичной дроби. Рассмотрели, как решаются простейшие задачи на проценты.
Проверочное тестирование показало, как вы усвоили и закрепили этот материал. На следующих уроках мы с вами будем решать более сложные задачи на проценты. 10. Итоги урока.
Выставляются оценки за активную работу на уроке, все получают оценку за тест. 11. Домашнее задание.
Выучить определение и правила. Решить №№874,875,877.
Литература: 1. Е.А. Ким. Поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, Учитель, 2008
2. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. Поурочные разработки по математике. 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2006
3. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М, Мнемозина, 2006
4. Новые педагогические технологии (пособие для учителей) под редакцией Е.С.Полад. М. Просвещение 2006.
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Цели урока:
познакомить учащихся с круговыми диаграммами, научить их строить и читать;
повторить пройденный материал и подготовиться к контрольной работе.
Оборудование:
компьютерный класс;
мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Оргмомент 2. Сообщение темы и целей урока 3. Устная работа (С помощью проектора на экране показывается презентация.)
Вопросы:
1 слайд: Тема урока
2 слайд: Вычислить значение выражения по блок-схеме:
3 слайд: Назовите каждый из углов, изображенных на рисунке, найдите среди этих углов прямые и развернутые углы.
4 слайд: Что называется окружностью, кругом? Назвать радиус, диаметр, хорду, центр окружности.
- Тест “Действия с десятичными дробями”.
4. Изучение нового материала Начнем с примера: (5 слайд). Магнитный железняк содержит 70 % чистого железа, а остальная часть руды – пустая порода. Чтобы наглядно изобразить это положение, начертим круг и закрасим 70 % его площади, а 30 % площади оставим незакрашенными. (На экране показывается 5 слайд презентации).
Так как в круге 1800+1800, т.е. 3600, то надо найти 30 % от 3600. Для этого делим 360 на 100 и частное умножаем на 30.
Получаем: 360:100*30=108. Значит надо провести два радиуса под углом 1080 и закрасить часть круга вне этого угла. И у нас получится рисунок, который вы видите на доске.
Это круговая диаграмма.
5. Закрепление изученного
Решение задач.
Задача № 1
Итак, составим круговую диаграмму площадей океанов.
Тихий океан имеет площадь 179 млн. км2, Атлантический – 93 млн. км2, Индийский – 75 млн. км2, Северный Ледовитый – 13 млн. км2.
Введем эти данные в ячейки таблицы и построим диаграмму.
Работа с учебником
Задача № 2 (самостоятельная работа)
Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак – 25 %, второй завтрак – 15 %, обед – 45 % и ужин – 15%.
Задача № 3 (самостоятельная работа)
Постройте круговую диаграмму площадей материков Земли. Материк
| Площадь
| %
| Градусы
| Европа
| 11,5
| 8%
| 28,8
| Азия
| 43,4
| 29%
| 104,4
| Африка
| 30,3
| 20%
| 72
| Северная Америка
| 24,2
| 16%
| 57,6
| Южная Америка
| 17,8
| 12%
| 43,2
| Австралия
| 8,7
| 6%
| 21,6
| Антарктида
| 14,1
| 9%
| 32,4
| Всего
|
|
| 360
| 6. Итоги урока. Что называют круговой диаграммой?
Домашнее задание
Тема: КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ
Учебник И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича.
Урок изучения новой темы
Цели: вторично осмыслить понятия достоверных, невозможных и случайных событий; формировать умение решать комбинаторные задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Устно проверить ответы на домашние вопросы. Выполнить задание № 963, повторив определения достоверного, случайного и невозможного событий.
III. Изучение нового материала.
1. Аня и Алина хорошо написали самостоятельную работу, но своих оценок не знают. Какие отметки у них могут быть? Сколько вариантов можно предложить?
1) Аня – «5»; Алина – «5»;
2) Аня – «5»; Алина – «4»;
3) Аня – «4»; Алина – «5»;
4) Аня – «4»; Алина – «4».
Всего вариантов может быть четыре, если хорошие отметки рассматривать только как «4» и «5».
Учительница не помнит отметки, но помнит, что оценки хорошие и разные. Тогда вариантов остается только два – 2) и 3).
2. При решении этой задачи происходит перебор всех возможных комбинаций, поэтому подобные задачи являются комбинаторными.
3. Рассмотреть решение заданий № 966, 967, 968.
IV. Закрепление нового материала.
1) Выполнить задание № 970.
2) Из цифр 7, 0, 5 составили двузначное число.
Сколько вариантов выбора двух цифр может быть представлено таким образом, чтобы составление числа больше 6 являлось достоверным событием?
Случайным событием является составление числа больше 50. Сколько таких событий может быть?
V. Подведение итогов.
Домашнее задание: № 969.
Урок-игра
«Счастливый случай»
Цели: развивать дух коллективизма, смекалку, логику и внимательность; воспитывать уверенность и умение быстро сосредоточиться на главном; вызвать интерес к математике.
Ход урока
I. Организационный момент.
Разделить учащихся на две команды.
II. Анализ контрольной работы.
III. Гейм «Разминка».
Каждой команде задается по 15 вопросов, на которые ученики отвечают без обсуждения. Право ответа распределяет капитан команды, ответ может быть только один. Если команда отвечает неверно, право ответить на этот вопрос переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 2 балла, за каждый правильный ответ на вопрос соперников – 1 балл.
Вопросы первой команде:
1. Дать определение отрезку. (Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками.)
2. Как найти неизвестный делитель? (Надо делимое разделить на частное.)
3. а · 0 = … (0.)
4. 1 м2 = ? дм2 (100.)
5. Найти объем куба с ребром 2 см. (8 см3.)
6. Как найти площадь прямоугольника? (Надо длину умножить на ширину.)
7. 8 · х = 80, х = ? (х = 10.)
8. Сколько ребер у параллелепипеда? (12.)
9. Назвать наибольшее трехзначное число. (999.)
10. Велосипедист едет со скоростью 15 км/ч. За какое время он проедет 60 км? (4 ч.)
11. ? (49.)
12. Выразить в килограммах 3 кг, 13 г. (3,013 кг.)
13. Что больше: 7,1 или 7,01? (7,1.)
14. Найти среднее арифметическое для чисел 15, 10 и 35. (20.)
15. Перевести в проценты 0,8. (80 %.)
Вопросы второй команде:
1. Что меньше – 0,14 или 1,014? (0,14.)
2. а – 0 = ? (а.)
3. 1 = ? (1.)
4. Как найти периметр квадрата? (Надо длину стороны умножить на 4.)
5. 1 м= ? см. (10000.)
6. Перевести в проценты 0,07. (7 %.)
7. 4 + у = 20 , у =? (16.)
8. Измерения параллелепипеда 1 см, 3 см и 5 см. Найти объем. (15 см3.)
9. Найти среднее арифметическое чисел 44 и 66. (55.)
10. Сколько граней у куба? (6.)
11. Назвать наименьшее двузначное число. (10.)
12. Дать определение лучу. (Часть прямой, ограниченная с одной стороны точкой.)
13. Как найти неизвестное уменьшаемое? (Надо к вычитаемому прибавить разность.)
14. Пешеход идет 3 ч со скоростью 2 км/ч. Сколько километров он прошел? (6 км.)
15. Выразить в метрах 9 см. (0,09 м.)
После ответов обеих команд подсчитываются баллы.
IV. Гейм «Заморочки из бочки».
В мешочке лежит 9 бочонков. Каждому бочонку соответствует задача. Команды по очереди вытаскивают бочонок и слушают условие задачи. На обдумывание дается 30 секунд, затем команда отвечает.
За правильный ответ команда получает 3 балла. Если же ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде, которая может получить дополнительно 1 балл.
В этом гейме у команд есть возможность испытать удачу, задач всего 8, а вытянутый командой бочонок с номером 9 без решения задачи приносит ей 3 балла.
Задачки-заморочки:
1. Кирпич весит 4 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (6 кг.)
2. Пара лошадей пробежала 60 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (60 км.)
3. Сейчас 6 часов вечера. Какая часть суток прошла? (3/4.)
4. Пять лет назад брату и сестре вместе было 9 лет. Сколько лет им будет вместе через 5 лет? (19 лет.)
5. На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько было конфет в кучке? (3 конфеты.)
6. Зайцы пилят бревно. Они сделали 14 распилов. Сколько получилось чурбаков? (15.)
7. К Айболиту на прием пришли звери. Все, кроме двух, собаки. Все, кроме двух, кошки. Все, кроме двух, зайцы. Сколько животных пришло к Айболиту? (3.)
8. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8.)
После ответов обеих команд происходит подсчет баллов.
V. Гейм «Темная лошадка».
– Следующий гейм называется «Темная лошадка». Его проведет учитель, который в течение всего учебного года заботится о вас, помогает, часто видится с вашими родителями, многие праздники вы проводите вместе с ним. Кто он?
Приглашается классный руководитель. Тем, кто угадал, к сумме заработанных баллов прибавляется еще один. Классный руководитель задает по два или три вопроса каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
После ответов обеих команд подсчитываются баллы.
VI. Гейм «Ты – мне, я – тебе».
– А теперь пришла пора показать себя капитанам команд. Они должны задать по два вопроса друг другу и ответить на них сами, не прибегая к помощи команд. Если капитан ответил правильно, он получает 2 балла. Если же ответ неверный, то 1 балл зарабатывает капитан, который задавал вопрос, но только после того, как сам скажет правильный ответ.
Подсчитываются баллы.
VII. Гейм «Гонка за лидером».
Вопросы последнего гейма сначала задаются команде, которая проигрывает, в течение минуты. Если команда не знает ответа, то просит озвучить следующий вопрос, например словом «Дальше». Сколько вопросов будет зачитано, зависит только от оперативности и быстроты реакции самих команд.
Вопросы первой команде:
Сколько сантиметров в 1 дециметре? (10.)
Перевести смешанное число в неправильную дробь.
Чему равна площадь квадрата со стороной 4 см? (16 см2.)
? (27.)
Какое название имеет дробь ? (Половина.)
Сколько процентов составляет 4 от 400? (1 %.)
Округлить 17,8 до единиц. (18.)
Имеет ли длину отрезок? (Да.)
В чем измеряются углы? (В градусах.)
Умножение на какое число дает все время само число? (1.)
Найти от 30. (10.)
Вопросы второй команде:
Сколько метров в одном километре? (1000.)
Перевести неправильную дробь в смешанное число.
Чему равен периметр квадрата со стороной 3 см? (12 см.)
? (1.)
Какое название имеет дробь ? (Четверть.)
Сколько процентов составляет 200 от 400? (50 %.)
Округлить 81,2 до единиц. (81.)
Имеет ли длину луч? (Нет.)
Чем измеряются отрезки в тетрадях? (Линейкой.)
Деление на какое число дает 1? (На само себя.)
Найти от 70. (10.)
Затем подсчитываются баллы за проведенные конкурсы.
VIII. Подведение итогов.
После подсчета баллов определяется команда-победитель, награждается. Поощрить желательно и проигравшую команду, можно определить также в каждой команде самого активного игрока и отметить их |
|
|