Главная страница

Среднее арифметическое



Скачать 111.07 Kb.
НазваниеСреднее арифметическое
Дата05.04.2016
Размер111.07 Kb.
ТипУрок

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель математики МБУ лицея №6 г.о. Тольятти Тюрина Елена Вячеславовна.

Учебный предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Среднее арифметическое.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Цель урока: Закрепить умение самостоятельно решать новую задачу (проблему) на основе выявления способов ее преобразования в ранее освоенную (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока). Создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении упражнений по теме «Действия с десятичными дробями. Среднее арифметическое»
Задачи урока:

образовательные:

- завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для решения упражнений по теме «Среднее арифметическое» (познавательные УУД);

- определить готовность учащихся к самостоятельному выполнению заданий на решение задач различного вида по теме «Среднее арифметическое» (познавательные УУД).

развивающие:

- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

- способствовать развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).

- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном).

воспитательные:

- способствовать развитию у учащихся УУД (коммуникативного) оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

- способствовать развитию у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.
Методы и формы обучения: Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные ресурсы: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012.

Оборудование: Доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии и самооценивания.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Орг. момент урока

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

Включаются в деловой ритм урока.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,

понимают его важность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.





2. Актуализация знаний

-Знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.

Нужно найти значение данного выражения, но сначала необходимо вычислить слагаемые. Результат подскажет вам ответ на вопрос: « С именем, какого ученого связана тема нашего сегодняшнего урока?» (см. приложение)

- Итак, тема нашего урока связана с именем выдающегося астронома, физика и математика Иоганна Кеплера. Понятие среднего арифметического впервые появилось в его научных работах, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают действия с десятичными дробями.


Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: структурирование собственных знаний. Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Устные и письменные ответы

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Ребята, а что такое среднее арифметическое?
-Где в жизни нам необходимо использовать этот математический термин и для чего?

-Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
-Каких целей мы должны достичь в конце урока? Чему новому мы должны научиться ?

Тема нашего урока: Среднее арифметическое

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Среднее арифметическое" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач

-Это частное суммы нескольких чисел на их количество

- при решении задач

( вычислить средний рост, средний вес, среднюю оценку за выступление и т.д.)
- Мы будем решать задачи, связанные со средним арифметическим.

-Совершенствовать умение решать задачи, связанные с понятием среднее арифметическое

Учащиеся формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.




4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

1 задача:

- Ребята, при проведении контрольной работы в 5-х классах получились следующие результаты:

-А как узнать какой класс лучше справился с контрольной работой?

В 5М классе за контрольную работу «5»- 9 человек, «4» - 12 человек, «3» - 3 человека (102:24=4,25)

В 5Ф классе за контрольную работу «5»- 8 человек, «4» - 11 человек, «3» - 5человека (99:24=4,125)

В 5Г классе за контрольную работу «5»- 5 человек, «4» - 12 человек, «3» - 5 человек.

(88:22=4)

Критерии оценивания: верно найден средний балл в каждом классе и сделан правильный вывод – «5»

-верно найдены средние баллы в 2-х классах «4»

-верно найден средний балл в одном классе- «3»

-остальное –«2»

А как вы находили средний балл?


-посчитать средний балл по каждому классу.
Учащиеся самостоятельно решают предложенные задачи и записывают ответ в тетради
Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задач

Алгоритм:

«Найти сумму всех чисел»

«Найти количество слагаемых»

«Разделить сумму чисел на количество»


Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над задачами, обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Познавательные: формирование интереса к данной теме; рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.


Письменная работа

5. Физ. минутка

- Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.

- А сейчас давайте выполним несколько упражнений.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза.

- Сели все ровно, продолжим работу.

среднее арифметическое:

-Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)

Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)

-Пианино и баяна. (Аккордеон.)

-Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)

-Носка и чулка. (Гольф.)

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.










6. Контроль усвоения знаний

2 Задача

Выполнение заданий из учебника:   № 1509

Одно число больше другого в 1,5 раза, среднее арифметическое этих двух чисел равно 30. Найдите эти числа. (24 и 36)
3 Вычислительный пример

Находить среднее арифметическое нескольких чисел немыслимо без умения быстро и правильно считать. Найти значение данного выражения: 3,8*1,75:0,95 - 1,02 = 5,98

1)1,75*3,8=6,65

2) 6,65:0,95=7

3)7-1,02=5,98 Выставляем оценку в лист самооценивания

Дополнительно (при наличии времени)

Из цифр 0, 5, 9, 3, 2 составляются всевозможные трёхзначные числа без повтора цифр. Сколько чисел составили?

(4*4*3=48) - Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте решить эту задачу.

-Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно, на доске представлены ответы. Проверьте своего одноклассника и выставите оценку карандашом в тетрадь. Итак, в листах оценивания у вас три оценки, а четвертую поставьте сами себе, учитывая то, как вы работали сегодня на уроке. Постарайтесь быть объективными и честными по отношению к себе и правильно оценить свою работу на уроке. У вас получилось четыре оценки, а теперь найдите средний балл этих четырех оценок и округлите до целых по правилам округления.


Учащиеся самостоятельно решают предложенные задачи и записывают ответ в тетради.

Критерии оценивания:

Верно найдены и записаны в ответ оба числа-«5»

Верно составлено уравнение, решено , но не найдено другое число-«4»

Только составлено уравнение, но допущены ошибки при его решении-«3»

Неверно составлено уравнение «2»

-Учащиеся самостоятельно высчитывают средний балл и ставят оценку за урок, на листе оценивания

Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над задачами, обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Работа в парах;

осуществляют взаимопроверку

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, саморегуляция.

Коммуникативные

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

Письменная работа

7. Итоги урока.

Рефлексия

– Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы узнали на нём?

Вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не столько много, как встречаются в жизни. Но вы с каждым днем взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания.

Отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение, сдают карточки самооценивания

Фронтальная

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Устные ответы

8. Информация о домашнем задании

Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и решите № 1531.

А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую

информацию:

определить среднюю стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3 магазинах, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать молоко.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

Учащиеся внимательно слушают.

Всем: п.38, с 226, выучить определение.

По желанию: А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую

информацию: вычислить среднюю стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3-х магазинах и подготовитьмини-отчет.
Подготовить доклад о биографии И. Кеплере.






























Приложение:
Лист оценивания
Фамилия и имя учащегося _________________________


Задания

1

2

3

4

Итог

Оценка
















Вычисления итоговой оценки: