|
Среднее арифметическое Технологическая карта урока
Разработчик: учитель математики МБУ лицея №6 г.о. Тольятти Тюрина Елена Вячеславовна.
Учебный предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Среднее арифметическое.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся. Цель урока: Закрепить умение самостоятельно решать новую задачу (проблему) на основе выявления способов ее преобразования в ранее освоенную (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока). Создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении упражнений по теме «Действия с десятичными дробями. Среднее арифметическое» Задачи урока:
образовательные:
- завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для решения упражнений по теме «Среднее арифметическое» (познавательные УУД);
- определить готовность учащихся к самостоятельному выполнению заданий на решение задач различного вида по теме «Среднее арифметическое» (познавательные УУД).
развивающие:
- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);
- способствовать развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).
- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном).
воспитательные:
- способствовать развитию у учащихся УУД (коммуникативного) оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.
- способствовать развитию у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности. Методы и формы обучения: Фронтальная, парная, индивидуальная
Образовательные ресурсы: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012.
Оборудование: Доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии и самооценивания.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия на уроке
| Формируемые умения (универсальные учебные действия)
| Промежуточный контроль
| 1. Орг. момент урока
| Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.
Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.
| Выполняют необходимые действия.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности
Включаются в деловой ритм урока.
| Фронтальная
| Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,
понимают его важность.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
|
| 2. Актуализация знаний
| -Знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.
Нужно найти значение данного выражения, но сначала необходимо вычислить слагаемые. Результат подскажет вам ответ на вопрос: « С именем, какого ученого связана тема нашего сегодняшнего урока?» (см. приложение)
- Итак, тема нашего урока связана с именем выдающегося астронома, физика и математика Иоганна Кеплера. Понятие среднего арифметического впервые появилось в его научных работах, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического.
| Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают действия с десятичными дробями.
| Фронтальная, индивидуальная
| Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: структурирование собственных знаний. Поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
| Устные и письменные ответы
| 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
| -Ребята, а что такое среднее арифметическое? -Где в жизни нам необходимо использовать этот математический термин и для чего?
-Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? -Каких целей мы должны достичь в конце урока? Чему новому мы должны научиться ?
Тема нашего урока: Среднее арифметическое
Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Среднее арифметическое" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач
| -Это частное суммы нескольких чисел на их количество
- при решении задач
( вычислить средний рост, средний вес, среднюю оценку за выступление и т.д.) - Мы будем решать задачи, связанные со средним арифметическим.
-Совершенствовать умение решать задачи, связанные с понятием среднее арифметическое
Учащиеся формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока
| Фронтальная
| Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.
|
| 4. Применение знаний и умений в новой ситуации
| Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.
1 задача:
- Ребята, при проведении контрольной работы в 5-х классах получились следующие результаты:
-А как узнать какой класс лучше справился с контрольной работой?
В 5М классе за контрольную работу «5»- 9 человек, «4» - 12 человек, «3» - 3 человека (102:24=4,25)
В 5Ф классе за контрольную работу «5»- 8 человек, «4» - 11 человек, «3» - 5человека (99:24=4,125)
В 5Г классе за контрольную работу «5»- 5 человек, «4» - 12 человек, «3» - 5 человек.
(88:22=4)
Критерии оценивания: верно найден средний балл в каждом классе и сделан правильный вывод – «5»
-верно найдены средние баллы в 2-х классах «4»
-верно найден средний балл в одном классе- «3»
-остальное –«2»
А как вы находили средний балл?
| -посчитать средний балл по каждому классу. Учащиеся самостоятельно решают предложенные задачи и записывают ответ в тетради Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задач
Алгоритм:
«Найти сумму всех чисел»
«Найти количество слагаемых»
«Разделить сумму чисел на количество»
| Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над задачами, обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
| Познавательные: формирование интереса к данной теме; рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез Личностные: самоопределение Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
| Письменная работа
| 5. Физ. минутка
| - Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.
- А сейчас давайте выполним несколько упражнений.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза.
- Сели все ровно, продолжим работу.
| среднее арифметическое:
-Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
-Пианино и баяна. (Аккордеон.)
-Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
-Носка и чулка. (Гольф.)
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
|
|
|
| 6. Контроль усвоения знаний
| 2 Задача
Выполнение заданий из учебника: № 1509
Одно число больше другого в 1,5 раза, среднее арифметическое этих двух чисел равно 30. Найдите эти числа. (24 и 36) 3 Вычислительный пример
Находить среднее арифметическое нескольких чисел немыслимо без умения быстро и правильно считать. Найти значение данного выражения: 3,8*1,75:0,95 - 1,02 = 5,98
1)1,75*3,8=6,65
2) 6,65:0,95=7
3)7-1,02=5,98 Выставляем оценку в лист самооценивания
Дополнительно (при наличии времени)
Из цифр 0, 5, 9, 3, 2 составляются всевозможные трёхзначные числа без повтора цифр. Сколько чисел составили?
(4*4*3=48) - Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте решить эту задачу.
-Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно, на доске представлены ответы. Проверьте своего одноклассника и выставите оценку карандашом в тетрадь. Итак, в листах оценивания у вас три оценки, а четвертую поставьте сами себе, учитывая то, как вы работали сегодня на уроке. Постарайтесь быть объективными и честными по отношению к себе и правильно оценить свою работу на уроке. У вас получилось четыре оценки, а теперь найдите средний балл этих четырех оценок и округлите до целых по правилам округления.
| Учащиеся самостоятельно решают предложенные задачи и записывают ответ в тетради.
Критерии оценивания:
Верно найдены и записаны в ответ оба числа-«5»
Верно составлено уравнение, решено , но не найдено другое число-«4»
Только составлено уравнение, но допущены ошибки при его решении-«3»
Неверно составлено уравнение «2»
-Учащиеся самостоятельно высчитывают средний балл и ставят оценку за урок, на листе оценивания
| Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над задачами, обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
Работа в парах;
осуществляют взаимопроверку
| Личностные: формирование позитивной самооценки
Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, саморегуляция.
Коммуникативные
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
| Письменная работа
| 7. Итоги урока.
Рефлексия
| – Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы узнали на нём?
Вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не столько много, как встречаются в жизни. Но вы с каждым днем взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания.
| Отвечают
на вопросы, обосновывают своё мнение, сдают карточки самооценивания
| Фронтальная
| Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные
Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка
| Устные ответы
| 8. Информация о домашнем задании
| Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и решите № 1531.
А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую
информацию:
определить среднюю стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3 магазинах, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать молоко.
Спасибо за работу на уроке!
| Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.
Учащиеся внимательно слушают.
Всем: п.38, с 226, выучить определение.
По желанию: А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую
информацию: вычислить среднюю стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3-х магазинах и подготовитьмини-отчет. Подготовить доклад о биографии И. Кеплере.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение: Лист оценивания Фамилия и имя учащегося _________________________
-
Задания
| 1
| 2
| 3
| 4
| Итог
| Оценка
|
|
|
|
|
| Вычисления итоговой оценки:
|
|
|