|
Урок по теме «Монополия» Урок по теме «Монополия».
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
(Класс разбит на 4 группы)
Как рассчитать бюджет семьи?
Где лучше взять кредит?
Где деньги вкладывать свои?
Какой выбрать депозит?
В том разбираться нужно нам:
Будь слесарь ты, артист…
Ведь поневоле каждый сам
Себе экономист! Актуализация знаний.
Послушайте внимательно стихотворение и отгадайте, о чём идет речь? Такое, Дарвин говорил,
Случается в природе,
Сорняк, к примеру, притеснил
Морковку в огороде…
Не могут фирмы поделить
Упорно рынок сбыта…
Друг друга пыжатся свалить,
Партнерство уж забыто!
Экономистам много лет
Известно без сомнения,
Так дайте же быстрей ответ,
Что это за явление?
(отвечают – конкуренция) Сегодня мы будет говорить о разных типах конкуренции. Каждый из вас является представителем какой либо фирмы. Выберите свою фирму. (тянут жребий). У каждой фирмы есть свою управляющий, выберите своего управляющего. (выбирают управляющего – координатора) 1 группа. (монополистическая конкуренция)
Фирма «Сапожок».
Фирма оперирует на рынке, где большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает свою обувь, цены на которую различны в зависимости от качества обуви. 2 группа. (совершенная конкуренция)
Фирма «Витаминка».
Фирма действует на рынке картофеля, где большое количество фермеров предлагают картофель по одинаковым ценам. 3 группа. (олигополия)
Фирма «Автошина».
Фирма функционирует среди нескольких крупных фирм, занимающихся производством автомобильных шин. 4 группа. (монополия)
Фирма «Штурман».
Фирма – единственная, которая производит штурманские приборы. Познакомьтесь с условиями деятельности вашей фирмы. Определите, к какому типу конкуренции можно отнести рынок, на котором функционирует ваша фирма. Объясните по каким признакам вы это определили. Признаки запишите в схему.
(каждая группа готовится 3 минуты и отвечает, листок-схему прикрепляет на доску)Ученик, который отвечает, выходит к доске, читает все про свою фирму и объясняет почему это тот или иной тип конкуренции, называя характерные признаки. 1 группа. Монополистическая конкуренция (Сапожок)
Признаки:
Количество фирм: большое количество продавцов.
Тип товара: одинаковый, но разного качества.
Возможность повлиять на цену товара: можно.
Вход на рынок: возможен. 2 группа. Совершенная конкуренция (Витаминка)
Признаки:
Количество фирм: большое количество продавцов.
Тип товара: одинаковый.
Возможность повлиять на цену товара: нельзя.
Вход на рынок: существует. 3 группа. Олигополия (Автошина)
Признаки:
Количество фирм: несколько крупных продавцов.
Тип товара: одинаковый или различный.
Возможность повлиять на цену товара: существует, большая.
Вход на рынок: существует, но трудно преодолеть. По итогам выступлений трёх фирм назвать основные признаки, по которым можно определить тип конкуренции. 4 группа. Монополия (Штурман)
Признаки:
Количество фирм: одна.
Тип товара: уникальный.
Возможность повлиять на цену товара: максимальная возможность.
Вход на рынок: существует, но практически невозможно преодолеть. Называют не все признаки. Сегодня мы будем говорить о типе конкуренции – монополия.
Изучение материала.
(Не все признаки назовут.) Сегодня мы познакомимся с этим типом конкуренции и его основными признаками. Все основные понятия вы будете вписывать в буклет, это ваш рабочий конспект. Определение: монополия (исходя из двух признаков) – ситуация на рынке, при которой существует единственный продавец товара или услуги. Посмотрите внимательно на доску: перед вами товары:
Нефть, корм для собак, газ, стиральный порошок, электроэнергия, эликсир молодости, лазер, созданный на основе нанотехнологий.
Определите, выпуская какие товары, фирма может быть монополистом.
Оставляют уникальные товары: нефть, газ, электроэнергия, эликсир молодости, лазер, созданный на основе нанотехнологий. Оставшиеся товары разделите на группы.
1 группа 2 группа
Нефть Эликсир молодости
Газ Лазер, созданный на основе нанотехнологий
Электроэнергия
(Спросить у 1 человека, у других спросить: у кого еще предложение? Согласны или несогласны?) Если не те группы, то в экономике принято разделение на группы: естественные товары и искусственно созданные человеком. Почему так разделили, по каким признакам? (естественные или созданы искусственно человеком). Существует 2 вида монополии: естественная и искусственная. Внесите запись в буклет. Подумайте, какие монополии существуют в нашей стране или в нашем городе?
Приводят примеры монополий: РАО “ЕЭС”, ГАЗПРОМ, МПС (железнодорожные перевозки); “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи); Почта России и др. Как вы считаете, хорошо ли быть монополистом. (ДА) Почему? Всем ли хорошо? Поэтому у монополии есть достоинства и недостатки. Подумайте и напишите достоинства и недостатки монополии.
Достоинства монополии:
1)Получение максимальной прибыли.
2) Возможность повлиять на цену товара.
Недостатки монополии:
1)Нет конкуренции.
2) Нет выбора у покупателей.
3) Вынуждены покупать товар по любой цене или полностью от него отказаться.
(Группы на листочках пишут достоинства и недостатки. Одна группа вывешивает свои достоинства. У кого другие? Делаем вывод о том, что с точки зрения покупателя одни достоинства и недостатки, а с точки зрения продавца другие).
После обсуждения достоинств и недостатков еще 2 признака: возможность повлиять на цену товара и вход на рынок.
Как вы считаете, все ли дозволено монополисту? (Нет) А кто его контролирует, сдерживает? (государство).
Практическое задание.
Итак, что нужно, чтобы создать свою монополию? (Изобрести уникальный товар)
Предлагаю вам создать свою монополию. (каждая группа придумывает фирму – монополиста, работают 3-5мин).
Каждая группа (представитель выходит к доске и рассказывает о своей монополии по плану: название фирмы, товар).
Вопрос: к какому виду можно отнести вашу монополию?
Контрольное задание.
Из приведенных признаков выберите характерные для монополии. Выпишите буквы выбранных ответов по порядку.
б) множество покупателей и продавцов одинаковых товаров;
п) рынок, на котором есть только один продавец
у) рынок с большим числом продавцов, предлагающих схожие товары;
я) вход на рынок практически невозможен;
д) рынок, на котором отсутствуют входные барьеры;
е) рынок, отличающийся самыми высокими затратами на рекламу;
т) товар на этом рынке уникальный, которому нет аналогов, заменителей;
ж) самый распространённый тип конкуренции;
ь) у продавца максимальная возможность повлиять на цену товара.
Что у вас получилось? (Пять) Это ваша оценка за урок.
Составьте синквейн для слова Монополия.
Какая? ( 2 прилагательных)
Что делает? (3 глагола)
Фраза, поговорка.
Новое звучание слова.
Спрашиваю у каждой группы вместе по характеристикам. |
|
|