|
Урок по математике в 5 классе, посвященный дню космонавтики КОУ Омской области «Исилькульская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ,
ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ.
Действия сложения и вычитания в пределах 1000.
Учитель: Третьякова А.В.
Тема. Действия сложения и вычитания в пределах 1000.
Цель: закрепить действия сложения и вычитания целых чисел в пределах 1000.
Задачи:
Образовательные:
- отрабатывать ЗУНи при сложении и вычитании целых
чисел в пределах 1000;
- закрепить нахождение неизвестных компонентов при
сложении и вычитании целых чисел в пределах 1000.
Коррекционно - развивающие:
- развивать целенаправленное внимание, умение комментировать
свои действия;
- развивать умение давать словесный отчет при решении
примеров и задач, анализировать полученные данные и делать
выводы;
- коррекция мыслительной деятельности (операций анализа и
синтеза, выявление главной мысли, установление
логических и причинно-следственных связей, планирующая
функция мышления)
3. Воспитательные:
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма,
бережное отношение к окружающему миру, повышать
мотивацию к изучаемому предмету.
Тип урока: интегрированный урок (математика и география) закрепления знаний Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power
Point, тестовые задания, индивидуальные предметные картинки
звездного неба, наклейки- звездочки.
Ход урока:
Орг. момент
- Все мы живем под одним небом. Люди давно мечтали узнать, что делается там, высоко над Землей. Находились смельчаки, которые пытались сделать себе крылья. Сделали даже большой воздушный шар с корзиной для пассажиров и наполнили его дымом. Потом догадались наполнять шар легким газом. Но движение шара зависело от ветра. Тайны жизни высоко над землей призывают человечество к размышлению, к исследованию. Сегодня мы с вами попробуем прикоснуться к некоторым тайнам. И поможет нам в этом наука - математика.
Постановка цели и задач урока
- А тема сегодняшнего урока «Действия сложения и вычитания в пределах 1000».
- На уроке мы с вами продолжим складывать и вычитать целые числа в пределах 1000, и каждый из вас сможет показать свой уровень знаний, а также повысить его. А поможет вам в этом – путешествие. Какое это путешествие, вы ответите сами, решив правильно следующие примеры.
Актуализация опорных знаний
7
+
5
| 39
-
35
| 1000
-
999
| 809
-
800
| 598
-
592
| 0
+
1
|
|
|
|
|
|
| - Устное сложение и вычитание целых чисел
презентация
- решение и проверка правильности
12
| АПРЕЛЯ
| 1
| 9
| 6
| 1
| К
| О
| С
| М
| О
| С
| - По результатам вычислений
- Ребята что означает слово КОСМОС?
- (Космос - бесконечное пространство, которое окружает Землю.)
- С какой крупной датой нашего государства связано слово КОСМОС?
– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
- Сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие. Путешествие будет увлекательным и познавательным. Вас ждут испытания. Чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.
- Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика. Поэтому сейчас мы проверим ваши знания в математике.
- Как называются числа при сложении?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как называются числа при вычитании?
- Как найти уменьшаемое?
- Как найти вычитаемое?
- Расскажите алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.
- Открыли тетради, записали число и тему урока.
Обобщение и систематизация учебного материала
Чтобы изучить звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли и отправляют их далеко от Земли с разными целями. О полете отважного космонавта узнал весь мир!
- Так, кто совершил первый полет в космос?
- Когда произошло это великое событие?
- Как назывался космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин полетел в космос?
- А сколько же времени длилось космическое путешествие Ю.А. Гагарина?
-Вы узнаете, решив цепочку примеров. 10
+8 + 60 +20 - 12 +22
50
+10 + 20 +30 - 2
80
+20 + 6 +2
Итак, сколько же времени находился в космосе Ю. Гагарин?
- Выразите 108 мин в часах и минутах.
- Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.
- А вот такой видят нашу Землю космонавты. Не даром ее называют «голубой планетой».
- Итак, проверим, как будущие космонавты умеют быстро считать в уме, в космосе разное может случиться, возможно, придется быстро принимать решение и делать срочные вычисления.
87 – 75 (12) 16:4 (4) 24 + 84 (108)
- Как эти числа связаны между собой?
- Со времени первого полета люди постоянно летают в космос.
- Сколько же человек побывало с того памятного полета 1961 года вы узнаете сами. Но для этого вам нужно решить примеры на нахождение неизвестных компонентов и прокомментировать их.
- Найдите неизвестные компоненты действий:
900- х= 464 х-127=309 х+21=457
321+х=757 869 -х=433
- Учащиеся решают на местах с комментированием.
- Итак, сколько человек уже побывало в космосе? (436) В наше время в космос стали летать не только космонавты, но и туристы. В 2001 году в космосе побывал первый американский космический турист.
- Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
- Ребята, а знаете ли вы, что освоение космического пространства началось ранее 1961 года? Когда же был запущен первый искусственный спутник земли? Вы узнаете, выполнив следующее задание.
Вычислите сумму цифр в числах на звездном небе.
601 333 301
212 100 514
7 5 9 1 октября 4
- 4 октября 1957 года у нашей Земли появился искусственный спутник, который создали наши учёные. "Космический привал"- динамическая пауза
Пришло время отдохнуть. Вы слушаете музыку и следите за движением объектов, при мигании моргаете глазками.
- Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт.
- Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? К.Э. Циалковский – отец космонавтики предполагал, что живые существа могут приспособиться к состоянию невесомости. Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
- Какое животное первое побывало в космосе?
- Составьте и решите примеры по таблице узнаете, какое животное первое побывало в космосе?
- Заполните таблицу
Слагаемое
| 395
|
| 128
|
| 428
|
| Слагаемое
| 165
| 496
|
| 325
|
| 528
| Сумма
|
| 634
| 900
| 145
| 1000
| 789
|
Слагаемое
| 395
| Ы
| 128
| К
| 528
| Слагаемое
| 165
| 496
| Ш
| 428
| А
| Сумма
| М
| 634
| 900
| 1000
| 789
|
- Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
- Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. Когда же это произошло?
- Решите примеры в учебнике: с. 106 № 416 (1, 2ст)- с- но, проверка на слайде
3 ноября 1959 года первая собака полетела в космос.
- Если вечером вы посмотрите на небо, то увидите много светящихся точек - звезд. Звезды - это огромные раскаленные светящиеся шары. Они находятся очень далеко от земли и поэтому кажутся нам маленькими.
- Ближайшая к Земле звезда - это Солнце. Солнце во много раз больше земли.
- (Полный оборот вокруг солнца наша планета совершает за один год (365 дней).
- Что дает солнце Земле?
- (Солнце дает Земле свет и тепло).
- От солнца зависит смена времен года, дня и ночи, погода на земном шаре.
- Кроме земли вокруг Солнца движутся и другие планеты.
Перед вами карточки с тестовыми заданиями. Решая тест, вы узнаете, какие еще планеты движутся вокруг солнца.
| Задание
| Ответы
| 1.
| 20+70
| 80
| 90
| 100
| 2.
| 400+300
| 70
| 700
| 800
| 3.
| 80-30
| 40
| 50
| 60
| 4.
| 600-200
| 400
| 500
| 600
| 5.
| 450-40
| 400
| 410
| 430
| 6.
| 760-60
| 700
| 710
| 750
| 7.
| 230+40
| 270
| 280
| 300
| 8.
| 70+320
| 380
| 390
| 400
| 700- Венера 50- Юпитер 410- Сатурн 700 –Сатурн
270-Уран 500- Космос 390- Нептун 400-Марс
60- Большая медведица 90- Меркурий 100- Луна
|
| Задание
| Ответы
| 1.
| 60+20
| 80
| 90
| 100
| 2.
| 600+100
| 70
| 700
| 800
| 3.
| 60-10
| 40
| 50
| 60
| 4.
| 300+100
| 400
| 200
| 600
| 5.
| 400+10
| 400
| 410
| 390
| 6.
| 800-100
| 700
| 710
| 790
| 7.
| 260+10
| 270
| 280
| 360
| 8.
| 330+50
| 380
| 830
| 400
| 700- Венера 50- Юпитер 410- Сатурн 700 –Сатурн
270-Уран 500- Космос 390- Нептун 400-Марс
60- Большая медведица 90- Меркурий 100- Луна
|
- Прочитайте планеты, которые у вас получились.
- Сколько всего планет получилось?
Всего 8 планет, но до 2008 года их было - 9. Не стали считать планетой малое небесное тело – Плутон.
- Наш полет заканчивается.
- Сколько минут был в космосе Ю.А. Гагарин? А мы с вами побывали в космическом путешествии 45 минут. На сколько минут дольше в космосе был Ю.А. Гагарин? Как узнать?
V. Итог урока.
Вы сегодня прошли много трудных испытаний, но справились с ними достойно, потому что работали дружно.
-Что повторили на уроке?
- Кому понравился урок?
- Что запомнилось больше всего?
- А какой увидел нашу планету из космоса Ю.А. Гагарин ?
Послушайте слова, которые сказал первый космонавт, когда вернулся на Землю.
“Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!
- Так давайте и мы с вами будем беречь нашу планету...”
- Желаю вам, чтобы ваши знания никогда не подвели вас, а только помогали в жизни.
А закончить урок хотелось бы словами А. Твардовского
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
-Урок окончен |
|
|