Главная страница

Урок по математике в 5 «Б» классе по теме



НазваниеУрок по математике в 5 «Б» классе по теме
Дата05.04.2016
Размер42.5 Kb.
ТипУрок


Комитет образования

администрация Балаковского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Открытый урок по математике

в 5 «Б» классе по теме

«Доли. Дроби»

Балаково

2008 год

Цели урока:

  1. На наглядной основе познакомить учащихся с понятиями доли и дроби.

  2. Утвердить в сознании учащихся главное: дробь – это не то число, которое обозначает количество предметов, это число – отношение.

  3. Развитие логического мышления учащихся.

  4. Работать над развитием математической речи; развивать внимание, наблюдательность.

Оборудование: 3 компьютера, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Тест на компьютере.

  1. Сумму, в которой все слагаемые равны друг другу, можно записать в виде (сложения, умножения, степени)

  2. Выражение 2³ называют (произведением, степенью, суммой)

  1. Площадь поля измеряется (арах, метрах, километрах)

  1. Сколько квадратных метров в гектаре? (100, 1000, 10000)

  1. Вычисли периметр прямоугольника, если а=5 см, в=7см (35 см, 24 см, 46см)

  1. Найди значение 2³ (6, 8, 16)




III. Устный счет (презентация: слайды 2 – 6)

1. В одном мешке было х кг картофеля, а в другом в 2раза больше.

Сколько килограммов картофеля было в двух мешках?

а) х; б) 2 х; в) 3 х; г) 4 х.

2. Саша решил а задач, а Дима – на 4 задачи больше. Сколько задач решили Саша и Дима вместе?

а) 4а; б) 6а; в) 2а; г) 2а + 4.

3. Скорость пешехода 5км/ч, а скорость велосипедиста 20 км/ч. Во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода?

а) в 2 раза; б) в 3 раза;

в) в 4 раза; г) на 15 км/ч.

IV. Объяснение нового материала.

1.Введение (слайд 8)

- В русских рукописных арифметиках XVII века дроби называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси:

1/2 – половина, полтина

1/3 – треть

1/4 – четь

1/6 – полтреть

1/8 - полчеть

1/12 –полполтреть

1/16 - полполчеть

1/24 – полполполтреть (малая треть)

1/32 – полполполчеть (малая четь)

1/5 – пятина

1/7 - седьмина

1/10 - десятина

 Славянская нумерация употреблялась в России до XVI века, затем в страну начала постепенно проникать десятичная позиционная система счисления. Она окончательно вытеснила славянскую нумерацию при Петре I.

Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки. Назовите еще несколько слов с этой приставкой.
Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая. Когда образуются доли? Тогда, когда один предмет (буханка хлеба) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части.

Доля – это каждая из равных частей единицы.

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.

Разделили на две части – “половина”, на три – “треть”, на четыре - “четверть”, на пять – “пятая”, …

Какие же бывают дроби? (слайд 9)

Для записи любой доли используют горизонтальную черту, ее называют дробной чертой … – такие записи называют обыкновенными дробями.

В дроби число 2 называется числителем дроби, а число 3 – знаменателем дроби. Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделена единица, а числитель показывает, сколько взять таких частей.

- Начнем мы свое изучение темы «Дроби» с обыкновенных дробей (слайд 11)



V. Закрепление.

1. Назови правильные дроби:
Какие дроби вы не назвали? Что это за дроби?

2. № 895 (дети самостоятельно выполняют задание, затем проверяют решение с доской, слайд 14)

3. № 884 (задание выполняется устно, ученики называют правильные ответы по цепочке)

1/7 ½ ¼ 2/5 2/6 2/3 5/6 4/10 5/5 ½ 3/5 7/8 8/100

4.№ 889 (один ученик решает у доски)

Было – 2 м 50 см

Израсходовали - ?, 2/5 от

2 м 50 см = 250 см

250 : 5 · 2 = 100 (см)

Ответ: 100 см.

  1. Работа на интерактивной доске.

Электронное учебное пособие «Математика и конструирование»

Раздел «Математические маршруты» - «Доли и дроби» - Задачи 2 и 4.

- В лунке 40 шариков. Перекати четверть из них в другую лунку.

- На яблоне выросло 24 яблока. Разложи их в 4 корзины так, чтобы в первой была половина всех яблок, во второй – четверть всех яблок, в третьей – восьмая часть, а в четвертой – остальные яблоки.

VI. Итог урока.

- Что такое доля? Какие бывают дроби? Что показывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби? Какую дробь называют правильной? Какую дробь называют неправильной?

Домашнее задание. Пункт 23, № 925, 928.