Главная страница


Сценарий праздника «Путешествие в волшебный мир звуков и слов»



Скачать 79.08 Kb.
НазваниеСценарий праздника «Путешествие в волшебный мир звуков и слов»
Дата11.02.2016
Размер79.08 Kb.
ТипСценарий

Сценарий праздника

«Путешествие в волшебный мир звуков и слов»

Маркеша - Дроздов Гера

Кузя – Голубев Женя
Маркеша. Гера

Здравствуйте, гости дорогие! Мы весёлые клоуны Маркеша и Кузя приглашаем в наше путешествие по волшебной стране звуков и слов. А помогать нам будет наш логопед Лариса Александровна.
Кузя. Женя И так в путь! Наше путешествие начнётся в царстве букв, а живут они в Буквограде .
Маркеша сидит на полу и внимательно разглядывает разрезную азбуку.
Кузя. Что ты там разглядываешь?
Маркеша. Буквы. Я вот уже весь алфавит выучил.
Кузя. И я знаю буквы в азбуке. Послушай, Маркеша, мы с тобой все время называем одно и то же, но по-разному. То азбука, то алфавит. Как же надо правильно сказать?

Давайте обратимся к толковому словарю.

Слайд
Толковый словарь – Кузнецов Миша

«Слово» азбука появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Раньше букву А называли «аз», а букву Б«буки». Так и получилось русское слово «азбука».

слайд

Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква «альфа», а вторая – «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит».
Кузя. Понял! Эти слова обозначают одно и то же.

Давайте проверим как ребята знают алфавит.

Л.А.

Сравните таблицу древнерусских названий букв с современным алфавитом. Определите каких трёх русских букв не было в древнерусской азбуке.

слайд

Древнерусский алфавит

А аз Р рцы

Б буки С слово

В веди Т твердо

Г глаголь У ук

Д добро Ф ферт

Е есть Х хе

Ж живите Ц цы

З земля Ч червь

И иже Ш ша

К како Щ ща

Л люди Ъ ер

М мыслите Ы еры

Н наш Ь ерь

О он Ю ю

П покой Я я

Современный алфавит
Маркеша. В русской азбуке 33 буквы.

Слайд с числом 33
Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком,

Но для тебя он и- ключи

Ко всем чудесным книжкам.
Л.А. Русская пословица гласит: Азбука – к мудрости ступенька» .
Кузя. Посмотри, Маркеша, я нашёл какой-то листок.

слайд

Помогите, спасите!!!!

Злой волшебник может заколдовать нас, если никто не выполнит правильно его задания.

Мы станем неровными, грязными, кривыми.

Красавицы Буквы.
Давай попросим ребят помочь справиться нам с заданиями злого волшебника.

Только будьте внимательны!

слайд

Задания для спасения красавиц букв.

Л.А.

1. Игра «Расшифруйте слова» 2 класс

Измени порядок букв и узнайте слово: Начало слова начинается с выделенной буквы.

АЖАБ, АЧЫС, НГМО, ЛЁАК

(потом появляются картинки)
2 Отгадайте, какие слова здесь зашифрованы: (КАРТИНКИ) 3 КЛАСС

2 4 3 5 6 1 7 8

Л Б У Н И К К А
3 5 1 7 4 2 6

Ж И Н Ы Н О Ц
6 5 2 3 4 7 8 1

Ч И Т А Р О К С
Маркеша. Молодцы, Вы хорошо справились с заданиями, злой волшебник не сможет нас заколдовать и мы отправляемся дальше.
Л.А. Русская пословица: «Без букв и грамматики не научишься математике».
Кузя Мы покидаем царство букв и отправляемся в другой волшебный город. Но, чтобы узнать его название, ребята, попробуйте отгадать загадку.

В руки не взять,

Но зато слышно.

Что это? (звук)

Звучит релаксационная музыка со звуками
Маркеша. Я догадался, а ребята знают?

Это звук.

Л.А. Да, это волшебное царство звуков – город Звукоград.

Тысячи разных звуков окружают человека.

Давайте поиграем в игру «Угадай, что звучит?»

Запись различных звуков. (6 звуков)

Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить – это звуки речи.

Много звуков есть на свете:( Катя Т)

ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ, ПЛЕСК ВОЛНЫ,

А БЫВАЮТ ЗВУКИ РЕЧИ,

Мы их точно знать должны!

Толковый словарь – Миша К.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Это слово образовано от греческого слова «phone», что значит «звук» или фонема.

В русском языке 42 звука. Среди них звуки гласные и согласные.
Слайд

Кузя. Почему они называются гласными звуками?

Почему эти звуки называются согласными?

Ребята, а какие звуки главнее?
Л.А.

Физминутка «Звуковой телеграф» 2 – 3 класс

Слайд
Кузя. Послушайте стихи, которые прочитают дети и догадайтесь какие звуки повторяются.

Ершов Н. «Щука», Данилов В. «Ворона».

А как же правильно записать эти звуки? Давайте обратимся к толковому словарю.
Толковый словарь – Миша К.

Наука, которая учит правильно записывать звуки называется графика .

Л.А.

Итак, звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.

Слайд «звук – буква»

В русском языке 33 буквы, ;42 звука. С их помощью, можно записать всё, что угодно.

Гласные звуки

А, О, У, Э, Ы, И. Их – 6.

Гласные буквы

А, Я, О, Ё, У, Ю, Э, Е, Ы, И. . Их – 10.

А почему их 10?

Потому что гласные 2 ряда Я, Ё, Ю, Е дают 2 звука и смягчают согласные буквы.
Маркеша. Чтобы продолжить наше путешествие , надо выполнить ряд заданий.

2 класс

Сколько звуков в слове маяк, ель

Слайд
Кузя. Я тоже хочу задать хитрые вопросы 3 классу.

В каком слове сорок А?

В каком слове 7 Я?

В каком слове по сто Л?

Л.А.

Слова создаются при помощи звуков. Звукопись – одно из свойств выразительной речи. Она нашла отражение в скороговорках.

Толковый словарь – Миша К.

Скороговорка – это ради забавы придуманные фразы с трудно произносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчётливо.

Ученики.
Усядемся на пригорке (Эля К.) )

Да расскажем скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит. (Трофимов)
Кукушка кукушонку купила капюшон. (Соломахин)

Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
Проворонила ворона воронёнка. (Кудлай)
Маланья-болтунья молоко болтала, (Коптева)

выбалтывала, да не выболтала.
Всех скороговорок не перескороговоришь,

не перевыскороговоришь.
Л. А. Мы отлично справились с заданиями и отправляемся в страну Словоград.
Маркеша Если я скажу КЛО – ты ничего не поймёшь! Если я скажу УН - ты опять ничего не поймёшь! А если я скажу – КЛОУН, тебе станет сразу ясно – это Я!
Кузя. Я понял! Слово – это набор звуков или букв, всегда что-нибудь обозначающий. Слово всегда имеет значение!

Послушайте рассказ «Мартышка и удав» и определите, значение какого слова не знала Мартышка. С каким словом она его перепутала?

Автор – Мазурковский.

Мартышка – Пушкина

Удав – Румянцев

- А твоя бабушка какая? – спросила Мартышка.

- Она такая …..такая … .- сказал удав, вглядываясь вдаль, - очень хвостливая.

- Хвастается? – удивилась Мартышка.

- Нет! – обиделся Удав. – Ничего она не хвастается. Просто у неё хвост очень длинный.

-Как у тебя?

Длиннее. И от этого она очень хвостливая.

От какого слова образовала мартышка слово»хвостливый» - от слова»хвост» или от слова «хвастать»?
Маркеша. Ой! Как похожие эти девочки. Кто они? Близнецы.

В русском языке тоже встречаются слова – близнецы, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. Это слова – омонимы.

слайд

Послушайте шуточное стихотворение.

Любопытный суслик

Суслик выскочил из норки (Фурсова)

И спросил у рыжей Норки:

- Где вы были?

- У Лисички! (Маша)

- Что вы ели там?

- Лисички! (Настя)

Слайд
Кузя. Смотрите, какие-то боксёры – неприятели появились. У одного написано ДОБРО, а у другого – ЗЛО. Как называются эти слова? (Кордюков - Кораблёв 3 класс)

АНТОНИМЫ слова-неприятели, слова с противоположным значением.

Л.А.

Физминутка. 3 класс – 2

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО, руки вверх

А ты ответишь: НИЗКО. руки вниз

Скажу я слово ДАЛЕКО, руки вытянуты

А ты ответишь: БЛИЗКО. Руки на груди

Скажу я слово ПОТОЛОК, голову поднять вверх

А ты ответишь ПОЛ. голову опустить

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ. руки развести в стороны

И скажешь ты : НАШЁЛ. соединить ладони

Скажу тебе я слово ТРУС, испуг

Ответишь ты: ХРАБРЕЦ. восторг

А я отвечу вам друзья

Вы каждый – молодец!
Маркеша. Вон идёт мой друг. (Григорьев – Бондаренко)
Кузя А это мой товарищ. Один ученик, а другой – школьник\

Маркеша. Ничего непонятно.

2 класс (2 ученика выходят на сцену. У них на груди написано: друг – товарищ.

Ребята, как называются эти слова?

Да, правильно – синонимы. Это слова – друзья, которые по-разному называют один и тот же предмет, но имеют одинаковое смысловое значение

Л.А.

Существование в языке синонимов даёт возможность человеку разнообразить речь, употребить такое слово, которое наиболее точно и ясно выражает мысль.

Найди синонимы в пословицах.

Спеши – не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга – нет.
Переливает из пустого в порожнее.

Как можно назвать слова, звучащие в нашем путешествии:

Алфавит – азбука

Звук – фонема

Это синонимы.
Маркеша.

Ещё в русском языке есть выражения – фразеологизмы,

Мы вам поможем их понять.

Покажем фразы мы в движеньях,

А вы должны их разгадать.
РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА (Рома К )
ОБВЕСТИ ВОКРУГ ПАЛЬЦА (Маилов)
Зарубить на НОСУ (Петров)

Л.А.

Наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы! Задания вы щёлкали как семечки Чувствовали себя как рыба в воде и не ударили в грязь лицом.
Вадим

Мы сейчас возьмёмся за руки

И сойдёмся в хоровод.

Пусть стремленье наше к знаниям

Никогда не пропадёт.
Шагин.

Если песня в зале кружится,

Веселей звенит заря.

Если все вокруг подружатся –

Улыбнётся вся земля!
Звучит песня из «Смешариков»