|
Урок по алгебре и информатике в 7-м классе Тема урока: " Квадратные уравнения. Электронная таблица" Интегрированный урок по алгебре и информатике в 7-м классе Тема урока: “ Квадратные уравнения. Электронная таблица”.
Цели:
воспитывать дисциплинированность, стремление к современной организации трудовой деятельности;
развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях;
сформировать представления о квадратных уравнениях, о решении квадратных уравнений с помощью формул сокращённого умножения;
повторить формулы сокращённого умножения;
закрепить полученные знания по теме в электронной таблице «Excel».
Знания и умения:
● знать формулы сокращённого умножения, уметь разлагать на множители по формулам сокращённого умножения;
● иметь представления о квадратных уравнениях;
● уметь решать квадратные уравнения с помощью формул сокращённого умножения;
● уметь открывать документ созданный на Excel, сохранять электронную таблицу, переименовать листы;
● знать расширение файлов, содержащих электронную таблицу, знать с какого знака начинается формула.
Оборудование: динамические карточки, домино, карточки, мультимедийный проектор, компьютеры, доска.
Литература:
В. Рычков. Краткий курс Excel 2000, Санкт-Петербург 2000 г.
г. «Математика» № 42 – 2001. стр. 23.
Ю.А. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова. Алгебра-7.
Г.И.Глеёз. История математики в школе, Москва, 1998 г.
ж. Информатика в уроках и задачах, Москва, 2001г.
г. «Информатика» № 6 2006 г.
г. «Информатика» № 2 2005 г.
Технологии, используемые на уроке:
● технология проблемного обучения;
● групповая технология;
Ход урока.
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Проверка домашнего задания (3 мин.)
Дома необходимо было придумать задания на формулы сокращённого умножения. До урока просматриваются тетради и выбираются наиболее интересные, для того чтобы разобрать у доски. Ученики с нестандартными творческими работами выступают у доски.
III. Отработка навыков разложения на множители с помощью формул сокращённого умножения (5 мин.)
Группа №1 (2 человека) решает задание: найти неизвестное слагаемое, чтобы получилась формула сокращённого умножения, и разложить на множители. (Заранее заготавливаются карточки, прикрепляются к доске с помощью магнитиков, в карточках отверстия в виде прямоугольников, для того чтобы ученики могли вписать недостающее слагаемое мелом).
Группа №2 (4 человека) составляет домино (заранее готовятся карточки, крепятся к доске с помощью магнитиков, магнитики с обеих сторон).
После составления домино, переворачиваю карточки. При правильном выполнении задания получится слово «МОЛОДЦЫ!»
Группа №3 (2 человека) решает задание. Найти неизвестное слагаемое, чтобы получилась формула сокращённого умножения, и разложить на множители (готовятся карточки, крепятся к доске с помощью магнитиков, в карточках отверстия в виде прямоугольников, для того чтобы ученики могли вписать недостающее слагаемое мелом.
С остальными учениками устный фронтальный опрос по динамическим карточкам.
IV. Введение новой темы (9 мин.)
Заранее приготовлены примеры уравнений на другой стороне створки доски.
1) x2 + 4x + 4 = 0 2) 4x2 + 12x + 9 = 0 3) 3x2 + 7х + 5 = 0 4) 25x2 – 10x + 1 = 0 5) x2 – 6x + 9 = 0 6) 8x2 – 10x + 1 = 0 7) x2 + 4x + 4 = 0 8) 10x2 – 10x + 1 = 0 9) 16x2 – 16х + 4 = 0 10) 12x2 – 16х + 4 = 0
– Что общего в этих уравнениях?
– Как в общем виде записать уравнения такого вида?
Уравнения вида ax2 + bx + c = 0, где х – переменная, a, b, c – некоторые числа, причем, а =/= 0 называется квадратными уравнениями.
Сегодня мы научимся решать квадратные уравнения с помощью формул сокращённого умножения. Посмотрите на доску. В каких уравнениях можно применить формулы сокращённого умножения? Подчеркиваю, в которых можно применить формулы сокращённого умножения. Неподчёркнутые уравнения мы научимся решать позже.
Стираю неподчёркнутые уравнения. Давайте решим первое уравнение? Записываю решение сама, обращаю внимание на оформление.
x2 + 4x + 4 = 0
Какую формулу сокращённого умножения можно применить к левой части уравнения?
(х + 2)2 = 0.
Квадрат, какого числа равен нулю?
Какой вывод можно сделать?
х + 2 = 0 х = – 2. Ответ: – 2.
V. Закрепление новой темы (7 мин.)
1) Для решения 2, 4, 5 уравнений вызываю к доске учеников. Остальные решают самостоятельно 7, 9. Хожу по рядам, при необходимости оказываю помощь. Комментирую и оцениваю наиболее отличившихся учащихся.
2) Устно. По динамическим карточкам.
x2 – 4x + 4 = 81;
| (x – 2)2 = 81;
| х – 2 = 9 или х – 2 = –9;
| x = 9 + 2 или х = –9 + 2
| х = 11 или х = –7.
| Ответ: 11; –7.
|
|
|
| x2 + 6x + 9 = 4;
| (x + 3)2 = 4;
| х + 3 = 2 или х + 3 = –2;
| x = 2–3 или х = –2–3
| х = –1 или х = –5.
| Ответ: –1; –5.
|
|
|
| 4x2 –12x + 9 = 25;
|
|
| (2x – 3)2 = 25;
|
|
| 2х – 3 = 5 или 2х – 3 = –5;
|
|
| 2x = 5 + 3 или 2х = –5 + 3
|
|
| 2х = 8 или 2х = –2;
|
|
| х = 8 : 2 или х = –2 : 2
|
|
| х = 4 или х = –1.
|
|
| Ответ: 4; –1.
|
|
|
|
|
|
|
|
64 + 16х + x2 = 36;
| (8 + х)2 = 36;
| 8 + х = 6 или 8 + х = –6;
| x = 6 – 8 или х = –6 – 8;
| х = –2 или х = –14.
| Ответ: –2; –14.
|
VI. Комментирование домашнего задания (1 мин.)
Придумать квадратные уравнения, которые решаются с помощью формул сокращённого умножения. Учить конспект «Excel», раздел «Вставка формул».
VIII. Актуализация опорных знаний (4 мин.)
Устный фронтальный опрос по информатике.
– Как открыть электронную таблицу? – Какое расширение имеют файлы, содержащие электронную таблицу? – Что можно вносить в электронную таблицу? – Как сохранить электронную таблицу? – Как выглядит активная ячейка электронной таблицы? – Как составляется имя ячейки? – Минимальный элемент электронной таблицы? – Как переименовать листы? – С какого знака начинается формула?
IX. Практическая работа на компьютере (12 мин.)
1) Заранее создаю документ Excel, В А1 записываю «решите уравнение», с А2 по А11 записываю не сложные квадратные уравнения с целыми корнями. В В1 по В11 пишу часть квадратных уравнений после = . В С1 пишу Х1, в D1 пишу Х2, в E1 пишу «проверка », в F1 пишу «количество балов», в G1 пишу «оценка», в Е2 пишу формулу ЕСЛИ (((с2*с2 + 2*с2 + 1) = b2)*((d2*d2 + 2*d2 + 1) = 4);истина; ложь), с Е3 по Е11 аналогично. В F2 пишу формулу = ЕСЛИ(E2 = ИСТИНА;1;0), с F3 по F11 аналогично. В G2 пишу формулу = F2, до G6 аналогично, в G7 пишу формулу, ЕСЛИ(F7 = 6;"'молодец'"), до G11 аналогично.
2) Решите уравнения в тетради и впишите соответствующие значения х1 и х2 в электронную таблицу.
При верном решении таблица выглядит таким образом.
X. Подведение итога урока (3 мин.)
Какие новые уравнения мы узнали? С помощью, каких формул мы решали квадратные уравнения? Все ли квадратные уравнения можно решить с помощью формул сокращённого умножения?
Комментирую работу всего класса и отдельных учащихся. Записываю в журнал максимальную оценку из таблицы каждого ученика.
Урок закончен. Спасибо за урок! |
|
|