Главная страница

Урок математики в 5 классе Учитель: Нахаева Любовь Николаевна 2013 год Пояснительная записка к уроку



Скачать 131.29 Kb.
НазваниеУрок математики в 5 классе Учитель: Нахаева Любовь Николаевна 2013 год Пояснительная записка к уроку
Дата05.04.2016
Размер131.29 Kb.
ТипУрок

Муниципальное бюджетное учреждение

Дактуйская средняя общеобразовательная школа

Урок математики в 5 классе

Учитель: Нахаева Любовь Николаевна

2013 год

Пояснительная записка к уроку

  • Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Поэтому, организацию  учебной деятельности учащихся в 5 классе я строю на основе системно- деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

- ИКТ-технологию.

Ведущая технология – информационно - комуникационная. При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Для повышения эффективности урока использую интерактивную доску Smart Board c программным обеспечением Notebook. Деятельностный и проблемно - диалоговый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь строить урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; воспитание активной личности.


  • Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.




  • Цель урока: Создать условия для формирования способности к построению и использованию алгоритма сложения (вычитания) десятичных дробей, для повторения и закрепления знаний на сравнение десятичных дробей и представления смешанного числа в виде десятичной дроби.




  • Задачи:

  1. Образовательные:

способствовать формированию алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, приобретению опыта применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей для решения примеров, задач и уравнений.

  1. Развивающие:

совершенствовать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать математические модели для решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  1. Воспитательные:

способствовать формированию духовности и любви к Родине через решение практических задач; формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Место урока: шестой урок по теме «Десятичные дроби», первый урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в системе уроков математики по УМК Виленкина Н.Я., Жохова В.И., Чеснокова А.С., Шварцбурда С.И.
Тип урока: открытие нового знания.
Используемое оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная доска Smart Board c программным обеспечением Notebook; коллекция LAT – 2.0 RU; презентация, выполненная в программе Smart Notebook 10.0.

Конспект урока


Номер слайда

Деятельность учителя

    1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цели этапа:

  1. Включить учащихся в учебную деятельность;

  2. Определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с десятичными дробями.

(слайд 2)

(слайд 3)




Организация учебного процесса на этапе 1:

Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Мы с вами отправимся на охоту за пятёрками.

  • Какими качествами должен обладать настоящий охотник? (Острый слух, ясный ум, меткость, внимательность…)

Ну что ж, посмотрим, кто же из вас обладает всеми этими качествами.

С собой на охоту мы возьмём свои знания и смекалку.

  • А что есть общего между охотником и математикой? Без чего они не могут обойтись? (Дробь)

(Слайд 4 - схема) использование выдвижных ярлычков




  • Какие дроби мы начали изучать на прошлых уроках? (Мы изучаем десятичные дроби).

  • Какие операции с дробями мы научились делать? (записывать десятичные дроби, читать десятичные дроби, сравнивать дроби).

  • Как вы думаете, каков следующий шаг в изучении десятичных дробей? (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби).

(Слайд 5)



  • Ребята, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби.)

  • Как сформулируем тему нашего урока? (Сложение и вычитание десятичных дробей)




(Слайд 6) использование инструмента - затенение экрана


  • Открываем тетради, записываем: число, классная работа и тему нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».


(Слайд 6)

  • Давайте прочитаем слова, которые помогут нам двигаться вперёд, добывая новые знания: «Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать!»


Прежде чем открывать новые знания, давайте вспомним то, чему мы научились на прошлых уроках.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа:

  1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание десятичных дробей;

  2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: представление смешанного числа, знаменатель дробной части которого содержит единицу с несколькими нулями в виде десятичной дроби;

  3. Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

  4. Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть десятичные дроби столбиком.

(Слайд 7) использование

интерактивного средства – «ввод случайного изображения»







Организация учебного процесса на этапе 2:

  • Прочитайте дроби

2,8; 0,125; 11,67; 1,03; 52,205; 0,0002.

0,9; 2,04; 0,001; 120,16; 0,00032; 1,0001.

0,123; 12,064; 555,4.


(Слайд 8) использование инструмента - «затенение ячейки»






  • Заполните таблицу (учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, затем сверяют ответы, снимая затенение экрана)


Оцените себя: кто выполнил без ошибок, тот на орешке ставит «5».

(Слайд 9)





  • Сравните дроби устно, запишите только результаты сравнения (использование интерактивного средства – «генератор слов»).

0,8 и 1,1

2,04 и 2,07

3,13 и 3,1300

12,1 и 12,099

0,888 и 1

5,701 и 5,7001

4,11 и 4,111

Самопроверка по образцу: < < = > < > <

Оцените себя: поставьте «5», если сё правильно.

(Слайд 10) использование инструментов - «затенение экрана» и «перо»





  • Запишите в виде десятичных дробей (использование интерактивного средства – «затенение экрана»

;

Оцените себя: поставьте «5», если сё правильно.

3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цели этапа:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

  2. Согласовать цель и тему урока.

(Слайд 11) использование инструмента - «затенение экрана»


  • Ребята, посмотрите внимательно на эти выражения и скажите, можно ли утверждать, что их значения будут одинаковы:

а) 7,08 + 3,25 и + ?

(Нет, так как разные дробные части).

б) 4,12 + 5,27 и + ?

(Да, так как равные целые и дробные части).

  • Ребята, выполните сложение 4,12 + 5,27 и результат запишите десятичной дробью.

4,12 + 5,27 = + = = 9,39

  • А теперь попробуйте выполнить сложение дробей 1,2 + 3,57.

  • Как вы думаете, что сначала нужно сделать с количеством цифр после запятой? (Уравнять)

  • Расскажите, как вы выполняли задание.

1,2 + 5,27= 1,20 + 5,27 = + = 6,47

А теперь выполните вычитание: 5,27– 1,2 =

5,27 – 1,2 = 5,27 – 1,20 = - = 4,07

У кого получился такой же результат, поставьте на орешке «5».

  • Ребята, как вы думаете, можно ли выполнить эти действия короче? (да)

  • Действительно, десятичные дроби удобно складывать и вычитать, выполняя записи в столбик.




4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

  2. Зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

(Слайд 12)

использование интерактивного средства – «соответствие»



Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Давайте соберём правило (алгоритм) сложения и вычитания десятичных дробей в столбик.

  • Исследуйте страницу 191 учебника, проверьте, правильно ли мы сформулировали правило сложения и вычитания десятичных дробей.

(Слайд 13)




Учащимся предлагаются схемы сложения и вычитания десятичных дробей в столбик:

  • Посмотрите внимательно на схемы сложения и вычитания. Есть ли вопросы по их использованию? (Нет)




5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

(Слайды 14 -15) использование инструмента «перо» и средства проверки







Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Где можно применить действия с десятичными дробями? (при решении примеров, уравнений, задач)


Решение примеров

Примеры на интердоске (дети решают примеры на интердоске по очереди, проверяя ответ с помощью «закладки»)
Кто правильно решает, тот ставит «5» на орешке.

Для тех, кто быстро справился - дополнительное задание на карточке.


6. Динамическая пауза

Цель этапа: сменить вид деятельности учащихся, подвести учащихся к решению практических задач.

(Слайд 16) интерактивное средство - анаграмма



  • А теперь давайте немного отдохнём – поиграем в анаграммы.

1. Как называется столица нашей Родины? (Москва)

2. Символ Москвы (Кремль)

3. Количество башен в Московском Кремле? (двадцать)

4. Как называется главная башня Кремля? (Спасская)

5. Название часов на Спасской башне? (куранты)

7. Включение в систему знаний

Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания при решении задач, тренировать навыки использования нового содержания знания.

(Слайд 17)

использование инструмента - «затенение экрана»



Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Учитель предлагает учащимся решить задачи:

  1. Длина часовой стрелки Кремлёвских курантов равна 2, 97 метра, она короче минутной стрелки на 0,31 метра. Вычислите длину минутной стрелки Кремлёвских курантов. (3,28 метра)


Ребята решают самостоятельно, сверяют ответ. Если верно, то «5» на орешке.

Один ученик комментирует решение с места.


  1. Южная стена Кремля имеет длину 0,685 км, восточная — на 0,045 км длиннее. Вычислите длину западного участка стены, если известно, что протяженность стен Кремля — 2,235 км.

Решение задачи один ученик проводит на меловой доске.

2,235 – (0,685 + (0,685 + 0,045)) = 0,820 = 0,82(км)

( 0,73 км – восточная; 1,415 км – южная и восточная вместе; 0,82 км – западная)

«5» на орешке ставят те, кто решил другим способом.

(Слайд 18) использование интерактивного средства – «утилита множественного клонирования» и инструмента - «перо»



  • Задание на сообразительность:


- Определите позицию запятой в разностях:

  1. 7,9 – 6,3 = 16

  2. 3 -1,704 = 1296

  3. 8,1 – 5,46 = 264

  4. 24,286 – 12,4 = 11886

- Исправьте ошибку в постановке запятой:

  1. 24, 95 + 4,5 =294,5

  2. 0,613 + 32,7 = 3,3313

  3. 7,891 + 3,9 = 117,91

  4. 76,38 + 9,62 = 8600




  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Цели этапа:

Проверить свое умение применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при решении уравнений

(Слайд 19) использование интерактивного средства «сплывающее сообщение»




Организация учебного процесса на этапе 8:

Самостоятельная работа

  • Решите уравнения:

    1. 13,5 – X = 1,8 ( 11,7 )

    2. X - 6,5 = 12 ( 18,5 )

    3. X + 3,8 = 8 ( 4,2 )

    4. 4,8 + X + 3,7 = 13,5 ( 5 )

    5. (5,6 – X) + 3,8 = 4,4 ( 5 )

Учащиеся решают уравнения на меловой доске, самостоятельно выбирая уравнение.
Для проверки правильности ответа учащиеся используют интерактивное средство «сплывающее сообщение»

Кто решил уравнения ставит на орешке «5.

8. Рефлексия деятельности на уроке:

Цели этапа:

(Слайд 20)



  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?

  • Какие знания использовались для достижения цели?

  • Всё ли у вас получалось?

  • В чём были затруднения?

  • Справились ли вы с трудностями?

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её. После уроков я посмотрю ваши ответы.


(Слайд 21)


Откройте дневники, запишите домашнее задание:

  1. Обязательное: п.32 №1228, №1229 (выполнить сложение и вычитание)

2. Дополнительное: № 1211 (для тех, кто не справился с уравнениями)

3. Творческое: узнайте, как называются другие башни Московского Кремля, и составьте задачу об одной из них.

(Слайд 22)

использование инструмента - «затенение экрана»



Ребята, давайте подведём итог. Подсчитаем пятёрки на орешке. Сколько у каждого?


Охота удалась? (да)
Давайте прочитаем слова на слайде:

Орешек знаний твёрд, но мы его сумели расколоть!

(Слайд 23)


Выставление отметок за урок:

5 пятёрок на орешке и более – отметка «5»,

4 пятёрки на орешке – отметка «4»,

3 пятёрки на орешке – отметка «3».