|
Урока в 5 классе по теме: Решение задач всех типов на обыкновенные дроби Выполнил работу : Журлова Назиля Фуадовна
«Технологическая карта урока в 5 классе по теме:
Решение задач всех типов на обыкновенные дроби»
Выполнил работу:
Журлова Назиля Фуадовна,
учитель математики
Санкт-Петербург,
2015
Технологическая карта урока
Учитель
| Журлова Назиля Фуадовна
| Предмет
| Математика
| Название урока
| Решение задач всех типов на обыкновенные дроби
| Класс
| 5В
| Тип урока
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Вид урока
| Практическое занятие
|
|
| Цели урока
| Для учителя
| Для ученика
| Метапредметные результаты
|
| Образовательные:
1.Закрепление знаний и навыков решения различных задач на обыкновенные дроби;
2.Закрепление умений применять изученные правила нахождения дроби от числа и числа по дроби, сложения и вычитания обыкновенных дробей при решении задач;
3. Закрепление умения проверить полученный результат путём соотнесения ответа с условием задачи.
Развивающие:
1.Развивать речь и мышление учащихся
2.Способствовать формированию интереса к умственной деятельности
3.Формировать умение ставить цели и планировать свою деятельность.
Воспитательные:
1.Воспитывать внимательность;
2. Формировать навыки самоконтроля и рефлексии.
| Образовательные:
1.Учиться различать типы задач на обыкновенные
2.Закрепить знания и навыки решения различных задач на обыкновенные дроби;
3. Закрепить умения проверить полученный результат путём соотнесения ответа с условием задачи.
Развивающие:
1.Узнать интересные факты из истории математики.
2.Развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
3. Развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
4. формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Воспитательные:
1.Учиться быть внимательным
2. Учиться самому оценивать свою работу.
| Развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в парах, группах;
| Образовательная среда урока
| Доска, компьютер, экран, проектор.
| Форма работы на уроке
| Групповая; работа в парах; индивидуальная
| Этапы урока
| Время
| Для учителя
| Для ученика
| УУД
| Виды контроля
| Организационный
| 1 мин
| Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
| Парты расставлены не традиционно, а объединены для работы в группах, поэтому учащиеся временно рассаживаются в произвольном порядке. Настрой на работу.
| Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам
|
| Актуализация знаний
| 9 мин
| Активизирует знания учащихся
Устная работа
Проверяет ответы учащихся, просит откорректировать в случае неверного ответа
Презентация Слайд 1. (приложение 1)
Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами –
Быстро все исправим сами.
1)74 – 17 = 67 (56);
2)376 – 172 = 204;
3)2803 + 1501 = 3304 (4404);
4)600-125 = 475;
5)426+109 = 535.
Задание 1.
Сколько примеров решено не верно?(2)
Какую часть примеров составляют задания с ошибками? ()
Какая часть примеров решена верно? ()
Слайд 2.
Задание 2.
Было 600 рублей, этой суммы истратили. Сколько денег истратили?
Слайд 3.
Задание 3.
Потратили 600 рублей, это составило первоначальной суммы денег. Найдите первоначальную сумму денег.
Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает.
Разбивает учащихся на 3 группы.
Проверяет, правильно ли ученики разбились на группы. Задает вопрос группе №1:
Какие дроби называются правильными?
Задает вопрос группе №2:
Какие дроби
называются правильными?
Задает вопрос группе №3:
Что такое смешанное число?
| Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
Записывают ответы маркером на индивидуальных досочках и показывают учителю
Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения
На партах разложены карточки, перевернутые вниз надписью. Учащиеся берут себе по одной карточке. На карточках записаны правильные дроби, неправильные и смешанные числа. На экране высвечивается Слайд 4, с помощью которого ученики понимают, в какую группу они попадают. (На столах заранее выставлены номера групп). Рассаживаются на места в своих группах.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Логические: формулирование проблемы
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач
| Индивидуальный;
Фронатальный.
Фронатальный опрос.
| Закрепление знаний
| 25 мин
| Консультирует, проверяет, согласовывает, уточняет тему урока.
Посмотрите в ваши индивидуальные карты (приложение 2,3,4), подпишите фамилию и имя.
Прочитайте задачи, записанные в 3 строке вашей карты и определите, чем будет заниматься ваша группа.(обвести кружком тот тип задач, которым будет заниматься ваша группа)
После того, как все группы ответили на вопрос, учитель просит сформулировать тему урока и записать ее в карту (строка 3).
Какие цели стоят сегодня перед нами?
Записать в карту цели, которые вы ставите перед собой (строка 2)
Просит учащихся каждой группы оформить решение одной из задач в индивидуальной карте. (строка 4) и обменяться тетрадями для проверки решения друг друга.
3.Просит представителя каждой группы оформить решение задачи своего типа на доске.
Вызывает трех учеников.
Пока учащиеся подготавливают задачи на доске, просит оставшихся в группах ребят придумать задачи для двух других групп и записать их на листах.
Просит всех учащихся слушать внимательно объяснения решения задач, чтобы в дальнейшем разработать и записать алгоритмы решения задач различных типов.
Корректирует, дополняет отвечающих.
4. Просит учащихся записать в карту алгоритмы решения задач всех трех типов.
5. Просит учащихся обменятся задачами и решить по одной задаче других типов, используя разработанные алгоритмы решения. Решение записать в карту, предварительно записав название типа задачи.
6.Предлагает учащимся решить древнюю задачу из индивидуальной карты
(Из папируса Ахмеса, Египет, ок. 2000 г. до н.э.) Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?
Пастух отвечает:
- Я привожу две трети от трети скота. Сочти!
Сколько быков в стаде?
7.Этап диагностики качества освоения темы Предлагает выполнить тест по теме (по вариантам. Приложение 5.) Ответы теста записать в индивидуальных картах.
Обменяться листами для взаимопроверки и выставления оценки.
| В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий;
предложили и согласовали тему урока:
Решение задач всех типов на обыкновенные дроби.
Научиться узнавать тип задачи на дроби
Закрепить знания по теме
Сформировать четкие алгоритмы решения всех типов задач
Решают задачу в индивидуальных картах.
Представитель каждой группы оформляет решение на доске (у доски могут работать одновременно 3 ученика).
Объясняют задачи у доски.
Представители групп корректируют и дополняют своего выступающего, задают вопросы.
Обсуждают и записывают алгоритмы решения задач трех типов.
Зачитывают различные варианты, если нужно исправляют в картах (причем ничего не зачеркивают, а пишут ниже еще раз)
Обсуждают решения задач, записывают решение карту.
Учащиеся записывают только решение в индивидуальной карте.
Один учащийся, желающий объяснить задачу, выходит к доске.
Выполняют тест
Обмениваются листами, проверяют тест, используя ключ, представленный на слайде 5.
Выставляют оценку за тест.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные: планирование учебной деятельности
Коммуникативные:
развитие умения работать в парах, группах
Познавательные:
построение логических цепей, анализ, умение структурировать и работать с текстом задачи.
Личностные.
Развитие навыков взаимопроверки и самооценки.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Предметные: умение применять изученный материал
Личностные.
Развитие навыков взаимопроверки и самооценки.
|
Взаимопроверка
Опрос у доски
Тест, взаимопроверка.
| Рефлексия
| 7 мин
| Организует обсуждение по выполнению поставленных целей.
(прочитать цели, записанные в начале урока, поставить плюс напротив цели, если цель достигнута, или минус, если что-то на ваш взгляд кажется не выполненным)
Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке
(проставить напротив каждого вида деятельности 2 балла, если все сделано верно; 1 балл, если были ошибки; 0 баллов, если задание выполнено не верно)
Организует рефлексию с учащимися
Намечаются цели дальнейшей деятельности.
Собирает индивидуальные карты учащихся
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, подсчитывая баллы в листе учёта знаний, заработанные при выполнении различных видов работ, соотносит цель и результаты.
Выбирают картинку на слайде 6, соответствующую настроению на уроке, (записывают в картах только номер картинки)
Заканчивают предложение:
1) Самое сложное для меня на уроке…
2) Самое интересное для меня на уроке…
3) Мое открытие на уроке…
Намечают перспективу последующей работы
| Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению;
Познавательные:
умение структурировать знания
Личностные: смыслообразование.
|
| Домашнее задание
| 3 мин
| Комментирует домашнее задание:
Н. Я. Виленкин
№1043, №1045, №1046
| Записывают домашнее задание
|
|
| Приложение 2
Карта учащегося
1
| Группа №1
| Фамилия, имя:
| Баллы
| 2
| Тема урока
|
|
| 3
| Цели урока
|
|
| 4
| Задачи:
Выбрать тип, предложенных задач (обвести нужную букву)
А) Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого;
Б) Задачи, на нахождение целого по его части;
В) Задачи, на нахождение части от целого.
| Длина дороги 20 км. Заасфальтировали дороги. Сколько километров дороги заасфальтировали? Сколько осталось заасфальтировать?
На ветке сидели 12 птиц; их числа улетело. Сколько птиц улетело?
В букете 24 цветка. Из них ¼ часть – ромашки, 1/8 часть – пионы, а остальные – васильки. Сколько васильков в букете?
|
| Задача №…Краткая запись и решение
|
| Алгоритм решения задач:
А) Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого:
Б) Задачи, на нахождение целого по его части:
В) Задачи, на нахождение части от целого:
Древняя задача (Из папируса Ахмеса, Египет, ок. 2000 г. до н.э.) Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?
Пастух отвечает:
- Я привожу две трети от трети скота. Сочти!
Сколько быков в стаде?
Мое настроение на уроке соответствовало картинке № ……со слайда
Закончи предложение:
1) Самое сложное для меня на уроке…
2) Самое интересное для меня на уроке…
3) Мое открытие на уроке…
Приложение 3
Карта учащегося
1
| Группа №2
| Фамилия, имя:
| Баллы
| 2
| Тема урока
|
|
| 3
| Цели урока
|
|
| 4
| Задачи:
Выбрать тип, предложенных задач (обвести нужную букву)
А) Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого;
Б) Задачи, на нахождение целого по его части;
В) Задачи, на нахождение части от целого.
| Человек прошел дороги. Какова длина всей дороги, если он пошел 4 км?
Потратили 600 рублей, это составило первоначальной суммы денег. Найдите первоначальную сумму денег.
Миша прочитал 6/7 книги, что составило 42 страницы. Сколько всего страниц в книге?
|
| Задача №….Краткая запись и решение
|
| Алгоритм решения задач:
А) Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого:
Б) Задачи, на нахождение целого по его части:
В) Задачи, на нахождение части от целого:
Древняя задача (Из папируса Ахмеса, Египет, ок. 2000 г. до н.э.) Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?
Пастух отвечает:
- Я привожу две трети от трети скота. Сочти!
Сколько быков в стаде?
Мое настроение на уроке соответствовало картинке № ……со слайда
Закончи предложение:
1) Самое сложное для меня на уроке…
2) Самое интересное для меня на уроке…
3) Мое открытие на уроке…
Приложение 4
Карта учащегося
1
| Группа №3
| Фамилия, имя:
| Баллы
| 2
| Тема урока
|
|
| 3
| Цели урока
|
|
| 4
| Задачи:
Выбрать тип, предложенных задач (обвести нужную букву)
А) Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого;
Б) Задачи, на нахождение целого по его части;
В) Задачи, на нахождение части от целого.
| Рыбак поймал 23 рыбы. Из них 12 - караси. Какую часть рыбы составляют караси?
На ветке сидели 12 птиц; 5 их числа улетело. Какая часть птиц улетела?
В букете 24 цветка. Из них 17 – ромашки, остальные лютики. Какую часть цветов составляют лютики?
|
| Задача №….Краткая запись и решение
|
| Алгоритм решения задач:
А) Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого:
Б) Задачи, на нахождение целого по его части:
В) Задачи, на нахождение части от целого:
Древняя задача (Из папируса Ахмеса, Египет, ок. 2000 г. до н.э.) Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?
Пастух отвечает:
- Я привожу две трети от трети скота. Сочти!
Сколько быков в стаде?
Мое настроение на уроке соответствовало картинке № ……со слайда
Закончи предложение:
1) Самое сложное для меня на уроке…
2) Самое интересное для меня на уроке…
3) Мое открытие на уроке…
Приложение 5
9 Тест по теме: Решение задач всех типов на обыкновенные дроби
Тест по теме: Решение задач всех типов на обыкновенные дроби
Список использованной литературы:
1. «Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений» [Н. Я. Виленкин и др.] – «Мнемозина, 2008»;
2. «Поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина»: [З. С. Стромова, О. В. Пожарская] – Волгоград «Учитель, 2008»;
3. «Текстовые задачи по математике 5-6 класс»: [А. В. Шевкин] – Москва «Илекса, 2011»;
4. «ФГОС: обновление содержания и технологий обучения (математика)» [Е. Ю. Лукичева] – Санкт-Петербург «СПБ АППО, 2015»; |
|
|