|
Числовой луч Тема урока: Числовой луч.
Цель урока: познакомить с числовым лучом, особенностями его построения.
Задачи урока:
- учить планировать свою деятельность;
- развивать логическое и критическое мышление, связную речь;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и парной работе.
Формирование УУД Личностные
уметь выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные
использовать модель числового ряда в качестве опоры при вычислениях;
наблюдать, видеть закономерность, делать выводы;
сравнивать и классифицировать предметы.
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные
уметь слушать партнёра, сотрудничать при работе в паре, в группе;
уметь работать с информацией
уметь сопоставлять информацию, представленную в разных видах (текст, рисунок, схема)
уметь слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД
уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке гости.
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Поприветствуйте друг друга. Какие слова приветствия мы знаем? (Вспоминаем уроки окружающего мира.)
- А какое у вас настроение? (Смайлики.)
- Теперь пожелайте друг другу успехов в открытии новых знаний. II. Актуализация знаний.
- Ребята, мы сейчас поприветствовали друг друга, а вы знаете, что сегодня 21 ноября, празднуется Всемирный день приветствия. Это день для дружеских приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения. И вот сегодня на уроке нам будут помогать работать и поддерживать хорошее настроение герои одного мультфильма. А кто это, вы узнаете, выполнив следующее задание.
- У вас на парте лежат конверты. (На парте один конверт.) Скажите, как будем работать? (В паре)
- Давайте вспомним правила работы в паре.
- А теперь возьмите конверт, достаньте части картинки и соберите вместе целую. Кто соберет, поднимает руку.
- Итак, что же получилось у первого ряда? (Слоненок)
- У второго? (Удав)
- У третьего? (Мартышка) Слайд. - А какого героя не назвали? (Попугая) Верно, но он присоединится к нам немного позже.
- Ребята, Слоненок, Удав и Мартышка приготовили для вас математическую разминку. Скажите, для чего математическая разминка нужна? (Для того, чтобы вспомнить то, что мы знаем, чтобы подготовиться к новой теме.)
- Итак, первое задание от Слоненка – «Назови соседей числа» (Показываю числа)
Фронтальная работа. Ученик называет ответ, остальные оценивают правильность хлопками.
- А как вы думаете, у чисел только бывают соседи? (Соседи по парте, соседи по дому и т.д.)
- А как надо жить с соседями? (Дружно, помогать им …)
- Второе задание от Мартышки «Назови фигуры». Слайд.
(Отвечают хором.) - Третье задание от Удава «Что лишнее?» Слайд.
Ель, береза, рябина, пальма. Слайд.
2) Волк, заяц, белка, жираф. (Картинки)
3) Ананас, яблоко, слива, груша. Слайд. - Следующее задание от всех героев мультфильма: «Продолжить узор». (На листочках-полосках)
- Сначала выберите, какое задание будете выполнять: легкое или трудное. Первый узор – легкий, а второй – потруднее. (Выполнение узора по музыку. Гусли.)
- А где можно увидеть такие узоры? (Марийский орнамент в быту; платье свое ……) Слайд. - Молодцы, хорошо справились с заданиями и спасибо нашим героям за разминку.
Физкультминутка для глаз Слайд.
IV. Изучение нового материала. Постановка учебной задачи.
- Ребята, а Попугай предлагает вам вспомнить, что он стал делать для того, чтобы измерить длину Удава? (Он стал шагать.) Слайд. - Да, он стал шагать.
- Как называется часть прямой, которая имеет начало? (Луч)
- Теперь давайте обозначим шаги попугая числами. Мы получили луч, на котором проставлены числа. Как вы думаете, как называется такой луч? (Числовой)
- Итак, тема нашего урока ………. А что мы будем делать на уроке? - Ребята, а вы знаете, что Числовой луч открыл древнегреческий математик и астроном Евдокс Книдский. Слайд. Он жил в 410-355 гг.до н.э. Он известен как автор самых различных открытий. Он составил первый каталог звёзд, описание звёздного неба, занимался врачеванием, философией и музыкой. Честь названы кратеры на Луне и на Марсе. И одно из его открытий – это числовой луч. Числовой луч позволяет сравнивать натуральные числа.
- Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?
( линейка, метр, числовой ряд) V. Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику. № 165 (По рядам: первый ряд первый луч, второй ряд – второй луч)
- Ребята, а сейчас открыли учебники на стр. ____ № 165. Что надо сделать?
(Читают задание по учебнику.)
- Вы должны записать числа в тетради. Пропускаем одну клетку и начинаем писать.
(Записывают числа в тетрадь) 2. Практическая работа.
- Ребята, давайте попробуем начертить числовой луч. Что надо делать сначала? (Начертить луч горизонтально)
Составление плана работы.
1. Провести луч горизонтально (числовой луч всегда чертят строго горизонтально в направлении слева направо). 2. Указать направление стрелкой. 3. Обозначить луч буквами ОХ (точка О - начало луча). 4. Под точкой О написать число 0. 5. Выбрать единичный отрезок (отрезок от 0 до 1), НАПРИМЕР, 3 клетки. 6. Отступая каждый раз по 3 клетки, расставляем точки и соответствующие им числа по порядку.
ТПО №68 стр. 39.
Первое задание делаем вместе. А второе и третье по группам. Проверка работ. VI. Физкультминутка 3. Ученики первого класса Маша и Миша тоже попробовали начертить луч. Слайд.
- Посмотрите, как они выполнили задание Миша сделал так:
Маша сделала так:
Кто прав: Маша или Миша?
Маша не права, т.к. мерки отложила одинаковые, а числа записала не по порядку, как в числовом ряду.
Миша тоже не прав, т.к. мерки у него разные. VII. Самостоятельная работа.
Работа на числовом луче.
- Ребята, Я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать и отметить встречающееся число на своем луче. Отмечаем простым карандашом.
(Числовой луч на доске. У каждого ребенка карточка с числовым лучом. Я загадываю загадки, дети отмечают на числовом луче встречающиеся числа). 1.)Ты со мною не знаком? 2.) Братцев этих ровно семь.
Я живу на дне морском, И они известны всем.
Голова и восемь ног, Каждую неделю кругом
Как зовусь я? (осьминог) Ходят братцы друг за другом.
(дни недели)
3.)Разных три имеет глаза, 4.) Черен, да не ворон,
Но откроет их не сразу: Рогат, да не бык,
Если глаз откроет красный - Шесть ног без копыт.
Стоп! Идти нельзя, опасно! Летит - жужжит.
Желтый глаз - погоди, Упадет - землю роет. (жук)
А зеленый - проходи. (светофор)
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3 6 7 8
Взаимопроверка. VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Какое новое знание открыли? (О числовом луче)
Напомните:
- Какое число соответствует началу числовому лучу? (число «0»)
- Чем изображают любое число на числовом луче? (точкой)
- Сколько чисел можно изобразить на числовом луче? (любое число, так как луч бесконечен)
- А большие числа можно изобразить на нём? (любое число, каким бы оно большим не было) Слайд. - А теперь оцените свою работу:
- что понравилось?
- что получилось?
- что не получилось?
(На парте у каждого ученика три символа, которые изображают настроение в конце урока.
- Я чувствовал себя на уроке хорошо, мне было интересно и всё понятно
- Мне было интересно, но не всё понятно
- Мне было не интересно, не понятно, я устал.)
Слайд. |
|
|