| 
  «Степень с рациональным показателем»  Открытый урок по алгебре и началам анализа в 11 классе
  Тема: «Степень с рациональным показателем»
  Математика-это музыка разума.
  Музыка-это математика чувств.
  (Джеймс Джозеф Сильвестр)
  Цели урока:
   Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
  Актуализация опорных знаний в условиях сдачи ЕГЭ.
  Контроль и самоконтроль знаний, умений, навыков с помощью тестов.
  Развитие умения сравнивать, обобщать.
    План урока.
   Формулировка цели урока 
  Устная работа «Дополните предложение», «Верю – не верю!» 
  Решение серии примеров на основе демонстрационного варианта ЕГЭ
  Решение примера на упрощение выражения (из ЕГЭ) с обсуждением наиболее “тонких” мест 
  Физминутка.
  Самостоятельная работа на основе демонстрационного варианта ЕГЭ 
  Задание на дом (на листочках)
  Подведение итогов урока.
    Оборудование: проектор.
  1. Друзья! Перед вашими глазами часть высказывания английского математика Джеймса Джозефа Сильвестра (1814–1897) о математике “Математика – это музыка разума”. Не правда ли, как романтично?
  Вопрос. А как вы думаете, как определил он музыку?
  “Музыка – это математика чувств”.
  К чувствам мы можем отнести различного рода переживания. В этом году одной из причин ваших и моих переживаний является успешная сдача ЕГЭ и, как следствие, поступление в ВУЗ. Очень хочется, чтобы преобладали положительные эмоции. Должна быть уверенность, а это наши знания и навыки. Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ, повторяя и обобщая понятие степени.
  Итак, тема сегодняшнего урока –«Степень с рациональным показателем».
  2. Устная работа  
  Дополните предложения:
   Степень с целочисленным показателем это - :произведение n одинаковых множителей
  При умножении степеней с одинаковыми основаниями:показатели складываются
  При делении степеней с одинаковыми основаниями :показатели вычитаются
  Степень степени равна:произведению показателей
  Степень числа а, не равного нулю с нулевым показателем равна :1
  Степень произведения равна :произведению степеней
  Степень дроби равна :дроби степеней
  Степень с дробным показателем m\n есть: 
  Степень с любым показателем p\q есть: 
    «Верю – не верю!»
  1. Имеют смысл выражения:
  а)  б)  в)  с)   д)  
  2.   (да)
  3. Уравнение имеет три корня
 
   (нет, корень один: 7, т.к. )
  3.Решение серии примеров на основе демонстрационного варианта ЕГЭ
  Задания выполняются самостоятельно, с последующей проверкой ответов на доске.
   Решение примера (из ЕГЭ).
    При каком целом положительном x значение выражения  
 
   ближе всего к 0,7
  Решение.
  Вопрос. При каких значениях х данное выражение имеет смысл?
  Так как х – целое положительное число, то   N,
 
  
 
   при  .
  Проверим, не обращается ли в 0 знаменатель при х = 7.
 
   при х = 7. Следовательно, x > 7.
  Преобразуем выражение:
 
  
  Пусть  .
  При     положительна и возрастает
 
   убывает
 
   возрастает
 
   возрастает
  Найдём, при каких значениях х  
 
  
 
  
  Так как f(x) –возрастающая функция, то  .
  Найдём, какое из этих значений ближе лежит к 0,7, для чего сравним
 
   и  
  Так как  , то значение f(26) лежит ближе к 0,7.
  5.Физминутка.
  6.Самостоятельная работа на основе демонстрационного варианта ЕГЭ с последующей проверкой на доске.
  А теперь самое время потренироваться: перед вами примеры из демонстрационного варианта, гр.А 2009 года.
  Вы их видите как на доске, так и на листочках. Ваша задача – быстро решить и заполнить таблицы с ответами. Соответствие букв и чисел перед вами. Правильно вычислив или упростив выражения в таблице, вы прочтёте то, что необходимо вам при сдаче ЕГЭ.
  Приложение 1.
  1 вариант – удача, знания,
  2 вариант – уверенность.
  7.Задание на дом (на листочках)
  №438(а,б), №439.
  . При каком целом положительном х значение выражения
 
   ближе всего к (–0,7) ?
  8.Подведение итогов урока.
  Итак, сегодня на уроке мы увидели насколько широко понятие степени используется при сдаче ЕГЭ. Закрепить полученные навыки вы сможете, выполнив домашнюю работу.
 
  
 
   |  
   | 
 |