Главная страница

«Степень с рациональным показателем»



Скачать 46.88 Kb.
Название«Степень с рациональным показателем»
Дата05.03.2016
Размер46.88 Kb.
ТипСамостоятельная работа

Открытый урок по алгебре и началам анализа в 11 классе

Тема: «Степень с рациональным показателем»

Математика-это музыка разума.

Музыка-это математика чувств.

(Джеймс Джозеф Сильвестр)

Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

  2. Актуализация опорных знаний в условиях сдачи ЕГЭ.

  3. Контроль и самоконтроль знаний, умений, навыков с помощью тестов.

  4. Развитие умения сравнивать, обобщать.

План урока.

  1. Формулировка цели урока

  2. Устная работа «Дополните предложение», «Верю – не верю!»

  3. Решение серии примеров на основе демонстрационного варианта ЕГЭ

  4. Решение примера на упрощение выражения (из ЕГЭ) с обсуждением наиболее “тонких” мест

  5. Физминутка.

  6. Самостоятельная работа на основе демонстрационного варианта ЕГЭ

  7. Задание на дом (на листочках)

  8. Подведение итогов урока.

Оборудование: проектор.

1. Друзья! Перед вашими глазами часть высказывания английского математика Джеймса Джозефа Сильвестра (1814–1897) о математике “Математика – это музыка разума”. Не правда ли, как романтично?

Вопрос. А как вы думаете, как определил он музыку?

“Музыка – это математика чувств”.

К чувствам мы можем отнести различного рода переживания. В этом году одной из причин ваших и моих переживаний является успешная сдача ЕГЭ и, как следствие, поступление в ВУЗ. Очень хочется, чтобы преобладали положительные эмоции. Должна быть уверенность, а это наши знания и навыки. Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ, повторяя и обобщая понятие степени.

Итак, тема сегодняшнего урока –«Степень с рациональным показателем».

2. Устная работа

Дополните предложения:

  1. Степень с целочисленным показателем это - :произведение n одинаковых множителей

  2. При умножении степеней с одинаковыми основаниями:показатели складываются

  3. При делении степеней с одинаковыми основаниями :показатели вычитаются

  4. Степень степени равна:произведению показателей

  5. Степень числа а, не равного нулю с нулевым показателем равна :1

  6. Степень произведения равна :произведению степеней

  7. Степень дроби равна :дроби степеней

  8. Степень с дробным показателем m\n есть:https://festival.1september.ru/articles/590641/image8377.gif

  9. Степень с любым показателем p\q есть:https://festival.1september.ru/articles/590641/image8378.gif

«Верю – не верю!»

1. Имеют смысл выражения:

а)https://festival.1september.ru/articles/549835/image81.gif б)https://festival.1september.ru/articles/549835/image82.gif в) https://festival.1september.ru/articles/549835/image83.gifс) https://festival.1september.ru/articles/549835/image84.gif д) https://festival.1september.ru/articles/549835/image85.gif

2. https://festival.1september.ru/articles/549835/image86.gif (да)

3. Уравнение имеет три корня

https://festival.1september.ru/articles/549835/image87.gif (нет, корень один: 7, т.к.https://festival.1september.ru/articles/549835/image88.gif)

3.Решение серии примеров на основе демонстрационного варианта ЕГЭ

Задания выполняются самостоятельно, с последующей проверкой ответов на доске.

  1. Решение примера (из ЕГЭ).

При каком целом положительном x значение выражения

https://festival.1september.ru/articles/549835/image136.gif ближе всего к 0,7

Решение.

Вопрос. При каких значениях х данное выражение имеет смысл?

Так как х – целое положительное число, то https://festival.1september.ru/articles/549835/image137.gif N,

https://festival.1september.ru/articles/549835/image138.gif

https://festival.1september.ru/articles/549835/image139.gif при https://festival.1september.ru/articles/549835/image88.gif.

Проверим, не обращается ли в 0 знаменатель при х = 7.

https://festival.1september.ru/articles/549835/image140.gif при х = 7. Следовательно, x > 7.

Преобразуем выражение:

https://festival.1september.ru/articles/549835/image141.gif

Пусть https://festival.1september.ru/articles/549835/image142.gif.

При https://festival.1september.ru/articles/549835/image143.gif https://festival.1september.ru/articles/549835/image144.gif положительна и возрастает

https://festival.1september.ru/articles/549835/image145.gif убывает

https://festival.1september.ru/articles/549835/image146.gif возрастает

https://festival.1september.ru/articles/549835/image147.gif возрастает

Найдём, при каких значениях х https://festival.1september.ru/articles/549835/image148.gif

https://festival.1september.ru/articles/549835/image149.gif

https://festival.1september.ru/articles/549835/image150.gif

Так как f(x) –возрастающая функция, то https://festival.1september.ru/articles/549835/image151.gif.

Найдём, какое из этих значений ближе лежит к 0,7, для чего сравним

https://festival.1september.ru/articles/549835/image152.gif и https://festival.1september.ru/articles/549835/image153.gif

Так как https://festival.1september.ru/articles/549835/image154.gif, то значение f(26) лежит ближе к 0,7.

5.Физминутка.

6.Самостоятельная работа на основе демонстрационного варианта ЕГЭ с последующей проверкой на доске.

А теперь самое время потренироваться: перед вами примеры из демонстрационного варианта, гр.А 2009 года.

Вы их видите как на доске, так и на листочках. Ваша задача – быстро решить и заполнить таблицы с ответами. Соответствие букв и чисел перед вами. Правильно вычислив или упростив выражения в таблице, вы прочтёте то, что необходимо вам при сдаче ЕГЭ.

Приложение 1.

1 вариант – удача, знания,

2 вариант – уверенность.

7.Задание на дом (на листочках)

№438(а,б), №439.

. При каком целом положительном х значение выражения

https://festival.1september.ru/articles/549835/image162.gif ближе всего к (–0,7) ?

8.Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке мы увидели насколько широко понятие степени используется при сдаче ЕГЭ. Закрепить полученные навыки вы сможете, выполнив домашнюю работу.

untitled-3 copy

untitled-4 copy