|
Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания». Мустаева Римма Флюровна, учитель русского языка и литературы. Цели урока:
Ход урока. I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сядьте на свои места удобней. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. II. Повторение пройденного. Работа с пословицами.
- На доске записаны предложения. Попробуйте их прочитать. Получилось ли у вас? Почему? (В данных предложениях нет смысла, т.к. это набор слов).
- Исправьте ошибки, составьте предложения правильно. Какие пословицы голова
Береги честь горит
На воре шапка не прожить
Хлеб всему смолоду
Чужим умом век вы знаете (Один ученик у доски составляет предложения). Какие пословицы вы знаете
Береги честь смолоду
На воре шапка горит
Хлеб всему голова
Чужим умом век не прожить - Ребята, как называются данные предложения? (Пословицы) Как вы это определили? Что такое пословица? (Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт).
- Объясните значение каждой пословицы.
- Но всё же данные пословицы нельзя назвать предложениями. Почему? Чего не хватает? (Знаков препинания или пунктуационных знаков). Расставьте их (один ученик расставляет знаки препинания у доски). Какие пословицы вы знаете? (Вопросит., невоскл, прост.).
Береги честь смолоду! (Побудит., воскл., прост.).
На воре шапка горит. (Повеств., невоскл., прост.).
Хлеб - всему голова. (Повест., невоскл., прост.).
Чужим умом век не прожить. (Повест., невоскл., прост.). -На последнем уроке русского языка мы с вами рассматривали предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Вспомним.
- Составьте характеристику каждому предложению, подчеркните грамматическую основу (ученики по очереди записывают характеристику предложений на доске, оценивание).
- Выполните морфемный разбор слов в последнем предложении. III. Изучение новой темы. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим об окончании, а именно рассмотрим окончание как формообразующую морфему.
- Какую роль окончание играет в слове? А в словосочетании и предложении? (Для уточнения ответа обратись к определению окончания в & 10, с. 84).
–Почему окончание – значимая часть слова?
Окончание – это изменяемая часть слова, в которой заключено его грамматическое значение. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
|
- Что такое форма слова? Задание 1.
- Запишите в первую колонку слова:
САД – САДА (Р.п., ед.ч.).
САДОВЫЙ – САДОВЫЕ (И.п., мн.ч).
- Выделите морфемы в этих словах?
- Как называются такие слова? (Однородные) Одинаково ли лексическое значение слов (нет, но оба они связаны с садом).
- Во второй столбик запишите формы слов в указанном падеже.
- Как изменилось лексическое значение слов при изменении их форм? (Осталось прежним). Что в словах осталось прежним, а что изменилось? (изменилось окончание, остался корень, суффикс).
- Как образуются формы слов? (Основа + окончания). Задание 2.
- Самостоятельно выполните морфемный разбор и образуйте формы данных слов (один ученик за доской).
КОТ – КОТА (И.п., ед.ч.).
КОТЁНОК – КОТЯТАМ (Д.п., мн.ч.).
- Проверим. Оценивание. IV. Физкультминутка.
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)
Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)
И пройдемся по дороге (ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты). V. Закрепление.
- Упражнение 202. Прочитайте фрагмент рассказа Ю.Я.Яковлева. Как называется описание внешности человека в художественном произведении? (Портрет).
- Какие слова несколько раз употребляются в 1-м абзаце в разных формах?
- Запишите их. Выделите окончания.
ПОРТФЕЛЬ (И.п, ед.ч) – ПОРТФЕЛЯ (Р.п., ед.ч.)
КРУГЛОЕ (И.п., ед.ч., ср.р.) – КРУГЛЫЕ (И.п., мн.ч.) – КРУГЛЫЙ (И.п., ед.ч., м.р.).
РУКУ (Р.п., ед.ч.) – РУКИ (И.п., мн.ч.).
- Объясните, почему, указывая форму И.п., вы указали род, число и падеж, а говоря о форме И.с. – только число и падеж?
- Упражнение 204. Прочитайте фрагмент рассказа Анны Масс «Дети капитана Гранта и я». Выпишите глаголы, укажите, в какой форме они употреблены. VI. Подведение итогов урока. Оценивание.
- В начале урока мы поставили цель рассмотреть окончание как формообразующую морфему или определить, как образуются формы слова при помощи окончания.
- Перед вами лежат разноцветные рожицы. Выберите одну и поставьте отметку себе и моему уроку. VII. Организация домашнего задания.
Стр. 139, упр. 205. Напишите небольшое сочинение-описание на тему «Цветной хоровод» по данным опорным словам и формам слов. |
|
|