Главная страница

Развитие творческой одаренности детей школьного возраста



Скачать 169.09 Kb.
НазваниеРазвитие творческой одаренности детей школьного возраста
Дата12.02.2016
Размер169.09 Kb.
ТипДокументы

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Тренинговые занятия



Одаренность часто понимается как интеллектуальная одаренность, то есть способность к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности. Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности — творческой, то есть способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них. Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ


Еще одним необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Эти принципы должны соблюдаться во взаимодействии между детьми и взрослыми. Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы ученика. В отличие от обычного обучения, при котором ошибки исправляются, при развитии творческой одаренности ребенку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Какое бы эмоциональное отношение ребенок ни высказал, оно не может быть ошибочным, потому что это его собственное эмоциональное отношение, демонстрирующее его индивидуальную реакцию на происходящее. Соблюдение указанных принципов означает, что между взрослыми и детьми должна быть создана атмосфера взаимного доверия. Детям также должна быть обеспечена как независимость в осуществлении выбора, в принятии решений, так и возможность контролировать собственное продвижение.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Для того чтобы можно было полноценно развивать творческую одаренность учащихся, необходимы специальные занятия, на которых соблюдаются все указанные выше условия. Педагогами была разработана специальная тренинговая программа развития творческой одаренности детей школьного возраста, рассчитанная на учащихся с первого по девятый класс

— «Я — Я» (Я в общении с самим собой).

«Я — другой» (Я в общении с другими).

«Я — общество» (как Я общаюсь с общественными институтами).

«Я — мир» (как Я исследую этот мир). При реализации этой программы основная работа осуществляется с эмоциональными реакциями и состояниями учащихся. Содержанием программного материала являются личностные черты, привязанности, суждения, предпочтения, человеческие мысли, чувства и действия, межличностные отношения и закономерности развития мира. Программный материал подразделяется на четыре блока:

Каждый блок содержит ряд заданий (ситуаций). Ведущий должен, предъявив ситуацию детям, перевести ее содержание в эмоциональную сферу и принять возникающие у детей эмоциональные реакции. Работа по программе осуществляется в форме специальных практических занятий из расчета 60 учебных часов в год — по 2 часа в неделю. Занятия наиболее эффективны при численности группы 8–12 человек. Благодаря тому, что эмоциональные реакции и состояния детей на этих занятиях, безусловно, принимаются и поддерживаются, эти реакции осознаются детьми как ценность. Учащиеся также понимают, что каждый человек по-разному выражает свои эмоциональные состояния. Средствам выражения эмоциональных состояний на этих занятиях уделяется особое внимание. Таким средством может быть рисунок — дети изображают свое настроение сначала до проведения занятия, а затем после него. При этом нет никаких ограничений ни в средствах, ни в форме выражения эмоций. Работы детей следует вывешивать в комнате для занятий. Одна и та же тема может занять разное количество времени, так как активность у детей разная, а выслушать нужно каждого. Ведущий принимает и поддерживает все эмоциональные проявления детей, в какой бы форме они ни были выражены. Если эмоциональное отношение ребенка противоречит отношению большинства, ведущий также принимает и поддерживает этого ребенка, тем самым, показывая значимость непохожести и индивидуальности.

ПРАВИЛА ДЛЯ ВЕДУЩЕГО


При проведении занятий ведущему необходимо соблюдать определенные правила. Так, если дети не могут или не хотят делать то, что им предлагается, ведущий должен оставить их в покое. Иногда — особенно с младшими детьми — бывает необходимо оказать им физическую поддержку (обнять, погладить, прижать). Если ответы детей повторяются, ведущему надо обязательно выслушать их, сколько бы раз ни повторялся один и тот же ответ. Ребенок, повторяя чужой ответ, все равно высказывает свое, индивидуальное отношение к происходящему. Абсолютно исключена при проведении этих занятий, какая бы то ни было критика детей, их действий или их личности. Ведущий должен сам описывать свои чувства; хваля и поддерживая детей, называть те конкретные факты или детали, которые ему понравились. Ему необходимо вслух выражать удивление и восхищение всем, что дети делают на этих занятиях. В своей речи ведущий не должен употреблять «негативные» слова (плохо, неправильно, ошибка, неудачно, неверно). Нужно использовать как можно больше «позитивных» слов (хорошо, блестяще, прекрасно, молодец, умница, замечательно, успех, удача). В каждом занятии нужно находить что-то позитивное и называть это вслух. Если что-то раздражает ведущего, следует апеллировать не к личности и поступкам учеников, а к правилам проведения занятий (например: «На наших уроках можно разговаривать, а кричать нельзя, чтобы не мешать остальным в школе», «На наших уроках можно ходить по классу, а топать и прыгать нельзя, потому что потолок обвалится»).

С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА


Программа построена с учетом возрастных особенностей школьников и их основных психологических новообразований. Для младших школьников — это развитие произвольности, самоконтроля, чувства компетентности, творческого мышления и учебных навыков. Для подростков — это развитие внутреннего, интимного мира, взаимоотношений со сверстниками, осознание своих сильных и слабых сторон. Для старших школьников — это личностное и профессиональное самоопределение. Некоторые темы программы повторяются для разных возрастов. Кроме того, в зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных интересов детей, некоторые темы могут быть расширены, а некоторые сокращены или даже исключены из программы. При реализации программы используются такие методы, как тестирование и самотестирование, мини-лекции, имитационные игры, экскурсии, наблюдения и другие.

ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ


Как показала обширная практика, в результате занятий по этой программе у школьников повышаются уровень творческого развития, уровень интеллектуального развития и самооценка. Отмечаются позитивные личностные изменения: дети становятся более доброжелательными, лучше себя ведут, меньше спорят с учителями, быстрее находят выход из конфликтных ситуаций. Кроме того, школьники, прошедшие обучение по программе развития творческой одаренности, легче справляются с различными углубленными, развивающими и экспериментальными программами. В результате обучения по данной программе у школьников существенно увеличивается работоспособность, и способность усваивать большой объем информации в меньшие сроки. Приведем в качестве примера несколько занятий по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста.

ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - Я"

ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЭТО Я"


Цель: Создание каждым учеником автопортрета.

Материал: Большие листы бумаги, примерно в рост ребенка (можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет? Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь. Ведущий. Да, когда человек сам себя рисует (принятие). Ребенок: это когда ты сам автор своего портрета. Ведущий. Да, когда человек сам является автором своего портрета (принятие). Дети могут не знать значения слова «автопортрет». Поэтому ведущий может получить, например, и такой ответ: «Это когда портрет в автомобиле». В соответствии с общими принципами проведения занятий такой ответ тоже принимается и поддерживается ведущим: «Да, портрет может быть и в автомобиле, и на фоне автомобиля, и на диване — где угодно (принятие). Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует» (пояснение). Может быть и так, что ведущий не получит никаких ответов на свой вопрос. В таком случае он сам раскрывает значение слова «автопортрет». Ведущий. Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост? Ответы детей: стать настоящим художником, позвать художника, позвать учителя по рисованию. Ведущий. Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты (принятие). Но это был бы автопортрет или просто портрет. Ответы детей: это был бы просто портрет. Ведущий. А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет? Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек прислоняется к нему, и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером. Второй способ: человек ложится на лист бумаги, и кто-нибудь обводит его контур. Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень. Если дети не называют такие способы, им надо предложить их. Они сами выбирают такой способ, который им нравится больше всего. Дети могут изобрести и другие способы. Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит); по два (один лежит, другой обводит) или по три (один лежит, двое обводят). После того как контур каждого ребенка нарисован, предлагается раскрасить его так, как хотят учащиеся. Каждый может нарисовать себе одежду — самую красивую, самую модную, может быть, старинную. Это один из центральных моментов занятия. Ребенок получает возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Он может нарисовать себя либо серьезно, либо шутливо. Он может нарисовать такую одежду, которой у него еще никогда в жизни не было, или ту, которую он хотел бы носить, а ему не разрешают. Если ребенку что-то не нравится в автопортрете, он может объяснить это условностью занятия («Мы же не художники»). Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения. Ведущий должен быть заинтересован тем, что делают дети, проявлять удивление и восхищение: — Ты, оказывается, любишь джинсы! — О, тебе идут свитера! — Какой прекрасный костюм принцессы! Потом детям предлагают посмотреть в зеркало и нарисовать свое лицо — таким, каким бы они хотели его видеть. (А можно вначале нарисовать свое лицо, а потом посмотреть в зеркало.) При этом ведущий обязательно напоминает детям: «Конечно, мы не художники, и лицо может получиться непохожим. Это неважно. Может быть, будет похож цвет глаз, или ресницы, или улыбка, или, наоборот, не будет улыбки. Это не важно. Рисуйте так, как вам хочется». После того как портреты созданы, они прикрепляются на стене в классной комнате и каждому из детей предлагается рассказать о себе: как его зовут, кто его родители, где он живет, какой у него дом, что он любит. По ходу этого рассказа ведущий осуществляет безусловную поддержку и принятие. Иногда ребенок отказывается рассказывать про свою семью, говорить о своем доме. Эта реакция ребенка тоже принимается ведущим: «Да, иногда не хочется ничего рассказывать. Мы только посмотрим, какой потрет у тебя получился». При этом обязательно надо отметить то, что получилось хорошо: удачный цвет или хорошо выраженное настроение.

ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - ДРУГОЙ"

Мнения, оценки других людей играют большую роль в принятии человеком собственных чувств. Одни чувства окружающими принимаются и приветствуются, другие — отвергаются и даже наказываются. Задача занятий данного блока заключается в том, чтобы помочь детям осознать свои чувства и свое право на их выражение.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ "СПУТАННЫЕ СКАЗКИ"


Цель: Научить детей изменять свое мнение при оценке событий.

Ход занятия

Ведущий. Ребята, есть ли среди ваших знакомых такие люди, которые вам не нравятся? Ответы детей: да, у нас плохой сосед, я его боюсь; а мне не нравятся некоторые девочки из нашего класса, они слишком воображают и др. Ведущий. Да, бывает так, что нам кажется, что кто-то совсем плохой, и с этим нельзя ничего поделать. Но на все можно посмотреть другими глазами — глазами другого человека. Давайте мы с вами посмотрим другими глазами на героев хорошо известной вам сказки. Вы все знаете сказку «Три медведя», в которой говорится о том, как Машенька пошла в лес с подружками, заблудилась и попала в дом к медведям. И медведи ее чуть не съели. Но почему мы считаем, что медведи были несправедливы к Машеньке? Разве не она ворвалась к ним в дом и съела их обед? Разве не она разломала стульчик и с грязными ногами забралась по очереди на все постели? Давайте расскажем историю о Машеньке и трех медведях с точки зрения разных медведей. Дети работают в группах по четыре человека (Маша и три медведя) и рассказывают сказку по очереди с четырех точек зрения. Ведущий может предварительно обсудить с детьми, что может чувствовать мама, если она увидит разбитую посуду, сломанную мебель, смятую и испачканную постель. И о том, что может чувствовать папа, который, придя с работы домой, вместо того чтобы поесть и отдохнуть, вынужден чинить мебель. И о том, что может чувствовать ребенок, у которого съели еду и разбили любимую миску. После того как дети поработали в группах, каждая группа по очереди рассказывает свой вариант всему классу. При этом ведущий принимает все эмоциональные проявления участников и может давать развернутые комментарии.

Ведущий. Первая группа показала отрицательные переживания всех медведей: мама злится, папа в ярости, Мишутка плачет. Да, оказывается, медведи были расстроены. Вместо того чтобы отдохнуть, придя из леса, они вынуждены еще и дома работать. Конечно, Маша очень жестоко с ними поступила. И возможно, что медведи правы, что рассердились на нее. Ведь Маша без разрешения забралась в их дом, без разрешения съела их еду и помяла их постели. Поэтому чувства медведей совершенно справедливы. Дети второй группы показали сценку, в которой медведи терпимо отнеслись к тому, что произошло. Мама сначала расстроилась, что надо заново готовить еду, но потом сказала, что она быстренько сделает всем бутерброды и медведи попьют чай. И папа сначала расстроился и рассердился, потому что он был голодный, а папы всегда любят сначала поесть, а потом отдохнуть. Но потом он сказал, что починит стул, пока мама делает бутерброды. А Мишутка сначала расстроился, а когда увидел девочку, то обрадовался, что ему есть с кем поиграть. Оказывается, из любой ситуации можно найти выход и нет необходимости долго расстраиваться из-за неприятностей. Если дети не предлагают никакого позитивного варианта, то ведущий может сказать примерно следующее: «А однажды дети придумали такой вариант...» и изложить свой позитивный вариант и прокомментировать его. Можно предложить детям разыгрывать другие сказки, например, «Приключения Буратино» с точки зрения Карабаса-Барабаса, «Три поросенка» с точки зрения голодного волка и так далее. Необязательно комментировать каждую сценку; можно сказать «Как интересно!» и переходить к следующей.

ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - ОБЩЕСТВО"

Человек — существо общественное и на протяжении своей жизни взаимодействует с самыми различными социальными институтами.
Человек чувствует себя в гармонии с самим собой и с обществом, если выполнение социально предписанных ролей вызывает у него удовлетворение. Если же он чувствует недовольство, то это значит, что в данном взаимодействии не удовлетворяются какие-то существенные потребности.
Занятия этого блока помогают детям осознать, что любое дело всегда выполняется разными людьми, каждый из которых испытывает по поводу этой деятельности самые различные чувства. Кроме того, учащиеся подходят к пониманию того, что соблюдение существующих норм и правил помогает, во-первых, обеспечивать им собственный эмоциональный комфорт, а во-вторых, прогнозировать поведение других людей. Дети должны понимать, что выражение своей индивидуальности следует осуществлять в формах, приемлемых для других людей.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА"


Цель: Развитие воображения и умения планировать.

Материал: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Это занятие — третье в данном блоке; на первых двух были «изготовлены» космические ракеты и «запущены» в будущее.

Ведущий. На космодром по орбитальной связи пришло известие о вынужденной посадке наших ракет. В них кончилось горючее. Они приземлились недалеко от города Кошакса. Когда вы вышли из своих ракет, то вдали увидели какие-то необычные строения. Некоторые были похожи на большие пушистые хвосты, другие, казалось, выгибались дугой, третьи напоминали большие банты, были и другие загадочные здания. Капитаны решили подойти поближе к строениям. Они отдали приказание своим штурманам оставаться внутри ракет и при необходимости защитить свои ракеты. Чем ближе вы подходили к городу, тем удивительнее он казался: большие бантики превратились в дома с двумя треугольными крышами, а окна в них напоминали круглые кошачьи глаза, даже стекла были как удлиненные зрачки, которые то сжимались, то расширялись. Дома, выгнутые дугой, походили на кошачью спинку, а окна были длинные, как полосы на спинке у кошек. А одно здание смахивало на кошачью лапу. Над самым большим когтем, который выпирал на площадь, было написано «Мэрия». «О-о-о, это то, что нам нужно», — подумал каждый из вас. Ребята, а почему у вас могли возникнуть такие мысли? Ответы детей: потому что там сидит мэр, он самый главный; потому что там могут помочь; они могут дать горючее.

Ведущий. Мэр — это человек, который отвечает за порядок в городе. Он отвечает за снабжение города продуктами, водой, электроэнергией, газом, горючим. Конечно, у него есть помощники, но мэр координирует все работы в городе. Какие мысли и чувства могут возникнуть у людей, которые потерпели бедствие и вдруг встретили человека, который в силах помочь им? Ответы детей: они обрадовались; они подумали: вот это повезло; они подумали, что надо его хорошенечко попросить. Если дети затрудняются ответить, можно их спросить: «Может быть, эти люди обрадуются, у них появится чувство надежды, а кто-то почувствует уныние и страх, боясь, что им откажут в помощи?»

Ведущий. Капитаны прошли в кабинет мэра и увидели большого рыжего кота, важно восседающего за столом. Капитаны вежливо спросили у него, не он ли мэр города. Кот удивленно повел усами и уставился на людей, которые были для него необыкновенными существами. Он привык видеть кошек и котов, маленьких и больших котят, но он никогда не видел людей! Что это за удивительные создания! С круглыми ушами, без усов, на двух лапах и без хвоста. А когти на передних лапах такие маленькие и беспомощные, что эти существа выглядят просто жалко. «Интересно, а какие у них шубы?» — подумал мэр. Удивительное дело — коты и люди понимали друг друга. Кот спросил, чем он может быть полезен, и капитаны рассказали ему про свою беду. Они сказали, что из-за поспешного вылета с космодрома им не хватило горючего, для того чтобы долететь до конца первого класса. Не мог бы город помочь им в этом и снабдить горючим? Мэр пригласил капитанов сесть в кружок вокруг своего стола (ведущий предлагает участникам взять стульчики и сесть в кружок). Дети должны объяснить мэру, каким горючим заправляются их ракеты. Дети рассказывают, какое горючее используется на их корабле. Может быть, это — одеколон, может быть, пепси-кола, может быть, мороженое, а может быть, бензин.

Ведущий. Мэр начинает обзванивать ведущие компании своего города, для того чтобы узнать, чем можно помочь путешественникам. Съезжаются руководители ведущих организаций города. Дети пересаживаются в другой круг, изображая этих руководителей. Они придумывают названия предприятиям, которые они возглавляют. Руководители обдумывают, как они могут достать или сделать необходимое горючее. Например, если необходимо мороженое, а фабрики мороженого нет, то владелец молокозавода и сахарного завода могут договориться о том, что они дадут сырье, и о том, где будет произведено мороженое. Дети возвращаются на свои места за партами и на листочках бумаги изображают, каким транспортом они будут доставлять горючее к своим ракетам и транспортировать его на корабль. Затем участники по очереди рассказывают, как они доставили горючее и как загрузили его на корабль. В конце занятия дети изображают, как выглядят капитаны их кораблей, если на них посмотреть глазами кота.

ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - МИР"


Занятия этого блока направлены на развитие у детей таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, воображение.

На этих занятиях также развивается смысловая память. Различие между смысловой памятью и мышлением заключается в следующем. В процессе мыслительной деятельности выделяются существенные стороны предмета и его многочисленные связи с окружающим миром. В процессе же смыслового запоминания, в первую очередь, создаются удобные для запоминания связи, то есть создаются крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры. Наиболее эффективными будут такие мнемические опоры, которые отражают главные мысли какого-либо материала.

К.П. Мальцевой (1958) разработана эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор. Эта методика, получившая название методика «смысловых единиц», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в запоминании, начиная со второго класса.

Она заключается в том, что перед учеником ставится задача — выделить главное в тексте (создать мнемические опоры), и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученики должны последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части? и «Что об этом говорится?». Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а ответ на второй вопрос подтверждает правильность его выделения.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ "СМЫСЛОВОЕ ЗАПОМИНАНИЕ"


Цель: Обучить созданию мнемических опор.

Материал: Рассказ «Заячьи лапы» (рассказ взят из книги: Афанасьев П.О., Кореневский Е.И., Шапошников И.Н. Сборник статей для изложения. М.: Учпедгиз, 1953).

Ход занятия

Ведущий. Ребята, сейчас мы с вами будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз ответить на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в начале текста?» и «Что об этом говорится?» Ведущий читает вслух рассказ «Заячьи лапы».

ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ


Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи. Вдруг из под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели. Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!». Заяц вывел деда из огня. Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя. Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого дед стрелял на охоте.

После прочтения рассказа ведущий задает детям вопросы.

Ведущий. О ком говорится в начале рассказа? Дети. О дедушке. Ведущий. Что говорится о дедушке? Дети. Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка). Ведущий. О ком говорится дальше? Дети. О дедушке. Ведущий. Что о нем говорится? Дети. Дедушка попал в лесной пожар. Ведущий. Потом о ком говорится? Дети. О дедушке. Ведущий. Что о нем говорится? Дети. Дедушку спас от пожара зайчонок. Ведущий. О ком говорится в конце рассказа? Дети. О дедушке. Ведущий. Что о нем говорится? Дети. Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

При составлении мнемических опор соблюдаются следующие общие правила. Текст предварительно не разбивается на части. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — «ручеек». Если основные мысли выделены правильно, то должен получиться короткий рассказ. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделено не главное и нужно вернуться к этому месту в тексте. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Творческость рассматривается нами как реализация человеком своей индивидуальности, понимаемой как уникальность каждого отдельного человека. Для нас самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности являются эмоциональные реакции человека, безошибочно указывающие на его истинное отношение к происходящему. Для того чтобы развивать творческую одаренность человека, необходимо в первую очередь обращаться к его эмоциональным реакциям и состояниям. Это положение отражено во введенном нами принципе трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Принимая и поддерживая эмоциональные реакции и состояния человека, мы способствуем проявлению его творческой одаренности. Принятие взрослым (учителем, родителями) всех эмоциональных реакций и состояний детей — основное психологическое условие развития творческой одаренности детей. Другим необходимым условием является соблюдение принципов гуманистической психологии (безоценочности, принятия, безопасности, поддержки) и принципов развивающего обучения (проблемности, диалогичности, индивидуализации).