|
Творческая активность дошкольника как личностное свойство ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
КАК ЛИЧНОСТНОЕ СВОЙСТВО
Подготовила
Ефремова О.В. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития. Именно активность закладывает фундамент и дает перспективы роста творческого потенциала ребенка.
По основным функциям активность условно разделяют на два вида: адаптивную и продуктивную (А.М. Матюшкин), а в рамках детского творчества - на репродуктивную и продуктивную (Л.С. Выготский, М.А. Ветлугина, А.А. Люблинская).
Таким образом, к понятию активности присоединяется категория продуктивности творчества. Фундаментальная трудность характеристики творчества состоит в существовании огромного неупорядоченного числа определений. Коллекция дефиниций насчитывает сотни единиц. Число характеристик творчества перевалило за тысячу. Такая разноплановость свидетельствует о сложности данной категории. В науке сложилось несколько направлений, занимающихся разработкой определения творчества. Рассмотрим их.
Первое направление - творчество понимается как свойство, присущее человеку благодаря его способности к созидательной, целенаправленной деятельности. Здесь субъектом творчества является человек.
Второе направление - признается нематериальная основа творчества, что нашло свое отражение в учениях о творческих возможностях Логоса, Бога, абсолютной идеи, сверхразума. Субъект творчества - мировое духовное начало.
Третье направление - творчество рассматривается как атрибут бытия материи, проявление всеобщего развития. Субъект творчества - материя.
Понятие творчества предполагает личностное начало и соответствующее ему слово употребляется в применении к деятельности человека. Иными словами, «творчество, в точном и полном смысле этого слова присуще именно и только общественно и исторически развивающемуся и совершенствующемуся существу - человеку".
Множество исследователей имело свое индивидуальное мнение о понятии творчества, об определении данного явления. Поэтому в науке сложилось весьма широкое представление о творчестве человека, в котором можно определить несколько позиций.
С точки зрения первой позиции - объектной - творчество понимается как создание нового, не содержащегося в исходных условиях» материального или духовного продукта деятельности, процесс получения оригинального продукта (Л. Выготский, А. Дауге, Д. Тейлор, А. Шумилин).
Вторая позиция – субъектная - характеризует творчество как определенные качества личности (Дж. Гилфорд, С. Диденко, И. Лернер, А. Медник, П. Торренс, Л. Хаскел).
В соответствии с третьей позицией - субъективной - творчество представляется как характеристика процесса, стиля деятельности (Л. Ермолаева-Томина, Л. Каган, Я. Пономарев, М. Роджерс, Э. Фромм).
Таким образом, понятие творческой активности часто определялось через деятельность и наоборот, тем самым, характеризуя их как идентичные (Н. Гончаров, Г. Шуравиева, М. Каган).
Несмотря на глубокое изучение проблемы творчества, задача формирования творческой активности ребенка до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины», как ее в свое время называл В.А. Сухомлинский.
Основы творческой активности закладываются в дошкольном возрасте, являющемся наиболее синзитивным для формирования данного качества личности (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, М.П. Сакулина, И.В. Страхов, Е.И. Флерина).
Существующее определение творческой активности часто сводится к перечислению компонентов данного понятия. Например, В.Д. Баянкина, исследуя творческую активность, обращает внимание на самостоятельность и инициативу в получении, потреблении и передаче новых знаний, устойчивые познавательные интересы и стремление к сотрудничеству в познавательном поиске.
В.Д. Максимова при анализе творческой активности учитывает ее интерес к творческому делу, фактическое участие в творческом деле, проявление инициативы на протяжении всей подготовки и проведении, оказании помощи другим. В этом случае творческая активность выступает как набор отдельных характеристик личности ребенка, как коллекция личностных особенностей. Безусловно, ошибки в этом нет, но такой подход дробит понятие творческой активности на составляющие и лишает его категорийного содержания.
Поэтому мы в нашей работе исходили из представления о личности, как о единой целостной индивидуальности.
Нередко в работах различных ученых в качестве критериальных характеристик творческой активности приводятся самостоятельность, инициатива (3.Д. Баянкина, В.Д. Максимова, Г.Н. Назаренкова), мера интенсивности деятельности (Л.Г. Байкина). Такое ограничение показателей творческой активности ребенка весьма сужает это сложное понятие, заменяя его изучением просто активности, вследствие чего многогранный процесс творчества выпадает из поля изучения.
Согласен с этой позицией и Дж. Рензулли. Он считает, что творческая активность может характеризоваться как человеческий потенциал, то есть, как возможность реализации личности в творчестве. «Человеческий потенциал» Дж. Рензулли называл одаренностью. Она представляется как система, включающая ряд компонентов (подсистем). Основу этой модели составляет триада факторов: креативность; способности выше среднего уровня; мотивация. Дж. Рензулли изображает данную систему графически в виде трех пересекающихся окружностей, которые указывают на характер взаимосвязи данных факторов.
Формирование специфических человеческих побудителей поведения, а именно - стремления к творчеству - ставит человека в совершенно новые взаимоотношения с окружающей действительностью.
Эти взаимоотношения характеризуются тем, что человек перестает лишь приспосабливаться к обстоятельствам, а начинает вмешиваться в эти обстоятельства, «творить их», а также «творить» самого себя.
Креативный компонент является основным в предложенной нами структуре творческой активности и предполагает способность порождать новые идеи, отклоняется от традиционных схем мышления быстро решать проблемные ситуации. Креативность - способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности.
Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто оригинальное. Она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового. Таким образом, независимо от того, какова новизна продукта, полученного в процессе творческой деятельности: объективная - ученые открытия, произведения искусств и т.д., или субъективная - детские рисунки, поделки, сказки и т.д. - креативный компонент присутствует в равной мере.
Интеллектуальный компонент - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Интеллектуальный компонент позволяет раскрыть закономерные связи и отношения в окружающем мире, познавать свои умственные процессы и влиять на них, предвидеть наступающие изменения, дает возможность преобразовывать действительность.
Творчество (креативный компонент) и интеллект (интеллектуальный компонент) не существуют друг от друга отдельно. Реальные творческие достижения в большинстве областей деятельности требуют повышенного интеллекта, хотя высокий уровень интеллекта может и не приводить к творческим проявлениям.
Направленность на творчество как критерий сформированности творческой активности необходимо рассматривать, на наш взгляд, с учетом следующих показателей: любознательность и положительные эмоции.
Любознательность свойственна каждому ребенку, так как, выражает потребность в новых впечатлениях, самостоятельных открытиях . Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому. Любознательность проявляется в пытливости ума, в стремлении познать все наблюдаемое. Данный показатель выявляется в большом количестве вопросов, содержание которых характеризуется высокой степенью познавательности, стремлении понять, осмыслить суть проблемы. Любознательность ребенка, является одним из основных стимулов развития творческих способностей.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка происходит становление любознательности, вышедшей из потребности во впечатлениях.
Положительные эмоции, чувство радости, удовольствия вызываются полноценной умственной деятельностью и усиливаются, укрепляются в процессе интеллектуальной и творческой деятельности.
Стремление к познанию потому и развивается, укрепляется, что вместе с ним включается механизм положительных эмоций.
Ученые считают, что связь между процессом удовлетворения любознательности и положительными эмоциями основывается на высоком психическом тонусе; на связи между центром положительных эмоций и деятельности мозговых отделов; на разрядке поискового, проблемного напряжения.
Чувство увлеченности, эмоциональный подъем, радость открытия характеризуют наиболее типичные эмоциональные состояния личности в творческой деятельности. Критерием оценки является степень и частота проявления названных качеств.
Основой для вычленения показателей творческого мышления стала система показателей, разработанная известным американским исследователем психологии творчества П. Торренсом.
Итак, творческое мышление может определяться по следующим показателям: беглость; гибкость; оригинальность и разработанность.
Беглость мышления отражает способность к порождению большого числа идей. Гибкость мышления предполагает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Показатель разработанности предполагает многовариантность, детализацию ответов и идей или способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему "продукту".
Показателями интеллектуального компонента являются следующие: анализ и синтез.
Анализ - рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении предмета, явления на составные части; определение входящих в целое элементов.
Синтез - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.
Таким образом, на основе анализа различных подходов к пониманию сущности творчества детей и их творческой активности нами была обоснована сущность данного явления и определены показатели эффективности педагогической работы по развитию творческой активности старших дошкольников средствами предметно-пространственной среды детского сада. |
|
|