Главная страница


Урок русского язык в 5 классе Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием



Скачать 84.25 Kb.
НазваниеУрок русского язык в 5 классе Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Дата04.03.2016
Размер84.25 Kb.
ТипУрок



Урок русского язык в 5 классе
Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
Буквы
е, и в корнях с чередованием

Цель: ознакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов, изучить правописание слов с чередованиями е, и в корне; развивать орфографическую зоркость школьников

Ожидаемые результаты: ученики распознают слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляют произношение и написание слова, знают правило написания е, и в корнях с чередованием и умеют его применять.

Оборудование: учебник, таблица «Чередование звуков в корнях слов в русском языке»

Тип урока: комбинированный.

  • I. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

  • II. Мотивация учебной деятельности школьников. Объявление темы и цели урока

Задание учащимся.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов. Запишите пары слов: пирогпирожок, горохгорошек. Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные?

1. Слово учителя.

План лекции учителя

1) Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

2) Буквы е, и в корнях с чередованием.

2. Работа с текстом.

Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.

Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.

(М. Панов)

3. Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».

4. Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

  • IV. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Тренировочное упражнение.

Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

Ответ — отвечу, светить — свечу, лягу — ляжешь, привлеку — привлечёшь, сухой — суше, мазать — мажу, холст — холщовый, дробить — дроблю, лепить — леплю, ломать — сломленный, ставить — ставлю, расту — выращенный, пеку — печёшь, рыбак — рыбачий, творог — творожник, пух — пушистый, косить — кошу, близок — ближе, густой — гуще, ходить — хожу, рубить — рублю, сломить — сломлю, моряк — моряцкий, княгиня — князь, приведу — привести.

2. Распределительный диктант.

Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й — с чередующейся буквой е в корне; во 2-й — с и.

Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.

3. Работа в малых группах.

4. Работа с учебником.

Выполнение упражнений (по усмотрению учителя)

  • V. Домашнее задание

1) Выучить теоретический материал

2) Выполнить упражнение

  • VI. Итог урока

1. Заключительное слово учителя.

Сегодня вы познакомились с понятием чередование звуков, много внимания уделили основным чередованиям гласных и согласных звуков в корнях слов, научились находить слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляя произношение и написание слова.

2. Беседа с учащимися.

— Какие гласные чередуются в русском языке?

— Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.

— Какие согласные чередуются в корнях слов?

— Приведите примеры чередования согласных в русском языке.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя.

1) Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: снег — снежок, беру — забираю.

2) Буквы е, и в корнях с чередованием.

Поговорим о корнях с чередованием е/и: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, чет-чит, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил и др. В этих корнях в безударном положении пишется гласная и в случае, если за корнем следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется гласная е: расстилать — расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.

3. Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».

Чередование звуков в корнях слов в русском языке

Чередующиеся звуки

Примеры

Чередование гласных

о — а

поклон — кланяться

о — ноль звука

рот — рта

е — ноль звука

день — дня

е — о

несу — носить

е — и — ноль звука

соберу — собирать — собрать

о, е — ё

весло — вёсла

Чередование согласных

г — ж

бегу — бежишь

г — з

друг — друзья

к — ч

пеку — печёшь

х — ш

ухо — уши

з — ж

возить — вожу

с — ш

носить — ношу

т — ст

плету — плести

д — ж — жд

водить — вожу — вождение

т — ч — щ

свет — свеча — освещение

к — ц — ч

лик — лицо — личный

ск — ст — щ

пускать — пустить — пущу

б — бл

любить — люблю

п — пл

купить — куплю

м — мл

утомить — утомлю

в — вл

ловить — ловлю

ф — фл

графить — графлю




  • III. Восприятие и усвоение учебного материала

2. Работа с текстом.

Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.

Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.

(М. Панов)

  • IV. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Тренировочное упражнение.

Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

Ответ — отвечу, светить — свечу, лягу — ляжешь, привлеку — привлечёшь, сухой — суше, мазать — мажу, холст — холщовый, дробить — дроблю, лепить — леплю, ломать — сломленный, ставить — ставлю, расту — выращенный, пеку — печёшь, рыбак — рыбачий, творог — творожник, пух — пушистый, косить — кошу, близок — ближе, густой — гуще, ходить — хожу, рубить — рублю, сломить — сломлю, моряк — моряцкий, княгиня — князь, приведу — привести.

2. Распределительный диктант.

Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й — с чередующейся буквой е в корне; во 2-й — с и.

Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.

3. Работа в малых группах.

1-я группа (учащиеся с начальным и средним уровнями знаний). Выпишите слова с чередованием е, и в корне. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их правописание.

Утром 4 августа мы стали соб..раться в путь. (В. Арсеньев) Склонившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выб..рали улов, а на дно придвинутых к неводу баркасов один за другим падали тяжёлые сомы. (А. Закруткин) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) Солнце сквозь окно бл..стало ему прямо в глаза. (Н. Гоголь) Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. (А. Пушкин)

2-я группа (учащиеся с достаточным уровнем знаний). Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с чередованиями е, и в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные.

Образец: сжечь — сжигать.

Зап..реть — …, разб..раться — …, расст..лать — …, соб..ру — …, зам..рать — …, разб..русь — …, зап..р — …, выч..тание — …, зам..р — …, соб..раю — …, подб..рать — …, подст..лю — …, выч..сть — …, отб..ру — … .

3-я группа (учащиеся с высоким уровнем знаний). Подберите по смыслу и впишите слова в предложения. Выделите корни.

В математическом примере на … я сделал ошибку. С утра брат … в своей комнате. Мы с трудом … в лесных зарослях. Хорошо подумайте и … правильный ответ. Бабушка украдкой … слёзы. Мама … на столе праздничную скатерть. Холодные … очень закаляют организм.

Для справок: проб..рались, выт..рала, уб..рал, выб..рите, расст..лила, выч..тание, обт..рания.