Главная страница

Тарасова Людмила Анатольевна учитель математики мбоу сош №125 Кировского района города Екатеринбурга Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы



Скачать 39.78 Kb.
НазваниеТарасова Людмила Анатольевна учитель математики мбоу сош №125 Кировского района города Екатеринбурга Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы
Дата12.02.2016
Размер39.78 Kb.
ТипДокументы

Тарасова Людмила Анатольевна

учитель математики

МБОУ СОШ № 125

Кировского района

города Екатеринбурга
Формирование вычислительных навыков

на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы
Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности и прочие качества, оказывающие существенное влияние на развитие учащегося. Письменные вычисления в 1-4 классах формируют навыки письменной работы учащихся, необходимые в дальнейшем обучении, и ряд сопутствующих качеств, таких, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.

В 5-6 классах учащиеся овладевают навыками вычисления с натуральными и целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями. «При этом алгоритмы вычислений с двух-трехзначными числами должны быть обработаны учащимися до автоматизма; учащиеся должны свободно производить в уме арифметические действия в пределах сложности примеров на умножение двузначного числа на однозначное, на сложение двух дробей в простейших случаях. Все вычисления должны производиться достаточно бегло; их включение в выполнение более сложных вычислений (например, привидение к наименьшему общему знаменателю, вычисление значений числовых выражений и т.п.) не должно затруднять учащихся».

В 7 – 9 классах обобщаются и систематизируются сведения о действительных числах, развиваются и закрепляются вычислительные навыки, которые должны получить дальнейшее развитие при изучении вопросов, связанных с приближенными вычислениями, где, помимо дальнейшей отработки вычислительных алгоритмов, должны быть сформированы навыки прикидки и оценки результатов вычислений.

Но не следует забывать о том, что вычислительные умения, а в особенности навыки без систематического обращения к ним ослабевают. А поэтому, чтобы время и усилия учителя и учащихся не были затрачены впустую, чтобы вычислительные умения не становились препятствием к формированию знаний и умений, задаваемых программой изучаемого предмета, нужно в системе математической подготовки учащихся предусмотреть меры для поддержания уровня вычислительных умений учащихся, а при необходимости и его восстановления. Важная роль в решении этого вопроса принадлежит учителю.

Выбор методики совершенствования вычислительной подготовки учащихся зависит от того, каков исходный уровень их вычислительных умений. Вычислительная подготовка учащихся обычно характеризуется умениями производить вычисления с действительными числами, организовать процесс вычисления с использованием при необходимости удобных вычислительных средств, выполнить проверку вычисления, оценить точность приближенного результата. Для оценки уровня наличия у учащихся того или иного умения требуется провести определенную работу, направленную на его установление. Такая работа может проводиться с учащимися разных классов.

Существенную помощь в установлении уровня вычислительных умений в действиях с многозначными числами может оказать такая форма проверки, как проведение системы кратковременных самостоятельных работ, разработанных на основе требований, предъявляемых к вычислительной подготовки учащихся. Например, учащимся может быть предложена работа, требующая от них умения умножать многозначные числа. При определении содержания такой работы обычно исходят из списка навыков, связанных с исполнением алгоритма действия, а также из перечня особенностей вычисления, возникающих в зависимости от данных чисел.

Каждая самостоятельная работа может иметь свою определенную цель, но система таких работ должна выполнять свое назначение – проверку вычислительных умений в действиях с многозначными числами. Например, учащимся может быть предложена система кратковременных самостоятельных работ, включающих проверку выполнения каждого действия в отдельности, а затем в сочетании с другими умениями.

Устные упражнения имеют большое значение в формировании сознательного усвоения законов и свойств арифметических действий. На простых, но разнообразных примерах можно отработать умение в использовании свойств и законов арифметических действий. Выполняя упражнения, учащиеся убеждаются в том, что иногда бывает достаточно только изменить порядок действий, проделать несколько простейший преобразований, опирающихся на основные законы арифметических действий, и вычисления значительно упростятся.

Как в письменной, так и в устной работе с числами нужна проверка, поэтому учащихся необходимо приучать к самостоятельной оценки хода и результатов решения задачи.

В письменных вычисления с десятичными дробями важно обращать внимание учащихся на то, как записаны десятичные дроби. Нужно, например, следить за тем, чтобы при записи чисел под диктовку цифры размещались в соответствующих разрядах; чтобы при сложении и вычитании десятичных дробей «столбиком» запятая стояла под запятой и каждый разряд – под соответствующим разрядом; чтобы при умножении десятичных дробей, когда в процессе счета действие выполняется как с целыми числами, запятая была поставлена правильно.

Для выполнения арифметических действий с десятичными дробями полезно чтобы учащиеся приобрели навык мысленного приписывания (или отбрасывания) нулей у десятичной дроби. Обладая таким навыком, учащиеся легко справятся с выравниванием числа знаков после запятой при сложении и вычитании; этот же навык пригодится им при умножении и делении.

Вычисления необходимы в изучении каждой темы курса математики. Это требует от учащихся хорошего уровня вычислительных умений, а поэтому забота о поддержании такого уровня нуждается во внимании со стороны учителя, которое мы оказываем нашим ученикам.