Контрольная группа Критерии развития креативности
Дети Задания
| Оригинальность
| Быстрота
| Гибкость
| Вариативность
| Общ. балл
| 1
| 2
| 3
| 1
| 2
| 3
| 1
| 2
| 3
| 1
| 2
| 3
| 1. Аня К.
| 2
| 1
| 2
| 3
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 24
| 2 Оля Т.
| 3
| 2
| 2
| 3
| 3
| 2
| 2
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 32
| 3. Яна А.
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 1
| 2
| 1
| 1
| 1
| 2
| 1
| 15
| 4 Катя Н.
| 2
| 2
| 3
| 3
| 2
| 2
| 2
| 1
| 2
| 2
| 1
| 2
| 24
| 5 Ваня Н.
| 3
| 2
| 3
| 3
| 3
| 3
| 2
| 3
| 3
| 3
| 2
| 3
| 33
| 6 Дима С.
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 3
| 2
| 1
| 2
| 3
| 2
| 2
| 27
| 7. Валя П.
| 2
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 14
| 8 Наташа Л.
| 2
| 3
| 3
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 26
| 9. Оля К.
| 1
| 2
| 2
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 2
| 1
| 1
| 16
| 10. Стас Н.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 3
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 25
|
Низкий уровень = 1 баллу = 12-19 баллам
Средний уровень = 2 баллам = 20-27 баллам
Высокий уровень = 3 баллам = 28-36 баллам
Приложение 5
Сюжетно – ролевые игры - занятия
Магазин
Материал. Стол для выдачи товара, стеллаж, тележка, игрушки, кассовый аппарат, волшебный колпак. Парные карточки из математического набора.
Предварительная работа. Беседа по теме: Какие магазины есть в нашем городе? Какие товары продают в магазине? В какие магазины вы ходили с родителями? Что вы покупали? Откуда в магазине появляются товары? Кто работает в магазине? Какие обязанности выполняет заведующий магазином, продавец, кассир, шофёр? Какую пользу приносит людям их труд? И т.д.
За два – три дня до начала игры – занятия воспитатель сообщает детям, что скоро в их группе откроется магазин игрушек, уточняет: какие игрушки они хотели бы купить. Затем «звонит» на фабрику игрушек и заказывает товар в соответствии с заказами детей.
Участники. Взрослые – курьер и продавец. Дети – кассир, грузчики, посыльные.
Ход игры. В групповую комнату входит Курьер, он везёт грузовик с игрушками.
Курьер. Здравствуйте! Вы заказывали игрушки для магазина. Ваш заказ доставлен. Надо разгрузить машину.
Грузчики перекладывают игрушки из машины на стол. Воспитатель предлагает двум детям стать работниками зала и вместе с ним разложить игрушки по полкам стеллажа, выставляя рядом с каждой числовую карточку (номер игрушки).
Дети садятся полукругом, перед ними стеллаж с игрушками: стол, на котором лежат карточки (чеки), идентичные тем, которые стоят около каждой игрушки; кассовый аппарат.
Продавец. Внимание, внимание! В нашей группе открылся магазин игрушек!
Сегодня продавцом в магазине буду я. В нашем магазине все покупки доставляются на дом. Покупатель заказывает игрушку, получает у кассира чек и возвращается на своё место. Мои помощники – посыльные – доставят ему покупку.
Чтобы кассир выдал чек, покупатель должен дотронуться до волшебного колпака и превратиться в игрушку, которую хочет купить. Игрушка называет себя, рассказывает, из каких деталей она состоит, из какого материала она сделана, описывает свой характер. Если игрушка заводная, озвученная и разборная, объясняет, как в неё играть.
Курьер. Я хотел бы стать первым покупателем. Можно мне купить этот бинокль? (Дотрагивается до волшебного колпака, берёт бинокль и составляет рассказ от его имена.) Я – бинокль. Состою из двух частей белого цвета, в которых находятся увеличительные стёкла. Я сделан из пластмассы. Меня можно носить, повесив на шею. Я могу складываться. Я всегда весёлый. Мне нравится всё увеличивать.
Кассир вручает Курьеру чек (карточку с номером бинокля). Продавец возвращает бинокль на стеллаж. Курьер благодарит работников магазина, прощается и уходит. Игра продолжается. Каждый ребёнок, выбрав игрушку, описывает её и, получив чек, уходит из магазина. Когда несколько игрушек куплено, Продавец вызывает посыльных.
Продавец. Заказы сделаны, пора их доставить. Саша и Илья, вы сегодня посыльные. Вам надо взять игрушки вместе с карточками, на которых указан номер чека, и отдать покупателям, которые приобрели товар. Доставив игрушки по назначению, вы должны поблагодарить за покупку, пожелать покупателю всего доброго.
Дети – посыльные разносят купленные игрушки.
Посыльный. Добрый день! Предъявите чек и получите покупку.
Покупатель. (отдаёт чек) Пожалуйста.
Посыльный сравнивает карточки, отдаёт игрушку, благодарит за покупку и прощается. Таким образом, все покупатели получают товар.
Дети играют с игрушками. Например, мальчики, купившие машинки, могут построить гараж, автотрассу и мост.
Библиотека
Материал. Книжный шкаф. Картотека. «Волшебный экран».Набор картинок «Библиотека». Книги. Набор цветной бумаги, кисти, клей, ножницы. Карточка – формуляр – на каждого ребенка. Коробка.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Экскурсия в библиотеку и в книжный магазин. Ход игры
Дети сидят на стульях, расставленных полукругом.
Воспитатель. Давайте поиграем в буквы. Перечислите предметы, названия которых начинаются с буквы « Б». Скажите, для чего созданы библиотеки? Люди, какой специальности работают в библиотеке? Чем они занимаются? Каждый ли человек может работать библиотекарем?
Воспитатель выставляет «волшебный экран», на котором закреплены картинки из набора «Библиотека»
«Часть объекта».
Может ли такое случиться: есть библиотека, а библиотекаря нет. (Ночью библиотека закрыта, библиотекарь уходит домой)
Есть книги, но нет библиотеки. (Книги могут находиться в книжном магазине, на складе, в типографии.)
Какие книги находятся в библиотеке? Сколько их? Где они стоят? (Предположения детей)
Как библиотекарь среди множества книг находит нужную? Можно ли держать у себя библиотечную книгу долгое время? Почему? (ответы детей)
«Место объекта»
Где строят библиотеки и почему? Можно ли организовать библиотеку в лесу (селе, городе)? (Библиотеки строят там, где живут люди.) Рядом с какими учреждениями нужно строить библиотеки? Почему? (Рядом со школами, институтами. Школьники и студенты много читают. Книги им нужны для учёбы.)
«Прошлое объекта»
Сядем в машину времени и отправимся в прошлое.
Как вы думаете, были библиотеки в древности? Как люди хранили и передавали информацию, когда не было книг? Где хранили рукописные книги? (Предположения детей.)
В давние времена свои библиотеки имели только очень богатые люди. Ведь книги были очень дороги. Позднее библиотеки стали появляться при монастырях и университетах. В них хранились в основном церковные и научные книги.
«Будущее объекта»
Как вы думаете, через тысячу лет люди будут читать? Почему? Интересно, сохраняться ли в будущем библиотек? Чем они будут отличаться от наших библиотек? (Предположения детей.)
А может быть библиотек не будет? Ведь в будущем у каждого человека дома будет компьютер, на экране у которого можно прочитать любую книгу. Как вы думаете компьютер – необходимая вещь? Почему? Некоторые люди многое времени проводят у экранов компьютеров. Хорошо ли это? Почему? Что произойдёт, если люди перестанут читать, если пропадут все книги? (Ответы детей.)
В нашей группе тоже есть небольшая библиотека. (Дети подходят к книжному уголку.) Как вы следите за порядком в библиотеке? Как вы ухаживаете за книгами? (Аккуратно расставляем книги. Бережно к ним относимся. Подклеиваем повреждённые страницы.) Как вы находите на полках библиотеки нужную вам книгу? (Достаём книгу, рассматриваем обложку, читаем название.) В библиотеке книги расставлены по темам. Для того чтобы можно было быстро найти нужную книгу, давайте обклеим корешки книг полосками цветной бумаги и составим картотеку.
Воспитатель. Теперь можно не только быстро найти нужное произведение, но и записать в формуляр, какую книгу вы взяли почитать.
Дети подписывают формуляры и ставят их в коробку.
Воспитатель. Давайте играть в библиотеку. Лера будет библиотекарем. Кто хочет выбрать книгу?
Лера занимает место за столом библиотекаря. Дети по желанию приходят за книгами.
Соня. Здравствуйте.
Лера. Здравствуйте. Какую книгу вы хотите почитать?
Соня. Сказка «Морозко» у вас есть?
Лера. (просматривает картотеку) Да, есть. Вы возьмёте её с собой или будете читать в читальном зале?
Соня. Возьму с собой.
Лера. Сейчас запишем книгу в формуляр. (Рисует в карточке девочки фиолетовый прямоугольник.) Возьмите, пожалуйста. До свидания.
Даша берёт книгу. К Лере подходит следующий ребёнок. И т.д.
Усложнение игры: проведение экскурсии по библиотеке, получение и оформление новых книг, участие детей в подготовке тематической выставки. Дом моделей
Материал. Конверт с письмом. Материал для дидактической игры « Часть чего?». Коробка с лоскутками. Образцы ткани ( шерсть, шелк, хлопок, лен) из исходный материалов. Скомканные листы бумаги. Аудиозапись спокойной музыки.
Предварительная работа. Беседа о профессии художника – модельера.
Рассматривание журналов мод( образцы одежды). Составление плана описания моделей одежды:
Название предмета одежды, ее назначение –специальная, повседневная или выходная;
Цвет и качество ткани, из которой сшита модель;
Фасон (конструкция) и основные детали;
Декоративная отделка;
Аксессуары.
Ход игры Готовясь к игре, дети по желанию добавляют к своей одежде аксессуары (пояса, шарфы, украшения и т.п.)
Воспитатель. Какие вы нарядные! Сегодня мы отправляемся в «Дом моделей». (Подводит детей к двери) Но что это? Двери закрыты, а на столе – конверт. (Достаёт из конверта письмо, читает) «Дорогие гости! Чтобы принять участие в показе моделей одежды, вы должны ответить на вопросы и выполнить задания». Игра «Часть чего?».
Воспитатель показывает картинки, на которых изображены отдельные детали предметов одежды. Каждый ребёнок получает карточку с изображением модели. Он должен подобрать к ней недостающие детали.
Воспитатель. Воротник – часть чего? (Куртки.) Карман от чего? (От пальто.) Рукав от чего? (От рубашки.) Волан от чего? (От платья.) И т.д.
Игра «Что было, что будет?»
Воспитатель показывает образцы ткани и исходных материалов. Дети должны сказать, из чего ткань сделана и какую одежду из неё можно сшить.(Шерстяная ткань сделана из шерсти животных, из неё шьют тёплую одежду – пальто, куртки, костюмы. Хлопковую ткань производят из волокон хлопка, из неё шьют лёгкие летние вещи – рубашки, платья. Шёлковую ткань делают из нитей, которые получают из раскручивания кокона гусеницы шелкопряда. Шёлк – ткань тонкая и нежная. Из неё шьют нарядные платья. Из стеблей льна получают прочные нити, из которых ткут льняную ткань. Льняные изделия – скатерти, постельное бельё.)
Игра «Угадай, что за ткань».
Воспитатель открывает коробку, в которой лежат лоскутки разных тканей и записка: «Угадайте, в какую одежду мы хотим превратиться?». Каждый ребёнок получает лоскуток, рассматривает его и говорит, что можно сшить из такой ткани.
Воспитатель. Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Двери открыты!
Дети садятся на стулья, расставленные вдоль яркой ковровой дорожки. Воспитатель объясняет начало показа моделей детской одежды. Звучит аудиозапись спокойной музыки.
Воспитатель. Дорогие зрители, позвольте представить вам художника – модельера Романа.
Роман подходит к любой девочке, приглашает её на подиум. Девочка – модель медленно проходит по дорожке, поворачивается, демонстрируя свой наряд. В это время модельер рассказывает о её одежде.
Воспитатель. Не хотите ли вы задать модельеру или манекенщице какие – либо вопросы?
Дети. Из какой ткани сшита эта модель? Что тебе нравится в этой модели больше всего? Можно ли надеть эту блузку с джинсовой юбкой? Будет ли такой же красивой эта блузка, если сшить её из шерстяной ткани?
Когда модельер и манекенщица ответят на все вопросы, педагог разрешает им вернуться на свои места. Мальчик провожает девочку, благодарит за помощь. Дети им аплодируют.
Модели одежды представляют четыре – пять пар детей.
Воспитатель. Молодцы! Прекрасные модели! А как красиво двигались наши манекенщицы! Представьте, что на нашем подиуме модели одежды представляют сказочные персонажи. Покажите, как они могли бы двигаться.
Игра «Сказочные персонажи».
Ведущий называет персонаж сказки (Буратино, Снежная Королева, красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Незнайка, Курочка Ряба, медведь, робот), дети демонстрируют его походку.
Воспитатель. Для того, чтобы во время показа одежда выглядела красиво, должны потрудиться не только художники – модельеры. Все вещи надо погладить.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю колдовать.
Превращаю вас в утюги.
Игра «Быстрые утюжки».
Каждый ребёнок получает скомканный лист бумаги и. по сигналу воспитателя надо как можно быстрее разгладить руками бумагу. Затем детям предлагается представить, что чувствует утюг, попадая в разные ситуации.
Воспитатель. Ты – холодный утюг, стоишь в шкафу. Что ты чувствуешь? Ты – горячий утюг, гладишь нарядное платье. А тебе приходиться гладить дырявое полотенце. Ты – очень старый утюг, и тебя хотят заменить на новый. А тебя забыли выключить. Каким утюгом ты хотел бы быть? (Ответы детей.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали вы детьми опять!
Вот и закончился показ моделей детской одежды. До свидания, до новых встреч!!!
Вечером с детьми проводится беседа, во время которой воспитатель выясняет, что им больше всего понравилось в игре, что запомнилось.
|