Главная страница


Сюжетно ролевая игра как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста



НазваниеСюжетно ролевая игра как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста
страница2/4
Дата02.07.2016
Размер0.76 Mb.
ТипРеферат
1   2   3   4
Глава 2. Сюжетно – ролевая игра как способ всестороннего развития дошкольника

2.1Диагностика игровых интересов старших дошкольников

Всестороннее развитие - это развитие умственное, эстетическое, нравственное и физическое.

Для определения уровня развития детей старшего дошкольного возраста мы провели:

1. Беседу с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели: 1. Выявить игровые интересы детей в детском саду и дома, любимые сюжеты и роли детей, любимые игрушки детей.

2. Наблюдения за самостоятельной и организационной игровой деятельностью.

Цель: Выяснить: каким видам игр и сюжетам дети отдают предпочтение, какой игровой материал используют. Обратить внимание на разнообразие,

стабильность, динамичность игровых сюжетов, на игровые умения и игровые интересы детей.

3.Беседа с родителями

Цель: Обратить внимание на содержание, продолжительность и самостоятельность детских игр в семье; выяснить поддерживают ли игровые

интересы детей родители, характер игрового взаимодействия с домашними

игрушками.

4.Диагностика на определение игровых умений детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Выяснить умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевые взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменений традиционного хода игры, способность применять измененный сюжет.

5.Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Выяснить какое число детей умеет действовать с предметами – заместителями, необходимость в общении во время игры, насколько развита рефлексия.

Вопросы для беседы с ребенком

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста.

2. Нравятся ли тебе игры , в которые ты играешь с ребятами в детском саду ? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4.У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5.Ты сам придумаешь игры или тебе кто – то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей обращали внимание

- на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;

- на любимые сюжеты и роли;

- на любимые игрушки.

Прежде, чем начать изучать игровые интересы детей, установили с ребенком эмоциональный контакт, вызывали желание общаться.

Для этой цели использовали игровые приемы.

1.В группу внесли плачущего Пяточка. Ребенок, естественно, интересуется, что случилось. И тогда поросенок рассказывает печальную историю о том, что злая ведьма превратила его любимого друга Вини – Пуха, который шел к нему в гости с конфетами, в камень, так как он съел все ее запасы меда, сгущенного молока и варенья. А расколдовать его можно только в том случае, если очень добрый, хороший и послушный ребенок ответит на вопросы ведьмы. Конечно ребенок сразу же говорит, что он таким и является и сможет помочь расколдовать Вини. Пятачок задает вопросы, ребенок на них с удовольствием отвечает. Как только дошкольник заканчивает, появляется счастливый Вини – Пух с конфетами, благодарит ребенка и угощает его сладостями.

2. Подходим к ребенку в удобный момент с игрушкой в руках и рассказываем историю: когда мне было столько же лет, сколько и тебе, я очень любили играть, и моей любимой игрушкой был этот медвежонок ( может быть использована любимая игрушка). Он необычный медвежонок, его подарила мне бабушка, а ей прабабушка и ему уже целых 100 лет. Он умеет разговаривать и может рассказать тебе много интересных историй. Хочешь с ним познакомиться?

-Да. Привет! Как тебя зовут, мишка?

- Здравствуй! Меня зовут Тедди. А тебя? (за медведя отвечаем сами , двигая игрушкой, как будто она живая).

Потом медвежонок задает предусмотренные вопросы, а ребенок отвечает на них. В процессе беседы Тедди тоже рассказывает о своих любимых игрушках и играх, но только после того, как ребенок расскажет о своих.

Эту игровую ситуацию мы использовали в качестве начала диагностической беседы, чтобы настроить ребенка на диалог, добиваясь эмоционального контакта с ним.

Аспекты наблюдения:

- Игровые интересы (игровые сюжеты и роли, которым отдается предпочтение);

- Разнообразие, стабильность и динамичность игровых сюжетов;

-Игровой материал, используемый ребенком( игрушки, игровые атрибуты);

Зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

- Характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой

деятельностью старших дошкольников

Имя ребенка

Виды игр и сюжетов, которым отдает предпочтение

ребенок

Игровой материал ( игрушки, игровые атрибуты)

Разнообразие, стабильность,

Динамичность игровых сюжетов

Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Часто ли Ваш ребенок играет дома? В какие игры чаще всего? Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру, настаиваете ли вы, если он не высказывает особого желания? Каким образом Вы это делаете? Как выбираются Вами игры для ребенка?

2. Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет, или он сам его предлагает? Откуда на ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?

3.Знаете ли Вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?

4.Вы самостоятельно выбираете игрушки для ребенка, или учитываете его пожелания?

5.Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?

6.Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся Вам?

При обработке результатов особо обращали внимание на содержание, продолжительность и самостоятельность детских игр в семье; дети играют в одни и те же игры дома, и в детском саду или нет; поддерживают ли игровые интересы детей родители; характер игрового взаимодействия с домашними игрушками.

Нами была проведена диагностика игровых умений детей старшего дошкольного возраста.

С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет [п 1].

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче).

Использует известный вариант.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень (см. приложение 1).

Для определения уровня креативности в игре, мы предложили детям следующие задания:

Задание № 1 "способность оригинально обыграть игрушку".

В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса". Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой.

Для оценки этого задания были выделены три уровня:

I уровень - высокий – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.

II уровень – средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет, предложенный взрослым или другими детьми.

III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.

Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом.

Результаты вносились в таблицу (см. приложение № 4).

Задание № 2.

Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?".

Для оценки задания были выделены три уровня:

I уровень – высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.

II уровень – средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов – два балла.

III уровень – низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.

Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития креативности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу (см. приложение № 4).

Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Для констатирующего эксперимента были определены две группы по десять человек (см. приложение №3),одна из которых в последствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.

Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.

2.2. Обсуждение результатов заданий

Наблюдение проводили в естественных условиях, что позволило увидеть влияние игровых интересов детей старшего дошкольного возраста на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности

По результатам наблюдений мы выяснили, что не все дети умеют действовать с игрушками и предметами по назначению, сюжет в большинстве однообразный, игру не всегда доводят до конца. Не у всех детей умения совпадают с интересами. Есть дети, которые не могут найти общий язык друг с другом.

По результатам опроса родителей выяснили, что дети дома играют редко. Большую часть времени проводят у компьютера и телевизора т.к. родители в основном заняты, а если предлагают детям поиграть, то они предлагают свой сюжет. Если же дети играют, то в сюжете присутствуют герои из мультфильмов, телевизионных передач, сказок. Дети играют в игры, в которые играли в детском саду. Девочки, в основном играют в «Дочки – матери», в « Больницу» , «Магазин», мальчики с роботами, машинками, солдатиками, игрушка – человек – паук. Продолжительность игры зависит от желания ребенка. При покупке игрушки многие учитывают желание ребенка. Есть родители, которые считают, что не всегда надо идти на « поводу» у ребенка. Хочется отметить, что все же родители стараются приобретать игры, которые развивают логическое мышление, память, внимание, речь и уделять внимание детям в выходные дни.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца (см. приложение 2).

Также нами были проведены наблюдения на начало эксперимента, где была поставлена цель выявить какой % потребности в общении среди детей старшего дошкольного возраста, какой % детей умеет пользоваться предметами – заместителями, а также развитие рефлексии (смотреть диаграмму ) и на конец эксперимента ( смотреть диаграмму).
Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой

деятельностью старших дошкольников

Имя ребенка

Виды игр и сюжетов, которым отдает предпочтение

ребенок

Игровой материал( игрушки, игровые атрибуты)

Разнообразие, стабильность,

Динамичность игровых сюжетов

Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

Вика В.

Играм с правилами( д/и и п/и), творческим( театрализованным)

Скакалки, обручи, костюмы.

Разнообразные, играет регулярно, сюжет имеет смысл.

Игровые умения не совпадают с интересами

Данил Б.

Творческим (режиссерским),п/и малой подвижности

Мелкие игрушки, роботы – трансформеры,мячи, динозавры.

Игры однообразные, играет редко.

Игровые умения совпадают с интересами

Дима Д.

Творческие (строительные,

режиссерские), п/и малой подв., д/и.

Строительный материал, мелкие игрушки, кольцеброс, мячи, машины.

Регулярно играет, игры однообразные, сюжет динамичный

Игровые умения совпадают интересами

Женя Б.

Творческие ( строительные, сюжетно – ролевым), п/и, д/и в сюжетно – ролевой игре выбирает роль шофера, строителя, папы

Строительный материал, конструктор, машинки, мелкие игрушки, набор

« строитель», мячи.

Игры однообразные, в игре лидер, сюжет не всегда динамичный

Игровые умения совпадают с интересами

Женя М.

п/и средней подвижности с использованием предметов.

Куклы, скакалки, мячи.

Игры однообразные, сюжет не доводит до конца.

Игровые умения не совпадают с интересами

Лера У.

Творческие игры(Театрализованные, сюжетно – ролевые, п/и. д/и)

Куклы, атрибуты для игры «Дом», «Парикмахерскую», « Больницу» и др.

Игры всегда разнообразные сюжет непредсказуемый. Играет регулярно.

Игровые умения совпадают интересами

Яна Я.

Творческие игры (режиссерские, театрализованные), п/и.

Настольный театр, мелкие игрушки, куклы, костюмы.

Не всегда игру доводит до конца, больше любит игры с движениями.

Игровые умения не совпадают с интересами.

2.3. Основные направления работы

Теоретико - методологической основой исследования являются предлагаемые учеными формы и методы организации сюжетно – ролевых игр ( Д. В.Эльконин, Л. С.Выготский, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л. А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др.) Они раскрывают механизм игрового обучения, в основе которого лежит процесс игрового взаимодействия и технологии игрового обучения (Занько С. Ф., Тюнникова Ю.С., Тюнникова С. М.) Между тем, наблюдения за организацией игровой деятельностью детей показывают, что ролевые действия детей не всегда согласованы часто нарушается логика творческого воссоздания жизненно мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами. В играх дошкольников редки диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли.

Изучив проблему организации самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Мы решили уделить особое внимание сюжетно – ролевым играм. Изучив литературу, используя опыт методических объединений, решили, что необходимо расширить кругозор детей, а именно изучению профессий. С целью побуждения к дальнейшему обыгрыванию профессий в играх, разработали алгоритм постепенного вовлечения детей в игру.

Алгоритм

  1. Беседа о профессии

  2. Рассматривание иллюстраций

  3. Экскурсии на места

  4. Беседа (Впечатления детей.)

  5. Рисунки детей

  6. Изготовление и приобретение необходимой атрибутики

  7. Игра с помощью воспитателя

  8. Самостоятельная игровая деятельность

Хотим остановиться на этапе проведения экскурсий. Например, подготовка к сюжетно-ролевой игре «Библиотека». Была проведена предварительная работа: чтение художественной литературы. Рассматривали иллюстрации. Была проведена экскурсия в книжный магазин, а затем в библиотеку. Беседа (Впечатления), подготовка книг к игре. Для того чтобы можно было быстро найти нужную книгу, было предложено детям обклеить корешки книг полосками цветной бумаги. Книги со стихотворными произведениями – желтой полоской, сказки - фиолетовой, рассказы о детях – красной, книги о природе - зеленой, песенки, потешки, загадки - синей. Затем расставили книги в соответствии с тематикой. Вместо полок использовали корзинки под книги. Были изготовлены карточки- формуляры на каждого ребенка. В роли библиотекаря сначала была сами, а затем дети. Был организован читальный зал, книги в нем были новые. Все дети включались в игру с удовольствием. Игра прошла интересно. Тем самым закрепили полученные знания и научились играть в сюжетно- ролевую игру « Библиотека».

Фрагмент сюжетно – ролевой игры « Библиотека»

Воспитатель: Скажите, для чего созданы библиотеки? Люди какой специальности работают в библиотеке? Чем они занимаются? Каждый ли человек может работать библиотекарем?

Воспитатель выставляет «волшебный экран», на котором закреплены картинки из набора «Библиотека»

«Часть объекта».

Может ли такое случиться: есть библиотека, а библиотекаря нет. (Ночью библиотека закрыта, библиотекарь уходит домой)

Есть книги, но нет библиотеки. (Книги могут находится в книжном магазине, на складе, в типографии.)

Какие книги находятся в библиотеке? Сколько их? Где они стоят? (Предположения детей)

Как библиотекарь среди множества книг находит нужную? Можно ли держать у себя библиотечную книгу долгое время? Почему? (ответы детей)

«Место объекта»

Где строят библиотеки и почему? Можно ли организовать библиотеку в лесу (селе, городе)? (Библиотеки строят там, где живут люди.) Рядом с какими учреждениями нужно строить библиотеки? Почему? (Рядом со школами, институтами. Школьники и студенты много читают. Книги им нужны для учёбы.)

«Прошлое объекта»

Сядем в машину времени и отправимся в прошлое.

Как вы думаете, были библиотеки в древности? Как люди хранили и передавали информацию, когда не было книг? Где хранили рукописные книги? (Предположения детей.)

В давние времена свои библиотеки имели только очень богатые люди. Ведь книги были очень дороги. Позднее библиотеки стали появляться при монастырях и университетах. В них хранились в основном церковные и научные книги.

«Будущее объекта»

Как вы думаете, через тысячу лет люди будут читать? Почему? Интересно, сохраняться ли в будущем библиотек? Чем они будут отличаться от наших библиотек? (Предположения детей.)

А может быть библиотек не будет? Ведь в будущем у каждого человека дома будет компьютер, на экране у которого можно прочитать любую книгу. Как вы думаете компьютер – необходимая вещь? Почему? Некоторые люди многое времени проводят у экранов компьютеров. Хорошо ли это? Почему? Что произойдёт, если люди перестанут читать, если пропадут все книги? (Ответы детей.)

В нашей группе тоже есть небольшая библиотека. (Дети подходят к книжному уголку.) Как вы следите за порядком в библиотеке? Как вы ухаживаете за книгами? (Аккуратно расставляем книги. Бережно к ним относимся. Подклеиваем повреждённые страницы.) Как вы находите на полках библиотеки нужную вам книгу? (Достаём книгу, рассматриваем обложку, читаем название.) В библиотеке книги расставлены по темам. Для того чтобы можно было быстро найти нужную книгу, давайте обклеим корешки книг полосками цветной бумаги и составим картотеку.

Воспитатель. Теперь можно не только быстро найти нужное произведение, но и записать в формуляр, какую книгу вы взяли почитать.

Дети подписывают формуляры и ставят их в коробку.

Воспитатель. Давайте играть в библиотеку. Лера будет библиотекарем. Кто хочет выбрать книгу?

Лера занимает место за столом библиотекаря. Дети по желанию приходят за книгами.

Соня. Здравствуйте.

Лера. Здравствуйте. Какую книгу вы хотите почитать?

Соня. Сказка «Морозко» у вас есть?

Лера. (просматривает картотеку) Да, есть. Вы возьмёте её с собой или будете читать в читальном зале?

Соня. Возьму с собой.

Лера. Сейчас запишем книгу в формуляр. (Рисует в карточке девочки фиолетовый прямоугольник.) Возьмите, пожалуйста. До свидания.

Даша берёт книгу. К Лере подходит следующий ребёнок. И т.д.

Усложнение игры: проведение экскурсии по библиотеке, получение и оформление новых книг, участие детей в подготовке тематической выставки.

Посетив Оптику и Аптеку, дети стали отличать Оптику от Аптеки и эти знания применять в игре. Для игры в больницу сделали карточки для больных. Что помогло детей заинтересовать. Используя алгоритм знакомства, дети закрепили, какие бывают магазины, посетив разные отделы: «Магазин обуви», «Хозяйственный», «Канцелярия», «Галантерея», «Овощи и фрукты», «Бытовая техника». Побывали в парикмахерской, где дети увидели работу мастеров мужского и женского зала, рассмотрели инструменты, которыми работают мастера. Рассмотрели журналы с модными современными прическами. Используя экскурсии, учитывая современное время, используя гендерный подход, мне удалось заинтересовать детей ролевыми играми. Дети с удовольствием применяют полученные знания в своих играх, которые приобрели дома и в детском саду. Используют предметы заместители. Например «купив» в магазине бутылочку сока, обыгрывая момент обеда, уже используют предмет-заместитель (кеглю).

Мы для себя сделали вывод, что постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. В результате проведенной работы, дети стали самостоятельно играть, придумывая новые сюжеты, фантазируют, комбинируют знания, получаемые из окружающего мира со своими фантазиями, воспитанники проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домыслить предложенный вариант сюжета. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы. Из выше сказанного можно сделать вывод, сюжетно-ролевая игра – школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.

Для дальнейшего развития детей старшего дошкольного возраста нами был

Разработан план развития сюжетно – ролевой игры « Библиотека», «Парикмахерская», «Больница» и др.

Были проведены занятия, способствующие всестороннему развитию детей (смотреть приложение 5).

Выводы 1. Работа с детьми и их родителями показала, что игровой опыт детей не способствует развитию самостоятельной игровой деятельности (приложение 1): многие дети не умеют согласовывать действия, наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития сюжетно – ролевой игры.

2.Поэтапная, систематическая работа педагога с детьми позволила:

обогатить представления детей об окружающей действительности;

расширить знания детей о некоторых профессиях (библиотекаря, строителя, продавца обувного магазина, пожарного и т.д.);

ориентироваться в эмоционально-действенных отношениях взрослых;

понять смысл человеческой деятельности.
Умения, способствующие развитию сюжетно – ролевой игры (начало)


Умения, способствующие развитию сюжетно – ролевой игры ( конец)



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение.

В сюжетно – ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т.д.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.п.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью.

Наиболее общий мотив сюжетно – ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не смогут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.

Наша гипотеза подтвердилась, если организовывать плановое систематическое руководство игрой, то можно качественно улучшить показатели комфортности, воспитанности, обученности, коммуникативных

навыков детей старшего дошкольного возраста.

Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Данные нашего исследования показали, что процесс развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию игровых способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития игровых способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий. Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

Практическое применение творческих заданий в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…

  • создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;

  • гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

  • специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре;

нашло подтверждение в ходе проведенного исследования.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Библиографический список используемой литературы


  1. Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.

  2. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / М. Просвещение 1991.

  3. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре / М. Просвещение, 1983.

  4. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.:1992.

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991.

  6. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников/ – М.: Педагогика, 1984.

  7. Занько С.Ф. Игра и учение / М. 1992.

  8. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995.

  9. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие / – Мн.: Харвест; М.: 2000.

  10. Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет / Днепропетровск 1997.

  11. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов - на - Дону, 2007.

  12. Крупская Н.К. Пед.соч. М., 1980.

  13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / Учебное пособие для студентов ВУЗ. – М.:ТЦ Сфера, 2004.

  14. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

  15. Макаренко А. С. Игра /– Соч. М., 1957.

  16. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре /- М., Просвещение,1982.

  17. Михайленко И. /Дошкольное воспитание, 1993.

  18. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком. – М., 1990.

  19. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997.

  20. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения / М. Просвещение 1986.

  21. Недоспасова В. А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей / М.: Просвещение, 2002

  22. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребёнка. – СПб., 1997.

  23. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев 1985.

  24. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / под ред. Поддьякова Н.Н. – М.: Просвещение, 1981.

  25. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно /– М.: Педагогика, 1981.

  26. Уронтаева Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников/ 1992

  27. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / – Собр. соч. Фаир-пресс, 1981.

  28. Шамес Л. Я. /Автор и составитель. Игра и игрушка в жизни человека: Учебное пособие. Иркутск: Издательство ИГУ. – 2002.

  29. Эльконин Д.Б. Психология игры / – М., 1978


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии развития креативности

оригинальность

Быстрота

Гибкость

Вариативность

Общий балл

Задание №

Дети

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3


1   2   3   4