Главная страница

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат



Скачать 101.39 Kb.
НазваниеВ душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат
Дата27.02.2016
Размер101.39 Kb.
ТипТесты

Организация работы с одаренными детьми

и учащимися с повышенными учебными способностями

на уроках и во внеурочное время

при изучении математики.

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Тесты на творческую активность, проводимые психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых 2%, среди подростков – 11%, среди 7-летних – 17%, а среди 6-летних – 37%. Нераскрытые способности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается. Отсюда и видна роль школы и учителя в развитии одаренности.

Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания т.к. при традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы одаренного ученика слишком быстрый по сравнению с другими обучающимися. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Поэтому учителю в своей работе необходимо регулярно использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении.

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными:

  • дети с высоким уровнем творческих способностей;

  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены и др.), эту категорию чаще всего называют талантливыми и для них создают специальное образовательное пространство;

  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).



Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  1. выявление одаренных детей, проведение диагностических измерений;

  2. изучение индивидуальных способностей и возможностей одаренного ребёнка;

  3. изучение интересов обучающихся в изучаемом предмете, разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого одарённого ребёнка;

  4. развитие творческих способностей на уроках;

  5. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская и проектная работа);

  6. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

  7. формирование банка данных одарённых детей школы.

Остановимся на каждом этапе подробнее.

Процесс выявления способных детей достаточно сложный. В этой связи мне представляется наиболее значимым следующий комплекс мероприятий:

- выявление сведений об успехах ребенка в какой-либо деятельности, полученные от учителей начальных классов. Для этого предлагаю примерно такие вопросы:

  • замечали ли Вы у ребенка проявление каких-либо способностей?

  • в каком возрасте это произошло?

  • что Вы предприняли тогда?

  • какими способами Вы поддерживали интерес к творчеству у ребенка?

- диагностика детей с помощью различных тестов для выявления творческих способностей у детей как одного из главных показателей творческой одаренности, различных свойств памяти, развитости воображения, развитости интеллекта, речевой готовности, математических способностей.

Такие дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Далее, важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе.

Затем работать в трех направлениях:

I - разноуровневый подход к детям.

Использовать разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.

Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания.

II - обучение самостоятельной работе.

Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.

III - обучение исследовательской и проектной работе.

Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные ( т.е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)

Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов.

Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.

Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Это может быть электронная презентация или документ, макет, книжка-раскладушка и т.д.

Но самое главное - это защита. Защита - это венец исследовательской работы. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.

В работе с одарёнными обучающимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно.

Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях, факультативах, кружках, или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач:

  • логические задачи,

  • математические ребусы,

  • инварианты,

  • принцип Дирихле,

  • геометрические задачи (на разрезание и др.),

  • арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.

В 2010-2011 уч. году ученица 7 класса Козлова Т. стала победителем, а Михеева С. (7 кл) призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике. В 2011-2012 уч.году Козлова Т. (8 кл) получила грамоту за лучший результат среди обучающихся 8 классов.

Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых ресурсов на CD-дисках, а также разработанных самим педагогом или учащимися, позволяет учащимся работать в оптимальном темпе, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Ещё большие возможности для повышения математической подготовки учащихся

интерес у учащихся. Этому есть несколько причин: во-первых, максимальный охват детей; во-вторых, изобилие наглядного материала предоставит доступ в сети Интернет.

Ежегодно мы проводим «Неделю математики», что вызывают огромный тематических буклетов и газет; в-третьих, это нестандартные конкурсы и игры: « Проще простого» , «Ох, уж эта математика!», "Аукционы", "Математическая ярмарка", " КВН-Ассорти " и др. Главный результат мероприятий - появление новых "звёздочек", открытие нового и неизведанного.

Обучающимся 5-6 классов, необходимо уделять особое внимание, т.к. именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. Такие условия может создать предметный кружок.

Ну и конечно же – предметные конкурсы различного уровня. В феврале 2012г. 8 обучающихся нашей школы приняли активное участие в Первом Вахтеровском фестивале-конкурсе творческих работ по математике «Красота и величие математики». Ребята готовили на конкурс исследовательские и проектные работы. Двое обучающихся Захаренков А. (8 кл) и Беляк В.(11 кл) были удостоены дипломов первой и второй степени соответственно, а все остальные ребята получили сертификат участника. Так же школа была отмечена Благодарственным письмом от ректората АГПИ.

Конкурсные работы ребят были представлены мной и высоко оценены на Первом Международном слете учителей Ялта – 2012. Они также вошли в сборник материалов учителей математики и были записаны на диски, разлетевшиеся в разные субъекты нашей страны и соседних стран.

В марте двое ребят из 6 класса Денисов С. и Порякова А. приняли участие в районной научно-практической конференции школьников по математике. Они выступали с темой « История появления десятичных дробей» и были награждены Почетными грамотами за активное участие.

В сентябре 8 обучающихся 5,7,9 классов приняли участие во II Всероссийском дистанционном конкурсе «Мир знаний». Высокие результаты показали ребята 7 класса. Надеемся на получение трех дипломов.

В октябре мы участвовали в IV Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 5-7, 9-11 классов. Габрикевич Д. (5 класс), Михеева С. и Козлова Т. (9 кл) получили Дипломы победителей III степени. Победители были приглашены для участия во втором туре. 6 декабря работы были отправлены. Надеемся на высокий результат.

В ноябре 2 девочки из 5 класса и 5 ребят из 9 класса стали участниками Всероссийского «Молодежного предметного чемпионата». Работы отосланы в г. Пермь. Результаты узнаем 14 января 2013г.

Так же в ноябре Янаева Лидия (10 кл) приняла участие в III Международном конкурсе исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир». Исследовательская работа « Загадки правильных многогранников» прошла отборочный и первый тур в Автономном учреждении Чувашской Республики дополнительного образования «Учебно-методический центр» Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики. 30 декабря будут объявлены результаты.

В декабре семиклассники стали участниками VIII Заочной Многопрофильной Олимпиада-ПСТГУ «Аксиос» для школьников 6 –11 классов. Организатор олимпиады Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет г. Москва. Работы отправлены сегодня в 2ч 15 мин.

С 15 по 17 декабря будет проходить Всероссийская интернет-олимпиада. На сайте мы зарегистрированы, постараемся принять участие.

В рамках кружка «Цветоводы» начали подготовку к Всероссийскому детскому математическому конкурсу « Математика и растения», посвященному 170-летию со дня рождения К.А. Тимирязева.

В этом году я начала работу по формированию банка данных одарённых детей школы по математике и их достижений. Продуктом этой работы будет «Звездный дождь юных математиков МОУ Смирновская СОШ».

Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как я абсолютно убеждена в том, что обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Несмотря на накопленный опыт в обучении одаренных детей, многие важные проблемы остаются нерешенными, а именно, проблемы сохранения физического и психического здоровья детей в условиях интенсификации обучения, психологические последствия использования новых информационных технологий.

Основное правило в работе с одарёнными детьми - «Не навреди». Поэтому, каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье, который послужит руководством к последующим действиям, для разработки педагогических технологий.

Конечно, перечислить все формы и методы при работе с одаренными детьми невозможно. Педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способны творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. А при всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося и одаренной личности в частности.

Список используемых источников

  1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО "Центр социального проектирования "Возрождение" , 2004

  2. Блинков А.Д., Лови О.В. Стратовая дифференциация обучения // Завуч. - 1998. - № 4.

  3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования // Педагогика. - М., 1997. - N 4. - С.11.

  4. Индивидуализация и дифференциация обучения. Инге Унт. Москва: Педагогика,1990.

  5. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Д.Г.Левитес. Москва-Воронеж,1998.

  6. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение.- Ярославль: Академия развития, 2004.-352с.

  7. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004-272с.

  8. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ Авт.-сост. Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.-204с.

  9. Яковлева Е.В. Система стратовой дифференциации обучения и воспитания младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода. Монография. - Череповец: ЧГУ, 2004.