|
Сумма п-членов геометрической прогрессии План-конспект урока по алгебре в 9 классе на тему « Сумма п-членов геометрической прогрессии».
Цели урока:
Образовательные: развивать готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, вывести формулы n-первых членов геометрической прогрессии. Развивающие: формировать у учащихся умение анализировать, учить выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные: воспитывать у учащихся дисциплинированность, аккуратность. Оборудование: учебники, карточки с заданиями, таблицы с формулами.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Этапы урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| I.Организационный момент
| 2 мин
| Работа с журналом. Сообщение плана урока.
Целеполагание.
| Подготовка к уроку
| 2.Актуализация прежних знаний.
| 5 мин
| Фронтальный опрос.
(Приложение 1)
| Отвечают устно с места.
| 3. Изложение нового материала.
| 10 мин.
| Учитель рассказывает, записывает на доске формулы, объясняет решение задач.
| Ученики переписывают в тетради с доски.
| 4. Историческая справка
| 3 мин
| Учитель вызывает ученика, подготовившего историческую справку
(Приложение2)
| Остальные ученики слушают.
| 4.Первичное закрепление нового материала.
| 17 мин
| Учитель раздает карточки с условиями задач, дает время учащимся для решения на местах, а затем вызывает первого, кто решил, к доске. Учитель контролирует решение.
(Приложение 3)
| Остальные учащиеся сверяют решение и участвуют в обсуждении данного решения.
| 5.Рефлексия
| 3 мин
| Какие прогрессии изучили? Чем отличаются? Оценивает результаты работы на уроке
| Отвечают на вопросы. Оценивают результат своей работы.
| Приложение 1
Фронтальный опрос: - Какая последовательность называется арифметической прогрессией? - Как называют число d и по какой формуле его вычисляют? - Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии. - По какой формуле находим сумму n- первых членов арифметической прогрессии, если известно значение а1 и аn ? - По какой формуле находим сумму n первых членов арифметической прогрессии, если известно значение а1 и d? - Какая последовательность называется геометрической прогрессией? -Приведите примеры геометрических прогрессий.
-В чем отличие геометрической прогрессии от арифметической? - Как называют число q и по какой формуле оно вычисляется? - Запишите формулу n-го члена геометрической прогрессии?
Приложение 2
Уже в Древнем Египте знали не только арифметическую, но и геометрическую прогрессию. Об этом свидетельствует приведенная ниже задача из папируса Райнда. Эта задача много раз с разными вариациями повторялась и у других народов в другие времена. Например, в написанной в XIII в. «Книге об абаке» Леонардо Пизанского (Фибоначчи) есть задача, в которой фигурируют 7 старух, направляющихся в Рим (очевидно, паломниц), у каждой из которых 7 мулов, на каждом из которых по 7 мешков, в каждом из которых по 7 хлебов, в каждом из которых по 7 ножей, каждый из которых в 7 ножнах. В задаче спрашивается, сколько всего предметов
Задача из папируса Райнда
«У семи лиц по семи кошек; каждая кошка съедает по семи мышей, каждая мышь съедает по семи колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?»
Решение задачи
Людей всего 7, кошек 72 = 49, они съедают всего 73 = 343 мыши, которые съедают всего 74 = 2401 колосьев, из них вырастает 75 = 16807 мер ячменя, в сумме эти числа дают 19 607.
Приложение 3
1. Найдите первый член геометрической прогрессии: … a) 1; б) -1; в) 28; г) .
2. Дана геометрическая прогрессия:1; ; … . Найдите номер члена этой прогрессии, равного .
a) 5; б) 6; в) 7; г) нет такого номера.
3. Найдите сумму первых шести членов геометрической прогрессии, заданной формулой .
a) ; б) ; в) ; г) .
4.Третий член геометрической прогрессии равен 2, а шестой равен 54. Найдите первый член прогрессии.
a) 1; б) 6; в) ; г) .
5. Сумма первого и третьего членов геометрической прогрессии равна 10, а сумма второго и четвертого ее членов равна -20. Чему равна сумма первых шести членов прогрессии?
a) 126; б) -42; в) -44; г) -48. |
|
|