|
Коррекция самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Тыкынаева Н.В. учитель-логопед
МБДОУ д/с №1 компенсирующего вида «Теремок»
В связи с неблагоприятными условиями окружающей среды, низкими социально-бытовыми условиями жизни из года в год увеличивается число детей, имеющих различные патологии развития. Немалый процент из них составляют дети с расстройствами речевой функции, общим недоразвитием речи.
Контингент этих детей неоднороден. Многие из них имеют только речевые нарушения, при этом у них сохранный интеллект и нормальное психофизическое развитие. Но в подавляющем большинстве случаев неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и афферентно-волевой сферы.
Исходя из специфики развития аномальных детей, в отечественной дефектологии сложилась традиция комплексного их изучения, для разработки коррекционно-обучающих программ и методик. В своей теории культурно-исторического развития Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребенка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. В частности, это относится и к детям с нарушениями речи.
Учитывая литературные данные, можно выделить ряд специфических затруднений, характерных для этой категории детей:
недостаточный уровень общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире;
недостаточное развитие наглядно-действенного мышления, пространственной ориентации;
своеобразие личностной сферы, которое выражается в том, что дети не умеют адекватно оценивать свои возможности, их уровень притязаний крайне нестабилен и в большей степени зависит от успешности ( неуспешности ) в выполнении предыдущего задания. Волевая регуляция и, в целом, производительность детей с речевыми нарушениями находится на более низкой ступени развития, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием.
Осознание ребенком своего дефекта может привести к формированию у него « комплекса неполноценности », стеснительности, робости, неуверенности в себе, т. е. заниженной самооценки. Эти негативные черты личности затрудняют общение ребенка с окружающими. При отсутствии необходимой помощи, общее недоразвитие речи может сохраняться долгие годы, а низкая самооценка будет являться помехой при обучении, выборе профессии и в личной жизни человека. Чтобы избежать этого, необходимо формировать в ребенке правильное отношение к себе и к своим силам еще в том возрасте, когда ребенок только начинает замечать свои успехи и неудачи.
Для успешной коррекции речевых нарушений необходимы не только логопедические занятия, но и комплексное психотерапевтическое воздействие на личность ребенка в целом, в особенности на его самооценку.
Огромное, если не решающее влияние на формирование самооценки детей имеют их родители. Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью, в таких семьях царит доброжелательная атмосфера, искренняя заинтересованность в ребенке, эмоциональная поддержка и забота со стороны родителей. Но не секрет, что в нашем обществе преобладают семьи, где родители проявляют излишнюю авторитарность, требовательность к ребенку. В таких семьях редко учитывается мнение ребенка, родители равнодушно относятся к эмоциональному миру малыша. Обеспечивая ребенка самыми необходимыми, на их взгляд вещами, они лишают ребенка элементарной ласки, не проявляют заинтересованности в его делах. При таком отношении родителей у ребенка может возникнуть уверенность в том, что его не любят. Не оправдав часто необоснованно завышенных ожиданий родителей, малыш может испытывать чувство вины, тревожности, страха перед родителями. Все это, в свою очередь, приводит к нарушениям в психической сфере личности ребенка. Поэтому родительско-детские отношения в таких семьях также нуждаются в коррекции.
Таким образом, мы предлагаем систему работы, направленную, на коррекцию самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В основе системы лежит использование положительного психологического воздействия на детей посредством применения игровой терапии, а также комплексной работы логопеда, психолога, воспитателя и родителей.
В качестве основного средства воздействия на самооценку ребенка мы используем игровую терапию, так как именно игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Игра – это символический язык для самовыражения, она может открыть, что пережил ребенок, как он реагирует на это, какие желания, мечты и потребности возникают у ребенка.
В возникновении игровой терапии как способа помощи проблемным детям большую роль сыграли исследования З. Фрейда, А. Фрейд. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
Опыт ученых доказывает, что игровая терапия является эффективной, при решении самых разнообразных детских проблем, в том числе, для коррекции самооценки.
Предлагаемая система коррекционно- педагогической работы предполагает три основных направления:
работу логопеда с детьми;
работу воспитателя с детьми;
работу воспитателя с родителями
Основные требования в процессе работы:
непринужденные, дружеские отношения с ребенком;
принятие ребенка таким, какой он есть ( отсутствие осуждения и поощрения ребенка );
нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;
игра не комментируется взрослым;
выбор игровых тем отражает значимость их для педагога и интерес к ним ребенка.
Основная задача предлагаемой системы работы – коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи путем создания условий для устранения искажений в их психическом развитии, перестройки неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции общего хода развития и воссоздания полноценны, обновленных контактов ребенка с миром.
Работа логопеда с детьми.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для развития всех основных компонентов речи и подготовки к школе.
Работа логопеда в еще большей степени нуждается в использовании игровых приемов, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как у их сверстников с нормальным речевым развитием. Но они и отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушении моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.
Очень важно изменить образ ребенка в его собственных глазах. Для того, чтобы научить ребенка ободрять себя, успокаиваться в трудной ситуации, необходимо научить его приемам расслабления, снятия напряжения, что способствует сосредоточению, повышению внимания, лучшему восприятию и усвоению материала на коррекционных занятиях.
Речь не является обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависит от многих факторов, улучшая что-то одно, совершенствуется работа всего организма в целом. Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков, ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, он будет способен к усвоению более большего объема информации, чем раньше.
Мы предлагаем обучать детей технике расслабления и включать эти упражнения в логопедические занятия, чтобы повысить внимание ребенка, сконцентрировать его, успокоить расторможенных детей. На занятиях мы используем две техники расслабления:
расслабление по контрасту с напряжением;
расслабление с фиксацией внимания на дыхании;
Работа воспитателя с детьми
Ведущая роль в формировании личности ребенка принадлежит педагогу, воспитателю, который проводит с детьми большую часть времени. Воспитатель группы для детей с ОНР выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
В задачу воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.
Воспитателю необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении.
В курсе игротерапии выделяют три этапа занятий:
1 этап (2 занятия) включает объединение детей в подгруппы, обеспечение доброй, безопасной ситуации, где участники чувствуют взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры, предметные и подвижные игры).
2 этап (6 занятий) основная коррекционная работа.
3 этап (2 занятия) закрепление полученных результатов.
Работа воспитателя с родителями.
Основная цель работы – коррекция родительско-детских отношений.
Задачи: - актуализация негативного опыта общения с детьми;
- формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций;
- объединение детей и взрослых в совместных играх;
- переформирование стереотипов восприятия у детей-взрослых, у взрослых-детей.
Выделяется три этапа работы: 1 этап-актуализация проблемы родительско-детских отношений;
2 этап-коррекция родительско-детских отношений;
3 этап- закрепление результатов.
Система коррекционной системы работы с родителями позволяет сформировать у них более позитивное отношение к своим детям, принятие их. Изменение отношения родителей способствует повышению самооценки детей, а это, в свою очередь, благоприятно сказывается на речевом развитии детей в целом. Мониторинг результативности коррекционной работы в течение трех лет показывает, что такая организация коррекционно-развивающей работы создает благоприятные условия для коррекции, всестороннего развития личности ребенка, дает положительные результаты в динамике речевого и эмоционального развития ребенка. У детей с нарушениями речи прослеживается положительная динамика состояние здоровья в целом, развиваются психические процессы, повышается двигательная активность, нормализуется звукопроизношение, фонематическое восприятие, грамотность, выразительность речи, повышается словарный запас. |
|
|