Главная страница

Статьи автора Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в игровых ситуациях



Скачать 441.31 Kb.
НазваниеСтатьи автора Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в игровых ситуациях
страница2/3
Дата14.03.2016
Размер441.31 Kb.
ТипДокументы
1   2   3



Формирование и развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе речевых игр <597997>

Демахина Лариса Сергеевна

Статья отнесена к разделу:Работа с дошкольниками
Разработка № 1. Перспективный план работы по развитию познавательной активности детей в процессе речевых игр во второй младшей группе ДОУ №30 г. Лениногорска Республики Татарстан(возраст детей 3-4 года)

Первый квартал

Сентябрь.

1-4-я неделя - "Осень"("названия деревьев", "дикие животные осенью".)

Октябрь.

1-я неделя - "Огород".("Овощи", "Домашние животные осенью".)

2-я неделя - "Сад", "Фрукты".

3-я неделя - "Лес", "Грибы и лесные ягоды".

4-я неделя - "Игрушки".

Ноябрь.

1-я неделя - "Одежда".

2-я неделя - "Обувь".

3-я неделя - "Квартира", "Мебель".

4-я неделя - "Кухня", "Посуда".

Цели: развития, памяти, восприятия.

1. Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона:состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо,ветрено. Ввести в речь прилагательные хмурый,дождливый.

2. Учить детей узнавать деревья по листьям,плодам, семенам, характерным особенностям стволов. Вести в словарь существительные -названия деревьев: берёза, рябина, дуб, клён, ель.

3. Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус.Ввести в словарь существительные - названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста,яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

4. Конкретизировать представление детей о диких животных осенью, о подготовке зверей к зимовке(изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища). Ввести в словарь существительные -названия животных: медведь, лиса, ёж, заяц, белка,корова, лошадь, собака.

5. Закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением: игрушки, обувь, одежда,посуда, мебель. Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла,мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки;платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник,кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул,кровать, диван.

6. Ввести в словарь прилагательные - название цвета: красный, жёлтый, зелёный. Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение.

7. Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь "образ - слово").

Второй квартал.

Декабрь.

1-я неделя - "Зима".

2-я неделя - "Зимующие птицы".

3-я неделя - "Комнатные растения".

4-я неделя - "Новогодний праздник".

Январь.

2-я неделя - "Домашние птицы".

3-я неделя - "Домашние животные и их детёныши".

4-я неделя - "Дикие животные и их детёныши".

Февраль.

1-я неделя - "Профессии, Продавец".

2-я неделя - "Профессии, почтальон".

3-я неделя - "Транспорт".

4-я неделя - "Профессии на транспорте".

Цели: развитие познавательных потребностей детей.

1. Обобщить и расширить представление детей о явлениях неживой природы зимой. Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб.Ввести в речь прилагательные: белый, снежный,пушистый.

2. Расширить представление о разнообразие и об их общих признаках. Ввести в речь существительные - название зимующих птиц:сорока, ворона, воробей, снегирь, синица. Ввести в словарь существительные - названия домашних птиц: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята,утка, утята.

3. Учить различать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям,характеру, расположения, стеблей, размеру).Ввести в словарь существительные - названия комнатных растений: толстянка, розан, герань,кактус. Уточнить представления образа жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между условиями и особенности поведения зимой. Ввести в речь детей глаголы, обозначающие способы передвижения животных: ходят, бегают, прыгают,скачут.

4. Расширить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные:карнавал, хоровод, гирлянда, украшения,Снегурочка.

5. Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона,шофёра, водителя, лётчика, машиниста. Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия:продаёт, разносит, водит, управляет.

Третий квартал.

Март.

1-я неделя - "Весна".

2-я неделя - "Мамин праздник", "профессии наших мам".

3-я неделя - "Первые весенние цветы".

4-я неделя - "Цветущие растения".

Апрель

1-я неделя - "Дикие животные весной".

2-я неделя - "Домашние животные весной".

3-я неделя - "Птицы прилетели".

4-я неделя - "Насекомые".

Май.

1-я неделя - "Рыбки в аквариуме".

2-я неделя - "наш город", "моя улица".

3-я неделя - "Правила дорожного движения".

4-я неделя - "Лето", "Цветы на лугу".

Цели: развития воображения,инициативности, любознательности,познавательной активности.

1. Уточнить представление о признаках весны изменение цвета неба, таяние снега, оттепель,солнечные лучи, проталинки, сосульки. Ввести в речь прилагательные: синий, голубой, прозрачный.Закрепить знания синего и голубого цветов,умение различать их.

2. познакомить детей с первым весенними цветами:мимоза, подснежник, мать и мачеха. Ввести названия этих цветов в словарь.

3. Дать детям представление о профессиях мам.Закрепить в речи глаголы, обозначающие трудовые действия.

Разработка № 2. Выступление на семинаре по теме: "Речевые игры по программе Лазарева"Здравствуй" для воспитателей ДОУ г.Лениногорска РТ

Задолго до того, как речевая игра была предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

Речевая игра - это игра, это потребность растущего детского организма. В таких играх развивается речь ребёнка, силы ребёнка.

Речевые игры способствуют развитию познавательной деятельности, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,т.е. познавательных процессов.

Программа Лазарева "Здравствуй" направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. В программу курса входят не только оздоровительные, но и познавательный элементы,т.е. ребёнок должен обогатить свою познавательную деятельность и познавательную активность.

Ребёнок узнаёт о пользе утренней зарядки, о болезнетворных микробах, о режиме дня, о пользе закаливания, о правилах вежливости, об основных функциях организма.

С помощью речевых игр: самое длинное стихотворение "Мычалки - Стучалки" - дети общаются друг с другом, учатся вежливо разговаривать друг с другом.

В программе Лазарева в книге сказок включены сказки о здоровье с песнями, играми упражнениями,героями сказок являются здоровячки и Фырка.

С помощью сказок, ребёнок живёт в микромире с героями. Сказки способствуют формированию у детей познавательной мотивации.

Персонажи сказок: Огник, Оран, Ягник, Ростик,Йоник, Капелия, Вита, Здравик, Фырка.

Каждый персонаж имеет свой цвет,соответствующей цвет радуги.

Готовятся куклы здоровячков и хлюпиков (это могут быть вырезки из картона, а могут и мягкие куклы).

На протяжении всей сказки организуется речевая игра с какими-либо героями.

Речевая игра: "Шкатулка с волшебством".

Готовятся пустые коробочки изпод конфет, в которые складываются все медали ребёнка из победы. Их ребёнок завоёвывает в тематических конкурсах.

Готовятся семь коробочек разного цвета,соответствующих цвету каждого здоровячка.

Цель игры: развитие познавательной активности, памяти, учить ребёнка побеждать.

Речевая игра: "Фырк".

Рисуется рисунок фырки, ложится в определенную коробку - дети знакомятся с ним, воспитатель рассказывает об этом герое. Затем детям задаются вопросы по рассказу.

Цель игры: развитие познавательных процессов - памяти, мышления, внимания.

Игра: "круг здоровья".

Дети становятся в круг, берутся за руки,закрывают глаза и стоят одну минуту, мысленно желая друг другу здоровья.

Цель игры: учить детей быть вежливыми,развивать навыки самоорганизации, самооценки,воображения.

Речевые гимнастики:

И я горю, горю, горю
Тепло дарю, дарю, дарю
И язычками говорю и говорю.

Такие гимнастики проводятся с целью развития памяти.

Речевая игра: "волшебное зеркальце".

Цель игры: развивать у детей разговорную речь, память, внимание.

Педагог читает фрагменты сказки о волшебном зеркальце и затем задаёт вопросы:

- что самое ценное, самоё удивительное ты увидел в коробочке?

Желательно, чтобы дети отвечали педагогу шёпотом.

Игра: "звёздное небо".

Разбрасываются цветные ноты с соответствующими надписями названий планет Солнечной системы. Дети их должны правильно разложить на "звёздной стене".

Цель: развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения.

Речевая игра по программе Лазарева направлены на развитие познавательной деятельности ребёнка:

- развиваются познавательные процессы,включающие в себя умения наблюдать, сравнивать,замечать общее, главное.

- развивается способность к проведению простейших обобщений.

- развивается умение у дошкольника находить ответ.

Развивается наглядно образная, словесно -логическая и эмоциональная память, внимание,мышление.

Разработка № 3. Конспект урока здоровья во второй младшей группе

Тема: на солнечной площадке.

Задачи:

1. Вызвать у детей радостные эмоции.

2. Дать первоначальные знания о том, что может повредить здоровью.

3. Развивать познавательную активность.

4. Развивать координацию движений.

5. Развивать воображение, творческую деятельность, внимание.

Содержание:

Под спокойную музыку дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать? (ответ детей). Тогда давайте закроем глазки и отправимся в лес на солнечную полянку. Звучит музыка "голоса природы".

Воспитатель: вот мы и на полянке, открывайте глазки, давайте погуляем, посмотрим вокруг,понюхаем цветочки: . дети вместе с воспитателем гуляют под музыку, имитируют движения различных животных.

Воспитатель (ловит зеркальцем солнечного зайчика, наводит его на детей): какой весёлый солнечный зайчик, а кто хочет его поймать?

Игра "солнечные зайчики".

Скачут побегайчики - солнечные зайчики
Мы завеем их - не идут. Были тут - и нет их тут
Прыг, прыг - по углам. Были - там и нет их там
Где же зайчики? Ушли? Вы нигде их не нашли?

Воспитатель: протяните ручки к солнышку и поймайте лучик. Давайте погреем им грудку,животик, (дети выполняют действия).

Воспитатель: Какой лучик поймали детки? (дети отвечают). Да светлый, красивый и тёплый! Но летом солнышко пригреет сильнее, лучики станут горячими. Они могут обжечь кожу, если долго находиться под ними. Поэтому мамы покрывают вам головы панамой.

Давайте отпустим лучики, чтобы они прыгали и обогревали всех детей, (дети машут ручкой,отпуская лучики).

Воспитатель (ёжиться, берёт зонтик): о, а вот тучки набежали и закапал дождь. Бегите скорее под зонтик, прячьтесь.

Проводится игра "Солнышко и дождик".

Воспитатель: Вот и закончился дождик, опять выглянуло солнышко и всем стало весело,захотелось петь. Давайте все вместе споём песенку про солнышко, (исполнение попевки"солнышко").

Воспитатель: "понравилось вам наше путешествие на солнечную полянку? (ответ детей). И мне очень понравилось, но нам уже пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки,волшебная музыка поможет нам вернуться!" (звучит музыка).

Если вас заинтересовал данный материал или у вас есть свои интересные наработки в данном направлении, мы готовы к сотрудничеству.

Разработка № 4. Конспект комплексного занятия с элементами игротерапии "путь в сказку" во второй младшей группе (возраст детей 4 года)

Задачи:

1. Снять утомлённость, тревожность, речевые и мышечные зажимы;

2. Отработать позитивные взаимодействия детей друг с другом;

3. Развить воображение, память, мышление,познавательную активность детей.

Цель: коррекция эмоционально -психологического напряжения (тревожности,страхов и нервозов), мотивация преодоления внутреннего конфликта, реальных и желаемых возможностей, развитие познавательного интереса.

Оборудование: табличка с надписью,мультимедийный аппарат, набор игрушек,магнитофон кассета с записью музыки.

Ход занятия

1. Подготовительный этап. Введение в игровую ситуацию. Ведущая встречает детей. Оговаривают правила поведения в Сказочной стране.

2. Ритуал вхождения в сказку. Символический переход из мира реального в мир сказки. Игра"волшебная палочка". Ведущая с помощью"волшебной палочки" "превращается" в Добрую волшебницу, а дети оказываются в Сказочной стране.

3. Игротерапия:

а) Игра "Как будем путешествовать?".Приглашение мальчика - пажа. Дети становятся в круг друг за друга. Паж становиться первым и задаёт групповой алгоритм (поезд, самолёт, машина и т.п.).

б) Игра "Заколдованное поле" (горячий песок -снег - зелёная трава - опавшие листья - болото с тиной - чистая лужа, ручей - иголки - тёплые камни).

в) Игра "Туннель" (Дети по одному преодолевают"туннель").

г) Игра "Преодолей гору". (Дети при поддержке ведущих перебираются через препятствия).

д) Упр. "Дремучий лес" дети пробираются через"воображаемые джунгли".

е) Игра "Встреча с Марьей - Искусницей" (Марья- Искусница загадывает загадки и пальчиковые игры с речитативом).

ж) подведение итогов, награждение.

Разработка № 5. Практические рекомендации родителям по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир уже с вашим ребёнком.

2. Говорите с ребёнком, сначала называя окружающие предметы, позже действия, затем -признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности,рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребёнку младшего возраста как можно чаще вопрос "как ты думаешь?".

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними.Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивается и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком.Пусть он не все и не сразу поймёт: развивающие обучение - это всегда общение "навырост".

6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка "поиграть в соседней комнате"

8. Ходите с ребёнком в музей.

9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка.Поощряйте его инициативу и самостоятельность.Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11. сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Разработка № 6. Комплексное занятие для детей IIмладшей группы (3-4 года) по развитию восприятия эмоционально - волевой сферы, познавательной активности и познавательных процессов

Тема: "Познаём себя и окружающий мир"

Цель: развитие восприятия,эмоциональной сферы, познавательных процессов и познавательной активности.

Задачи:

1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные цвета и формы.

2. Учить определять названия различных цветов.

3. Работать над умением дифференцировать различные цвета, опираясь на зрительные ощущения, то есть развивать зрительное восприятия.

4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.

5. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым,развивать общую моторику.

6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение работать с пластилином, прививать нравственно - эстетические качества.

7. Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться, стимулировать внимание,учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать волевое внимание.

8. Закреплять умение группировать предметы по цвету, форме и назначению.

9. Развивать моторно - слуховую память,наблюдательность, речь.

Материалы к занятию:

1. Демонстрационный: магнитофон, кассета с записью музыки; образец пластилинового колобка для демонстрации детям; разные игрушки; стулья (5- 8 штук).

2. Раздаточный: речевое лото для школьников:пластилин жёлтого , чёрного и красного цветов,доска для раскатывания пластилина, картонная подстилка под готовую работу (зелёный круг).

Ход занятия:

I. Организационный момент

Психологимнастика "Зеваки".

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (например, звонок колокольчика или поднятие флажка) останавливаются, хлопают в ладоши, разворачиваются по кругу и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребёнок, не выполнивший правильно задание, садиться в середину круга.

II.Упражнение: "Нельзя".

Приготовьте для этого упражнения различные игрушки (несколько каждого вида).

Вариант 1

Из множества игрушек нужно взять только кубик(машинку, куклу или другую игрушку, названую педагогом), другие брать нельзя. Воспитатель вызывает каждого ребёнка и просит взять одну из игрушек, которую он называет. Ребёнок подходит и берёт эту игрушку. После этого игрушки кладутся на место, педагог просит детей взять ещё одну(другую) игрушку и ту, которую он брал в прошлый раз, остальные брать запрещается. В третий раз каждый ребёнок берёт следующую названную игрушку и две, которые он брал в предыдущие два раза. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не берёт по 4 - 5 игрушек.

Вариант 2

В этом случае воспитатель не ту игрушку,которую должен взять ребёнок, а наоборот, он называет игрушки, которые брать нельзя. Например: "Саша, возьми любую игрушку, но кубики брать нельзя" или: " Оля, возьми любую игрушку, но зверей и кукол брать нельзя". С каждым разом увеличивается число запрещённых игрушек. После этого игрушки возвращаются на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не возьмут игрушку при запрещение 4 - 5 категорий игрушек.

III. Физкультминутка"В магазине зеркал".

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьяна. Она увидела себя в зеркалах и полдумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы.Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и её из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения.

IV. Части тела

Предлагается, что перед этим упражнениям дети уже были ознакомлены с названиями частей тела человека. Детям предлагают показать части своего тела, при этом называть их совсем не обязательно.Воспитатель называет такие части, как: голова,шея, живот, спина, грудь, нос, лоб, подбородок,правые или левые руки, ноги, уши. Для закрепления детям раздают разные игрушки, на которых нужно показать части тела, названные воспитателем.Полезно будет отметить, что у кукол части тела такие же, как и у человека, потому что кукла - это игрушечный ребёнок, а у других игрушек -животных название и расположение частей тела не всегда соответствуют человеческим или же вообще отсутствуют. Так, уши у зайца или лисы расположены не так, как у человека, а у крокодила они вообще отсутствуют.

V. Физкультминутка

"Сложные действия"

Детям нужно выполнить те действия, которые назовёт педагог. Например: "Сядь на пол и закрой глаза, подойди к Маше и погладь её по щеке".

VI. Игра "Назови и покажи".

Для этого упражнения используется речевое лото для младших школьников, состоящее из карт игрового поля и картинок, которые кладут в соответствующие клетки. Пример такого лото представлен на рисунке.

Карты игрового поля раздаются детям, а картинки перемешиваются и открываются по одной. Дети внимательно рассматривают картинки, и тот ребёнок у кого на карте есть такая картинка,называет её и пытается изобразить то, что на ней нарисовано при помощи жестов и мимике, после чего получает эту картинку и закрывает её карту.

Это упражнение хорошо не только для говорящих детей, но и детей, пока не раскрывшихся в речевой области. Если ребёнок говорить не хочет,заставлять его не следует, пока он сам не соберется с силами и не скажет особственному желанию, а не по желанию педагога или родителей.Достаточно будет и того, что малыш сделает попытку изобразить тот или иной предмет. Но и в этом случае заставлять малыша делать это не следует. Зато нужно поощрить желание тех детей,которые захотят изобразить не только"свою"картинку, но и картинку с чужого игрового поля.

VII. Итог занятия

- Что вы запомнили? Что вам понравилось?

Дети вспоминают, о чём говорили на занятии,рассказывают, чему они научились, что им особенно понравилось, какие цвета, формы и предметы они запомнили.
1   2   3