|
| © 2003—2011 Издательский дом «Первое сентября» Адрес: 121165, Москва, ул. Киевская, 24, «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок» Телефон: (499) 249-52-53 Эл.почта: [email protected]
|
Демахина Лариса Сергеевна
Место работы: МДОУ Детский сад № 30, г.Лениногорск Должность: воспитатель
Статьи автора
Адаптация детей к дошкольному учреждению (занятия, советы, консультации) Соавторы: Князькина Е.В.
"Правильное воспитание детей - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед Родиной". Ребенок - это маленькое, слабое, беспомощное существо, нуждающееся в защите и находящееся в стадии физического и психологического развития.
Адаптация детей к дошкольному учреждению (занятия, советы, консультации) <537189>
Демахина Лариса Сергеевна, воспитатель Князькина Елена Владимировна, воспитатель
Статья отнесена к разделу:Работа с дошкольниками Семья становиться по-настоящему крепкой только, когда в ней есть ребенок (лучше несколько).
Ребенок – это маленькое, слабое, беспомощное существо, нуждающееся в защите и находящееся в стадии физического и психологического развития.
От структуры и состава семьи во многом зависят особенности воспитания детей:
полная гармоничная семья, родители и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви;
полная семья – деструктивная, нет согласия, ссоры, перебранки;
формальные семьи – супруги живут каждый сам по себе, вклад отца в воспитание незаметен;
полные семьи, но нет взаимного уважения, внимания, родители озабочены карьерой;
неполные семьи, чаще мать и ребенок.
Здоровый эмоциональный климат – основа основ семейного счастья.
Правильное общение друг с другом и со своими детьми поможет сохранить психическое здоровье семьи.
Избавиться от депрессии, которая приводит к вредным привычкам (навязчивые действия, зависимости от наркогенных веществ и т.д.)
В книге известного американского психиатра, ведущего телепередачи «Мы и наши дети» Росса Кэмпбелла «Как на самом деле любить детей» даются принципы общения с маленькими детьми. Остановимся на них:
Контакт глазами в глаза (когда смотрите в глаза ребенка, то передаете любовь, нежность, заботу).
Физический контакт (поглаживание). Дотроньтесь до ребенка с любовью, пока маленькие дети тянутся к вам, им еще нужна ваша ласка. Цените эти золотые минуты.
Пристальное внимание жизненно важно для эмоционального здоровья детей.
Активное слушание, если уж ребенок захотел вам что-то рассказать, все остальное неважно.
Дисциплина (на любви, а на страхе).
Безусловная любовь, которая не зависит от того, как ведет себя ваш ребенок.
Радуйтесь его присутствию, принимайте его таким, каков он есть, не оскорбляйте, не унижайте, не подрывайте уверенность в себе , не отказывайте ребенку в доверии.
Психологи и педагоги разных стран единодушны во мнении, что именно матери принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психологического благополучия ребенка – дошкольника.
Изучение осужденных за тяжкие преступления показало, что 80-85% преступников не имели эмоциональных контактов, т.е. нормальных теплых отношений с родителями.
«Правильное воспитание детей – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед Родиной».
Занятие по адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Цель: адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Первые занятия проводятся совместно с родителями.
Занятие № 1.
1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».
2. Поиграй с мамой:
- Упражнение «Коза рогатая». Идет коза рогатая, Идет коза бодатая: Ножками – топ, топ! Глазками – хлоп, хлоп!
| Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребенка.
| Кто кашки не ест, Кто молока не пьет. Того забодает.
| Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой.
| - Упражнение «Стенка, стенка». Стенка, стенка
Потолок,
Раз ступенька,
Два ступенька,
Дзынь – звонок.
| Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребенка, затем другой
| Лба
| Потом подбородка
| Места над верхней губой
| И кончика носа малыша.
| Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.
- Упражнение «Мельница». Дуйте, дуйте, ветры, в поле
| Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка.
| Чтобы мельницы мололи,
| Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой.
| Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки.
| Имитация лепки пирожков (ладони ребенка соединяются).
| 3. Упражнение «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения: Мы ногами топ-топ-топ
| Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
| А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши!
| Высоко поднимая ладоши, хлопают.
| По дорожке мы шагаем
| Идут за воспитателем.
| И в ладоши ударяем.
| Хлопают в ладоши.
| Топ-топ, ножки, топ!
| Стоя на месте, топают ногами.
| Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
| Хлопают руками.
| Ай да малыши! Ай да крепыши!
| Руки на пояс – кружатся.
| 4. Упражнение «Зайка серенький сидит!» Зайка серенький сидит
| Взрослый садится.
| И ушами шевелит.
| Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.
| Вот так, вот так Он ушами шевелит
| Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.
| Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот, так, вот так Надо лапочки погреть!
| Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
| Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать!
| Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
| Зайку волк испугал!
| Взрослый рычит!
| Зайка тут же убежал!
| Дети разбегаются врассыпную.
| 5. Самостоятельная деятельность.
Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Занятие № 2.
Упражнение 1. Поздоровайся с мишуткой.
Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть» и т.д.
Упражнение 2. Пропавшие ручки. У меня пропали ручки
| Спрятать руки за спину.
| Где вы, рученьки мои?
| Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.
| 1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.
| Показать руки.
| У меня пропали ножки. Где Вы ноженьки мои?
| Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.
| 1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.
| Встать на ноги.
| Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 3. «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения: Мы ногами топ-топ-топ
| Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
| А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши!
| Высоко поднимая ладоши, хлопают.
| По дорожке мы шагаем
| Идут за воспитателем.
| И в ладоши ударяем.
| Хлопают в ладоши.
| Топ-топ, ножки, топ!
| Стоя на месте, топают ногами.
| Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
| Хлопают руками.
| Ай да малыши! Ай да крепыши!
| Руки на пояс – кружатся.
| Упражнение 4. «Зайка серенький сидит!» Зайка серенький сидит
| Взрослый садится.
| И ушами шевелит.
| Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.
| Вот так, вот так Он ушами шевелит
| Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.
| Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот, так, вот так Надо лапочки погреть!
| Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
| Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать!
| Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
| Зайку волк испугал!
| Взрослый рычит!
| Зайка тут же убежал!
| Дети разбегаются врассыпную.
| Упражнение 5. «Зарядка для пальцев». Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в альбомах Будут снова рисовать.
| Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулаки.
| Упражнение 6. Предложить детям порисовать вместе с мамами, свободная тема.
Занятие № 3.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение № 2. Игра «Киска-киска». Ребенок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет. Для игры используется игрушечный котенок.
Покажите ребенку игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котенка. «где у кисы глазки?, А носик?, А ушки?. Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: «Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:
Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша Танечка пойдет, Через киску упадет!
Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.
Упражнение 3. «Зайка». Заинька-зайка
| Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.
| Маленькая зайка
| Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.
| Длинные ушки
| Дети приставляют ладошки к голове.
| Быстрые ножки
| Побежали.
| Деток боишься Зайка-трусишка
| Дети обхватывают себя руками, изображая страх.
| Упражнение 4. «Карусели». Еле-еле, еле-еле Закружились карусели,
| Взрослые и дети встают в круг и берутся за руки (или за обруч). Двигаются по кругу по часовой стрелке.
| А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом.
| Идут быстро, еще быстрее, затем бегут.
| Тише, тише Не спешите.
| Постепенно замедляют движение, переходя на ходьбу.
| Карусель остановите.
| Медленная ходьба.
| Стоп.
| Остановиться и присесть на корточки.
| 5. Самостоятельная деятельность. Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Занятие № 4.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Инсценировка сказки «Корочка Ряба».
Предложить детям поиграть в дидактические игры:
«Собери пирамидку»;
«Сложи узор»;
«Собери картинку» и т.д.
Занятие № 5.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение 2. «Покажи отгадку». Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается.
| Кошка
| Хвост пушистый, шерсть ярка, И коварна, и хитра. Знают звери все в лису Ярко-рыжую…
| Лиса
| Он в дупло засунул лапу И давай рычать, реветь. Ох, какой же ты сластена, Косолапенький…
| Медведь
| Заворчу, заурчу, В небеса улечу.
| Самолет
| Летом в болоте вы ее найдете Зеленая квакушка- Кто это?
| Лягушка
| Кто зимой холодной Бродит по лесу голодный?
| Волк
| Упражнение 3. «Любопытная Варвара». Любопытная Варвара
| Дети поднимают и опускают плечи.
| Смотрит влево,
| Поворачивают корпус влево.
| Смотрит вправо,
| Поворачивают корпус вправо.
| Смотрит вверх,
| Поднимают голову вверх.
| Смотрит вниз,
| Опускают голову.
| Чуть присела на карниз,
| Выполняют легкие полуприседания.
| А с него свалилась вниз!
| Резко приседают.
| Упражнение 4. «Пропавшие ручки». У меня пропали ручки
| Спрятать руки за спину
| Где вы, рученьки мои?
| Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.
| 1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.
| Показать руки.
| У меня пропали ножки. Где Вы ноженьки мои?
| Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.
| 1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.
| Встать на ноги.
| Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 5. «Ногами топ».
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения: Мы ногами топ-топ-топ
| Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
| А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши!
| Высоко поднимая ладоши, хлопают.
| По дорожке мы шагаем
| Идут за воспитателем.
| И в ладоши ударяем.
| Хлопают в ладоши.
| Топ-топ, ножки, топ!
| Стоя на месте, топают ногами.
| Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
| Хлопают руками.
| Ай да малыши! Ай да крепыши!
| Руки на пояс – кружатся.
| Самостоятельная деятельность. Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Советы
«Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»
Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим ребенка дома.
Как можно раньше познакомить малыша с детьми с детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
Все время объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.
Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Помните!!! Детей учит то, что их окружает:
Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
|
| © 2003—2009 Издательский дом «Первое сентября» Адрес: 121165, Москва, ул. Киевская, 24, «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок» Телефон: (499) 249-52-53 Эл.почта: [email protected]
| 537189>
|
|