|
Сравнение дробей
Тема: Сравнение дробей
Цель: познакомить учеников с темой сравнение дробей, формировать умение сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями; учить определять меньшую (большую) дробь по её числителю.
| Тема: Деление на однозначное число
Цель: учить учеников делить на однозначное число, формировать вычислительные навыки, развивать логическое мышление.
| Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: стандартный
Оборудование: карточки, учебник
| Ход урока
| I Инициация
1.Взаимоприветствие
2.Проверка готовности к уроку
-Ребята давайте проверим всё ли у нас готово к уроку. На столе должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка, стирательная резинка, черновик.
| II Актуализация ранее изученного
| Устный счёт
Вопросы задаются поочерёдно ученикам пятого и шестого классов.
| 900-100=800
Чему равна разность 900 и 100? (800)
800-100=700
Чему равна разность 800 и 100? (700)
700-100=600
900+100=1000
Чему равна сумма 900 и 100? (1000)
800+100=900
700+100=800
- Ребята, какие числа мы использовали в обоих случаях? (одинаковые)
-А какие действия применяли в отношении этих чисел? (разные)
-Назовите эти действия? (вычитание и сложение)
Как менялись результаты действий? (при вычитании уменьшались, при сложении увеличивались)
Какой можно сделать вывод? (применяя разные арифметические действия к одним и тем же числам, можно получить разные результаты).
Молодцы, ребята!
| 22/2=11
Чему равно частное 22 и 2? (11)
33/3=11
44/2=22
88/4=22
55/5=11
88/8=11
2.Работа по карточкам
Пока идёт фронтальная работа с учениками 5 класса, ученики 6 класса работают по карточкам.
Карточка №1 Карточка № 2
54/9= (6) 64/7=(9 ост. 1)
61/9= (6 ост.7) 67/9=(7 ост. 3)
42/6= (7) 49/5=9 ост. 4)
49/6= 8 ост. 1) 40/7=(5 ост.5)
| III Формирование новых понятий и убеждений
| а) Сообщение темы и цели урока
б) Запись числа, классной работы и темы урока в рабочую тетрадь.
-Ребята, откройте свои тетради, запишите число на полях, классная работа и тему урока.
| Подготовительная работа к изучению новой темы
| На доске написано:
; ; ; ;
-Прочитайте записи на доске (указать указкой). Поочерёдно ребята читают.
-Как они называются? (дроби)
-Как называется черта, которая делит числа? (дробная)
-Как называется число над чертой? (числитель)
-Как называется число под чертой? (знаменатель)
г) Работа на развитие логического мышления
-Придумайте по 3 дроби.
| Самостоятельное выполнение задания из учебника.
Записать по порядку числа от 30 до 40, в один столбик выписать те, которые кратны 2, в другой столбик выписать те, которые кратны 5.
-Ребята, что означает фраза: «кратны»? (значит, число делится либо на 2, либо на 5)
| Работа над новой темой
|
| На доске чертеж
-Ребята, выполните чертёж у себя в тетрадях.
Рассмотрите рисунки.
-На сколько равных частей разделен первый квадрат? (8)
-Чем это число является в дроби? (знаменателем)
Сколько частей (долей) закрашено (взято) в первом квадрате? (1)
На что это указывает? (что числитель равен
1)
-Назовите дробь, которая получилась? ()
-На сколько равных частей разбит второй квадрат? (8)
-О чём это говорит? (что знаменатель 8)
-Сколько частей закрашено (взято)? (3)
-О чём это говорит? (числитель равен 3)
-Назовите получившуюся дробь? ()
-Запишите дроби в тетради.
-Что можно сказать о знаменателях? (они равны)
-Назовите числители.
-Что о них можно сказать? (это не равные числа)
-Какое число больше? (3)
-Значит числитель, какой дроби больше? (второй)
Из двух дробей с одинаковыми (равными) знаменателями та дробь больше, у которой числитель больше.
-Следовательно, какая дробь больше? (вторая)
-Назовите её? ()
Самостоятельно записываем это неравенство.
В это время проводится работа с шестым классом.
| Проверка с учителем заданий самостоятельной работы.
2: 30, 32, 34, 36, 38, 40
5: 35, 30, 40
-Назовите числа кратные 2?
-Какой цифрой чётной или нечётной оканчиваются данные числа? (чётной)
-Какой можно сделать вывод? (Число оканчивающееся чётной цифрой всегда делится на 2)
-Назовите числа кратные 5?
- Какой цифрой чётной или нечётной оканчиваются данные числа? (нечётной)
-Какой можно сделать вывод? (число, оканчивающееся цифрой 5 или 0, делится на 5)
-Ребята, посмотрите внимательно на числа, которые кратны и 2 и 5.
-Что общего вы видите? (числа 30,40 делятся и на 2 и на 5)
-Какой цифрой оканчиваются эти числа? (0)
-Какой вывод можно сделать? (числа оканчивающиеся 0 являются кратными и 2 и 5 )
-Молодцы!
| IV Физкультминутка
-Мы с вами очень активно потрудились, нужно немного отдохнуть. Проведём небольшую физкультминутку. Слова учителя сопровождаются медленной, тихой музыкой.
-Встаньте со своих мест, станьте возле парт. Закройте глаза, вспомните летнее тёплое солнышко. Улыбнитесь ему. Протяните руки к солнышку. Обнимите солнышко. Присядьте на месте, встаньте. Наклонитесь вперёд, назад. Вернитесь в исходную позицию. Вам тепло, хорошо и уютно, отпустите солнышко, откройте глаза. Продолжаем работать.
| V. Первичное закрепление полученных ЗУНов
№ 475 –выполняют самостоятельно
| V. Продолжение работы над формированием новых понятий и убеждений
2. Работа над новой темой
-Решим задачу
4 газеты стоят 52 рубля. Сколько стоит одна газета?
-О чём идёт речь в задаче? (о газетах)
-О скольких газетах говорится в задаче? (4)
-Сколько стоят газеты? (52 р.)
-Назовите вопрос задачи?
-Можем ли мы узнать сколько стоит одна газета?
-Каким действием? (делением)
-Назовите решение? (52/4)
-Ребята, делить будем в столбик.
-Решение записываем так:
52 4
-
4 13 (р.)
12
-
12
0
-Вначале нужно определить сколько цифр в частном.
-Сколько цифр в делимом? (2)
- Значит в частном будет 2 цифры.
-Условно ставим 2 точки.
-Сколько десятков в числе 52? (5)
-Делится ли 5 на 4 без остатка? (нет)
-Значит берём на десяток меньше.
-Какое это будет число? (4дес.)
-4 десятка разделим на 4 десятка, сколько получится десятков? (1)
-5 десятков отнять 4 десятка, сколько останется? (1 десяток)
-Сносим 2 единицы, какое получилось число? (12)
-12 разделить на 4, будет? (3)
-Какое число получилось в частном? (13)
-Назовите вопрос задачи?
-Назовите ответ? (Ответ: 13 рублей стоит одна газета)
| VI. Проверка с учителем правильности выполнения № 475
| VI. Первичное закрепление полученных ЗУНов
№451 -самостоятельно
| VII.Домашнее задание
С. 118 правило, №476 № 451 (4,5 столбик)
| VIII. Рефлексия
-Пусть поднимут большой палец вверх те, кому понравился и был полезным урок.
|
Урок № 2
Тема: Сравнение дробей
Цель: закрепить навык сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, учить сравнивать дроби с разными знаменателями,
| Тема: Деление на однозначное число
Цель: Закрепить навык деления на однозначное число, учить решать задачи при помощи деления на однозначное число.
| I Инициация
| II Актуализация ранее изученного
Устный счёт
Дикобраз в подарок сыну
Сделал счётную машину.
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами-
Быстро всё исправьте сами.
83-17=56 (66) 15/3=4 (5)
276-172=104 35/7=5
135-15=116 (120) 48/6=4 (8)
540+110=650 81/9=9
800-200=600 72/8=9
-Ребята, сколько примеров в целом задании? (5)
-Какая часть примеров с ошибками? ()
-Какая часть примеров решена верно? ()
2. Арифметический диктант
* Запишите дроби ; ; Запишите частное чисел
*Запишите дробь, у которой *6 и3
числитель 5, знаменатель 9 *10 и 5
* Запишите дробь, у которой *15 и 3
Знаменатель 3, числитель 1
Проверка: ; ; ; 2, 2, 5
| III Закрепление полученных ранее ЗУНов
а) Сообщение темы и цели урока
б) Запись в тетрадь числа, классной работы и темы урока
в) Работа по учебнику
| № 477
Устное прорабатывание номера
1.Начертите одну под другой четыре полоски
2.Первую полоску оставьте целой, вторую разделите на две равные части, третью на четыре равные части, четвёртую на восемь равных частей.
3.Обозначьте полученные части дробью.
4. Заштрихуйте первую полоску полностью, во второй1/2 часть (т.е. половину), в третьей ¼, в четвёртой 1/8 части
5. Назовите числители данных дробей
Они какие? (равные)
6.Что можно сказать о знаменателях? (они разные, не равны)
7.Пользуясь рисунком, сравните дроби
>
<
-Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше знаменатель, которой меньше.
Самостоятельное выполнение работы в тетради
-Ребята, прочитайте самостоятельно правило.
| №452
Ученики читают задачу самостоятельно
Работа над задачей.
Прочитывается вслух учеником, затем учителем.
-О ком идёт речь в задаче?
-Что известно об отце?
-Известно ли сколько лет дочери?
-Но что известно?
-Моложе, значит дочери меньше или больше лет, чем отцу?
-Можем ли мы узнать, сколько лет дочери?
-Каким действием?
-Назовите его.
51 3
- 17(л)
3
21
-
21
0
-Прочитайте вопрос задачи.
-Ответили ли мы на вопрос задачи?
-Назовите ответ? (17 лет дочери)
№452 (2) – самостоятельное выполнение номера
Проверка выполнения номера с учителем.
| IV Физкультминутка
| V Работа по закреплению ЗУНов
| № 478
-Сравните дроби.
-Ребята, давайте вспомним правило сравнение дробей с одинаковыми числителями
Выполнение номера самостоятельно
Проверка правильности выполнения задания
| № 452 (3)
-Прочитайте задачу
-Назовите вопрос задачи?
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Из скольких действий состоит решение задачи?
-Что найдёте первым действием?
-Назовите первое действие.
-Что найдём вторым действием?
-Назовите второе действие.
Решение:
42-39=3 (г.)
42/3=14 (р.)
Ответ: в 14 раз сын моложе отца.
| VI Домашнее задание
| Стр. 120, №479, стр. 119-выучить правило
| №452 (4)
| VII Рефлексия
Спасибо за урок, ребята! Сегодня вы очень хорошо потрудились, поэтому получаете по смайлику.
|
Урок № 3
Тема: Сравнение дробей
Цель: закрепить ЗУНы учащихся по данной теме, отрабатывать навык сравнения дробей с одинаковыми и с разными знаменателями; контроль знаний по теме; развивать логическое мышление учеников.
Вид урока: урок-закрепление
Тип урока: комбинированный
| Тема: Проверка умножения
Цель: формировать знания учеников по теме проверка умножения, учить проверять умножение с помощью деления и умножения; развивать логическое мышление учеников
Вид урока: изучение новой темы
Тип урока: комбинированный
| Ход урока
| I Инициация
| II Актуализация ранее изученного
| а) Фронтальный опрос
-Как сравнить две дроби с разными знаменателями?
-Расскажите правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями?
б) Работа по карточкам
Карточка №1 Карточка №
Сравните: Сравните:
;
;
| а) Устный счёт
-Чему равно произведение 5 и 6?
-Произведение 7 и 9?
-Произведение 8 и 8?
-Чему равно произведение 12 и 1?
Решить задачу:
Одна девочка собрала 11 грибов, другая в 2 раза больше. Сколько грибов собрала вторая девочка? (22)
| III Закрепление ЗУНов
| III Формирование новых понятий и убеждений
| а) Сообщение темы и цели урока
б) Запись в тетрадь числа, классной работы и темы урока
| в) Самостоятельная работа
№ 482, №485
| в) Объяснение новой темы
На доске:
12*2=24
-Чем является 12 в произведении? (1-й множитель)
-Чем является 2 в произведении 12 и 2? (2-й множитель)
-Чему равно произведение 12 и 2? (24)
-Какое действие мы применяли, находя произведение 12 и 2? (умножение)
-Ребята, умножение можно проверить умножением, для этого необходимо поменять множители местами: если в результате получится тот же результат, то действие выполнено, верно.
Проверка:
-Поменяем местами множители.
-Назовите пример? (2 * 12)
-Чему равно произведение 2 и 12? (24)
-Какой можем сделать вывод? (умножение выполнено, верно)
Ребята, умножение так же можно проверить делением.
Например:
12*3=36
-Чему равно произведение 12 и 3? (36)
-Назовите первый множитель? (12)
-Назовите второй множитель? (3)
-Назовите произведение? (36)
-Чтобы проверить выполнено ли верно умножение, надо произведение разделить на один из множителей.
Например: 36/3=12
| IV Физкультминутка
| IV. Самостоятельная работа (продолжение)
| IV. Закрепление полученных ранее ЗУНов
|
| № 453 самостоятельно
Для того, чтобы проверить умножение можно выбрать любой удобный для вас способ)
Проверка с учителем.
8*5=40 5*8=40
9*6=54 54/9=6
22*4=88 4*22=88
23*2=46 46/2=23
13*2=26 2*13=26
14*2=28 2*14=28
24*2=48 2*24=48
69*1=69 69/1=69
33*3=99 3*33=99
23*3=69 3*23=69
33*0=0 0*33=0
42*2=84 84/2=42
Работа над задачей
№ 454
-Прочитайте задачу
-О чём идёт речь в задаче?
-Что известно о массе пластмассового кузова?
-Известно ли чему равна масса металлического кузова?
-Но что известно?
-Зная массу пластмассового кузова и то, что она в 2 раза меньше массы металлического кузова, можем ли мы узнать массу металлического кузова?
-Ребята, масса пластмассового кузова в 2 раза меньше массы металлического, значит масса металлического кузова больше или меньше массы пластмассового кузова? (больше)
-Значит, каким действием будем находить массу металлического кузова?
-Назовите действие?
Чему равно произведение 48 и 2?
-В каких единицах измеряется масса кузова?
-А как можно проверить правильно ли мы выполнили умножение?
-А как ещё можно проверить, каким действием?
Решение:
48*2=96 (кг)
Проверка: 2*48=96 (кг)
96/2=48 (кг) (деление производится в столбик)
-Какой можно сделать вывод? (умножение выполнено верно)
-Назовите ответ?
| V. Домашнее задание
| №481
| №455
| VI. Рефлексия
-Спасибо за урок, ребята!
-Понравился ли вам урок?
| |
|
|