Главная страница

Урок по алгебре в 9 классе по теме: «Четная и нечетная функции»



Скачать 62.21 Kb.
НазваниеУрок по алгебре в 9 классе по теме: «Четная и нечетная функции»
Дата05.03.2016
Размер62.21 Kb.
ТипУрок

Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме:

« Четная и нечетная функции»
Учебник и задачник А.Г. Мордкович Алгебра 9 класс.

Урок подготовила и провела Железнова Я.А.
Цели: формирование понятий: « симметричное множество», « четная функция», «нечетная функция», научить исследовать функцию на четность, определять по графику четность и нечетность функции, научит строить четные и нечетные функции, проверка усвоения новых знаний умений и навыков.

А также развитие общеучебных навыков: устной и письмен­ной речи, умения задавать вопросы, слушать других, понимать и оценивать, раз­витие познавательных процессов (внимание, восприятие, памяти, представления и воображе­ния).
Оборудование: кодоскоп, распечатанные пленки для него: определение симметричного множества, решение примера 4, четная и нечетная функция, графики и система координат.

На каждого ученика карточка с алгоритмом и для самостоятельной работы.

Структура урока: 1. Орг. момент.

2.. Подготовка к изучению нового материала и постановка цели урока

  1. Изучение нового материала + закрепление

  2. Подведение итогов урока

  3. С.Р.

Так как в этот день в классе два урока алгебры , то домашнее задание будет дано на втором уроке
Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Так как в этот день в классе два урока алгебры , то домашнее задание будет дано на втором уроке

1. Орг. момент.

Приветствие класса, проверка присутствующих в классе.
2. Подготовка к изучению нового материала и постановка цели урока (беседа).

? Что такое область определения функции?

? Как она обозначается?

? Какие элементы называют противоположными:

? Приведите примеры
До сегодняшнего дня мы с вами обсуждали только те свойства функции, которые были вам знакомы. Но запас свойств будет пополняться. Сегодня мы с вами рассмотрим еще два свойства.
Записываем: число, классная работа тема урока: « Четная и нечетная функции»
3. Изучение нового материала и первичное закрепление

А) Для этого нам понадобится новое понятие: «Симметричное множество»

Как вы думаете, что это за множество?

(Обсуждение).

Записываем: Если числовое множество Х вместе с каждым своим элементом х

содержит и противоположный элемент – х, то Х называют симметричным множеством.

(Это же определение выводится через кодоскоп)

Определите симметричное множество или нет: (-2; 2), [ -5; 5], [0; ), (), (-2; 3), [-5; 5).

Б) Рассмотрим алгоритм исследование функции на четность. ( каждому ученику раздаются карточки с алгоритмом)

Алгоритм исследования функции на четность


  1. О
    нет

    да

    да

    нет

    да
    бласть определения функции y = f(x) симметричное множество?



2. Найти f (–x)

Функция не является

ни четной, ни нечетной





3. Верно ли, что f (x ) = f ( – x)





4. Найти f (x)

Функция четная



5. Верно ли, что f (x) = f ( – x)




нет

Функция нечетная

Функция не является

ни четной, ни нечетной

Разделим тетрадную страницу на 4 колонки и впишем в них 4 примера.

( Работа выполняется строго по пунктам алгоритма: сначала 1 шаг в первом примере, затем 1 шаг во втором примере, 1 шаг в третьем примере, 1 шаг в четвертом, потом второй шаг в 1 примере и.т.д. Первый пример учитель делает, второй – учитель с подсказкой учеников, третий - ученик, четвертый самостоятельно без проверки).

f(x) =3 x2+x4

1. D( f ) – симметричное множество

2. f(–x) =3 (–x)2+(–x)4 = 3x2+x4

3. f (– x) = f(x)

Функция четная


f(x) = х(5 – x2)

1. D( f ) – симметричное множество

2. f(–x) = –х(5 – (– x)2)

3. f (– x) f(x)

4. f (x) = –(5 – x2)

5. f( – x) = – f(x)

Функция нечетная


f(x) =4 x6–x2

1. D( f ) – симметричное множество

2. f(–x) = 4xx2

3. f (– x) = f(x)

Функция четная


f(x) = x7+2x3

1. D( f ) – симметричное множество

2. f(–x) = (–x)7+2(–x)3 = –x7–2x3

3. f (– x) = f(x)

4. – f (x) = –(x7+2x3) = – x7– 2x3

5. f( – x) = – f(x)

Функция нечетная




Давайте проверим как вы самостоятельно решили 4 пример ( сверка с готовым решением по кодоскопу).

В) Рассмотрим более сложные задания ( ученики у доски)

1) f(x) = x3– 3x + 1

2) f(x) =

3) f(x) = [–2; 2),

4) f(x)=3–2 x4
Г) Теперь обсудим геометрический смысл свойства четности и свойства нечетности функции.
Пусть у = f(x) — четная функция, т. е. f(-x) = f(x) для любого х D{f).

Рассмотрим две точки графика функции: А(х; f(x)) и В(-х; f(-x)). Так как f(-x) = f(x), то у точек А и В абсциссы явля­ются противоположными числами, а ординаты одинаковы. Эти точки симметричны относительно оси у.

Таким образом, для каждой точки А графика четной функции у = f(x) существу­ет симметричная ей относительно оси у точка В того же графика.

Это означает, что
Записываем : График четной функции симметричен отно­сительно оси ординат.

(Это же определение выводится через кодоскоп)

Верно и обратное утверждение.

Сформулируйте его.
Записываем: Если график функции симметричен относительно оси ординат, то функция четная.

(Это же определение выводится через кодоскоп)
Пусть у = f(x) — нечетная функция, т. е. f(-x) = -f(x) для любого х D{f). Рассмотрим две точки графика функции: А(х; f(x)) и В(-х; f(-x)). Так как f(-x) = -f(x), то у точек А и В абсциссы являются противоположными числами и ордина­ты являются противоположными числами. Эти точки симметричны относительно начала координат.

Таким образом, для каждой точки А графика нечетной функции у = f(x) существует симметричная ей относительно начала координат точка В того же графика.

Это означает, что
Записываем : График нечетной функции симметричен относительно начала координат.

(Это же определение выводится через кодоскоп)
Верно и обратное утверждение.

Сформулируйте его
Записываем : Если график функции симметричен относительно начала координат, то функция нечетная.

(Это же определение выводится через кодоскоп)


  1. № 283, 284 устно по чертежам

  2. 285 в тетради самостоятельно. Проверка через кодоскоп



4. Итоги

1) Подведем итог: ( фронтальный опрос)

? Какое множество называют симметричным

? С какими новыми свойствами мы свойствами познакомились

? Назовите этапы алгоритма исследования функции на четность

? Продолжите фразы:

  • график четной функции симметричен относительно…

  • если график функции симметричен относительно оси ординат…

  • график нечетной функции симметричен относительно…

  • если график функции симметричен относительно начала координат…


2) Самостоятельная работа по теме:
Вариант 1

1. Исследовать на четность функциюy = x ( x4 + 1 )

2. На рисунке изображена часть графика четной функции. Достройте график этой функции

Вариант 2

1. Исследовать на четность функцию y = x3

2. На рисунке изображена часть графика нечетной функции. Достройте график этой функции


Самостоятельная работа на карточках по вариантам. Сдается на оценку.