|
Урок по алгебре в 9 классе по теме: «Четная и нечетная функции» Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме:
« Четная и нечетная функции» Учебник и задачник А.Г. Мордкович Алгебра 9 класс.
Урок подготовила и провела Железнова Я.А. Цели: формирование понятий: « симметричное множество», « четная функция», «нечетная функция», научить исследовать функцию на четность, определять по графику четность и нечетность функции, научит строить четные и нечетные функции, проверка усвоения новых знаний умений и навыков.
А также развитие общеучебных навыков: устной и письменной речи, умения задавать вопросы, слушать других, понимать и оценивать, развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, памяти, представления и воображения). Оборудование: кодоскоп, распечатанные пленки для него: определение симметричного множества, решение примера 4, четная и нечетная функция, графики и система координат.
На каждого ученика карточка с алгоритмом и для самостоятельной работы.
Структура урока: 1. Орг. момент.
2.. Подготовка к изучению нового материала и постановка цели урока
Изучение нового материала + закрепление
Подведение итогов урока
С.Р.
Так как в этот день в классе два урока алгебры , то домашнее задание будет дано на втором уроке Тип урока: изучение и закрепление нового материала
Так как в этот день в классе два урока алгебры , то домашнее задание будет дано на втором уроке
1. Орг. момент.
Приветствие класса, проверка присутствующих в классе. 2. Подготовка к изучению нового материала и постановка цели урока (беседа).
? Что такое область определения функции?
? Как она обозначается?
? Какие элементы называют противоположными:
? Приведите примеры До сегодняшнего дня мы с вами обсуждали только те свойства функции, которые были вам знакомы. Но запас свойств будет пополняться. Сегодня мы с вами рассмотрим еще два свойства. Записываем: число, классная работа тема урока: « Четная и нечетная функции» 3. Изучение нового материала и первичное закрепление
А) Для этого нам понадобится новое понятие: «Симметричное множество»
Как вы думаете, что это за множество?
(Обсуждение).
Записываем: Если числовое множество Х вместе с каждым своим элементом х
содержит и противоположный элемент – х, то Х называют симметричным множеством.
(Это же определение выводится через кодоскоп)
Определите симметричное множество или нет: (-2; 2), [ -5; 5], [0; ), (), (-2; 3), [-5; 5).
Б) Рассмотрим алгоритм исследование функции на четность. ( каждому ученику раздаются карточки с алгоритмом)
Алгоритм исследования функции на четность
О нет да да нет да бласть определения функции y = f(x) симметричное множество?
2. Найти f (–x) Функция не является
ни четной, ни нечетной
3. Верно ли, что f (x ) = f ( – x)
4. Найти – f (x)
Функция четная
5. Верно ли, что – f (x) = f ( – x)
нет
Функция нечетная Функция не является
ни четной, ни нечетной
Разделим тетрадную страницу на 4 колонки и впишем в них 4 примера.
( Работа выполняется строго по пунктам алгоритма: сначала 1 шаг в первом примере, затем 1 шаг во втором примере, 1 шаг в третьем примере, 1 шаг в четвертом, потом второй шаг в 1 примере и.т.д. Первый пример учитель делает, второй – учитель с подсказкой учеников, третий - ученик, четвертый самостоятельно без проверки).
f(x) =3 x2+x4
1. D( f ) – симметричное множество
2. f(–x) =3 (–x)2+(–x)4 = 3x2+x4
3. f (– x) = f(x)
Функция четная
| f(x) = х(5 – x2)
1. D( f ) – симметричное множество
2. f(–x) = –х(5 – (– x)2)
3. f (– x) f(x)
4. – f (x) = –(5 – x2)
5. f( – x) = – f(x)
Функция нечетная
| f(x) =4 x6–x2
1. D( f ) – симметричное множество
2. f(–x) = 4x – x2
3. f (– x) = f(x)
Функция четная
| f(x) = x7+2x3
1. D( f ) – симметричное множество
2. f(–x) = (–x)7+2(–x)3 = –x7–2x3
3. f (– x) = f(x)
4. – f (x) = –(x7+2x3) = – x7– 2x3
5. f( – x) = – f(x)
Функция нечетная
|
Давайте проверим как вы самостоятельно решили 4 пример ( сверка с готовым решением по кодоскопу).
В) Рассмотрим более сложные задания ( ученики у доски)
1) f(x) = x3– 3x + 1
2) f(x) =
3) f(x) = [–2; 2),
4) f(x)=3–2 x4 Г) Теперь обсудим геометрический смысл свойства четности и свойства нечетности функции. Пусть у = f(x) — четная функция, т. е. f(-x) = f(x) для любого х D{f).
Рассмотрим две точки графика функции: А(х; f(x)) и В(-х; f(-x)). Так как f(-x) = f(x), то у точек А и В абсциссы являются противоположными числами, а ординаты одинаковы. Эти точки симметричны относительно оси у.
Таким образом, для каждой точки А графика четной функции у = f(x) существует симметричная ей относительно оси у точка В того же графика.
Это означает, что Записываем : График четной функции симметричен относительно оси ординат.
(Это же определение выводится через кодоскоп)
Верно и обратное утверждение.
Сформулируйте его. Записываем: Если график функции симметричен относительно оси ординат, то функция четная.
(Это же определение выводится через кодоскоп) Пусть у = f(x) — нечетная функция, т. е. f(-x) = -f(x) для любого х D{f). Рассмотрим две точки графика функции: А(х; f(x)) и В(-х; f(-x)). Так как f(-x) = -f(x), то у точек А и В абсциссы являются противоположными числами и ординаты являются противоположными числами. Эти точки симметричны относительно начала координат.
Таким образом, для каждой точки А графика нечетной функции у = f(x) существует симметричная ей относительно начала координат точка В того же графика.
Это означает, что Записываем : График нечетной функции симметричен относительно начала координат.
(Это же определение выводится через кодоскоп) Верно и обратное утверждение.
Сформулируйте его Записываем : Если график функции симметричен относительно начала координат, то функция нечетная.
(Это же определение выводится через кодоскоп)
№ 283, 284 устно по чертежам
285 в тетради самостоятельно. Проверка через кодоскоп
4. Итоги
1) Подведем итог: ( фронтальный опрос)
? Какое множество называют симметричным
? С какими новыми свойствами мы свойствами познакомились
? Назовите этапы алгоритма исследования функции на четность
? Продолжите фразы:
график четной функции симметричен относительно…
если график функции симметричен относительно оси ординат…
график нечетной функции симметричен относительно…
если график функции симметричен относительно начала координат…
2) Самостоятельная работа по теме: Вариант 1
1. Исследовать на четность функциюy = x ( x4 + 1 )
2. На рисунке изображена часть графика четной функции. Достройте график этой функции
Вариант 2
1. Исследовать на четность функцию y = x3 –
2. На рисунке изображена часть графика нечетной функции. Достройте график этой функции
Самостоятельная работа на карточках по вариантам. Сдается на оценку. |
|
|