|
Составление числа 4 разными способами Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познания»
по развитию элементарных математических представлений
в старшей группе для детей
с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического здоровья)
учитель-дефектолог
Зинченко Елена Владимировна
Лексическая тема «Здравствуй, Зимушка-Зима!».
Тема: Составление числа 4 разными способами.
Образовательные задачи
- Закреплять значения о числовом ряде в пределах 4;
- Закреплять навык пересчета предметов независимо от направления счета;
- Учить называть итог счета, согласовывать числительные с существительными.
Развивающие задачи
- Развивать внимание, мышление.
-Мелкую моторику, тактильные ощущения;
-Учить ориентироваться в окружающем пространстве.
Воспитательные задачи
- воспитывать умение слушать друг друга.
Образовательная область: «Коммуникация, «Физическая культура», « Художественная литература», «Безопасность»
Демонстрационный материал: «Чудесный мешочек» с цифрами, игрушка Белочка, письмо, предметные картинки
Ход НОД
Организационный момент
Игра «Чудесный мешочек». Дети должны на ощупь узнать цифру, достать ее, проверить и прикрепить на доску в ряд (цифры от 1 до 4).
Основная часть
Дефектолог. Можно ли то, что получилось у нас на доске назвать рядом? (Да, это ряд чисел.)
Назовите цифры, составляющие этот ряд слева направо (справа налево). (Три, один, два, два, четыре, один, два.)
Составьте из этих чисел числовой ряд, начиная с меньшего числа. (Один, два, три, четыре.)
Составьте их этих цифр другой ряд, поставив слева самую большую из этих цифр. Назовите этот ряд. (Четыре, три, два, один.)
— Какой это счет: прямой или обратный? (Обратный.)
-— Посмотрите, я нашла, письмо . Но на нем не написано от кого оно. Только загадка, Читаю загадку
«Кто по елкам ловко скачет .
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет ,
Сушит на зиму грибы?»
-Кто это? (Белка) ( дети отгадывают) (вскрываю письмо)
Дефектолог читает.
-Нас приглашает белочка в гости . Собирайтесь. А что там за окном?
-Какое наступило время года?
Обобщение ответов детей
- Зима (ответы детей) зимой холодно, много снега, часто идет снег, снег везде на земле, крышах домов, на деревьях, Деревья и кустарники голые. Трудно зимой птицам и зверям, мало пищи.
-Правильно дети ,зимой птицам и зверям холодно и голодно, чем мы можем угостить белочку ?(грибами, орехами, ягодами).
- Отправляемся в лес в гости к белочке, но лес заколдован, (сообщает нам белочка) попадет только тот кто умеет считать.
- Умеют дети считать?! (ответ детей)
Игра «Хлопни (топни, присядь) столько раз , какую я похожу цифру »
-«А теперь не зевайте, в круг скорее все вставайте».(дефектолог показывает цифры, а дети выполняют определенные движения по инструкции педагога)
Хлопнуть столько раз ,сколько обозначает данная цифра(4),присесть (цифра 3), подпрыгнуть ( цифра 2), топнуть правой ногой (цифра 1)
- Вы у меня молодцы!
Отправляемся в лес.
-О.О. «Безопасность».
Вспомните как надо вести себя в лесу!( не шуметь , мусор не бросать, не ломать веточки , сделать с родителями кормушки и кормить птиц зимой)
Игра «Идем в гости к белочке»
На доске сюжетная картинка Белочка и четыре бельчонка.
Рядом картинки «вразброс»: 3 гриба, 1 гриб и белка. два ореха и два ореха, четыре гриба по одному.
- Мы идем в гости к белочке. Нужно подарить ей столько грибов, сколько бельчат у белочки .
- Сколько бельчат у белочке? (Четыре.)
- Сколько грибов нужно подарить белочке? (Четыре.)
--Сколько у нас грибов? (Три и еще один гриб.)
- Как получить четыре? (Три да один, получится четыре.) (Дети выполняют действие с карточками.)
Как можно это же число получить другим способом? (Один да три, получится четыре.) (Карточки меняют местами.)
Среди карточек с разным количеством грибов: два, четыре, три, один нужно выбрать карточку с таким количеством грибов, которой можно заменить эти две карточки. (Дети выбирают карточку с четырьмя грибами.)
- Из чего белочка делает запасы на зиму? (Из шишек, орехов, ягод.)
-Что ещё мы можем подарить белочке -Орехи.
- Мы нашли четыре орешка за два раза. Вначале мы нашли два орешка. (Показ орешков.) Сколько орешков надо найти в следующий раз? (Еще два.) (Показ других двух орешков.)
- Как мы получили четыре в этом случае? (Два да два получится четыре.)
Мы нашли четыре орешка за четыре раза. Вначале один орешек. (Показ орешка.) Потом — еще один. (Показ орешка.) Затем — еще один. (Показ орешка.) Сколько орешков нашла в последний раз? (Еще один.) (Показ орешка.)
Как мы получили четыре в этом случае? (Один да один, да один, да один получится четыре.)
Какими способами можно получить число четыре? (Три да один; один да три; два да два; один да один да один да один.)
III О.О. «Физическая культура»
Физкультминутка ( играем тихая, спокойная музыка) Белый снег пушистый В воздухе кружится (руки через стороны вверх, покачивания руками над головой) И на землю тихо Падает, ложится. (присели, руки опустили на пол)
Дефектолог. Скажите, у каких предметов у нас в группе по четыре одинаковых части? (Четыре ножки у стола, стула; четыре стены, четыре угла.)
— А в природе? (Четыре лапы (ноги) у животных, четыре крыла у бабочки, стрекозы, мухи.) IV Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения..
Каждому ребенку раздается карточка , сколько пуговиц вы нащупаете, столько и возьмете орешков, шишек, желудей.
Взаимопроверка
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия. |
|
|