Главная страница

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Алнерская основная общеобразовательная школа» Д. Алнеры Сухиничского района Калужской области



Скачать 461.89 Kb.
НазваниеМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Алнерская основная общеобразовательная школа» Д. Алнеры Сухиничского района Калужской области
страница1/2
Дата17.02.2016
Размер461.89 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алнерская основная общеобразовательная школа»

Д.Алнеры Сухиничского района Калужской области


Рассмотрено:

Протокол пед.совета

_____ от __________2014 г

Согласовано

Зам.директора по УВР

________________

Мишина Л.В.

«_____»_________ 2014 г.

Утверждаю

Директор школы

____________

Головинов В.А.

«_____»___________2014 г.


Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Читалочка»

для 1-4 классов

на 2014-2018 уч.год

Составитель:

учитель начальных классов

Лукина И.Г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Читалочка» разработана в соответствии с ФГОС НОО.

Программа позволяет показать учащимся. как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир книг. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности, для формирования читательской компетентности учащихся, которая составляет основу умения учиться.
Актуальность программы обуславливается тем, что положение с чтением учащихся в нашей стране крайне тревожное. Об этом говорят результаты исследования. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли лишь 43 место. Они показали слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению, т.е. смысловое чтение находится на очень низком уровне.  Поэтому существует необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность и в итоге он стал " человеком читающим", личностью, владеющей культурой чтения. Успехи в обучении чтению во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

В программу

Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современном обществе. Центральной задачей для всех учащихся является научиться эффективно находить знания, критически мыслить, умение воспринимать новую информацию и критически её исследовать.

Цель программы: формирование читательской компетентности и

читательской самостоятельности школьника.

Задачи программы:

  • совершенствование навыка чтения учащихся;

  • развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.

  • развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.

  • развитие умения работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

Для достижения цели используются:

- обеспечение условий реализации индивидуальных возможностей каждого ученика в различных видах деятельности4

- создание ситуации успеха для каждого ученика, реализацию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся

Программа «Читалочка» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования.

Через реализацию программы «Читалочка» осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство мира книг. Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее образование, углубление и расширение знаний, которые на уроке далеко не всегда определены в полной мере. Реализация данной программы способствует успешности обучения младших школьников курсам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технологии», «Математики», «Светский этики» и «Музыки». Программы будет способствовать расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. поможет решить задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа создает возможность для воспитания грамотного читателя, развивается память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Рассчитана на учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся. Есть возможность привлечения родителей в учебный процесс.

Реализация данной программы предусматривает этап преемственности с 5 классом, так как у них есть возможность продолжить работу над этой программой.

Для успешности проведения занятий используются СОТ (современные образовательные технологии): работа в паре, группе, дифференцированный подход, ИКТ, приёмы критического мышления. Обучение на основе «учебных ситуаций». Уровневая дифференциация. Проблемно-диалогическое обучение. Технология развития критического мышления. ИКТ – технология. Здоровье-сберегающие технологии.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

  • внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;

  • мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;

  • эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, любовь и уважение к Отечеству;

  • первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки,

  • стремления к успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведение;

  • умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

Познавательные УУД:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг;

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

  • выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;

  • высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о её оформлении и структуре;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведении;

  • пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;

  • вести диалог о прочитанной книге.

В результате освоения программы «Читалочка» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  • пользоваться словарными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Мониторинг успешности достижения планируемых результатов
Мониторинг успешности достижения планируемых результатов

Диагностика осуществляется в следующих формах:

  • наблюдение в процессе проведения занятий за развитием читательского интереса; (Приложение 1)

  • выявление круга читательских интересов;

  • проверка техники чтения учащихся и составление детьми графика динамики развития техники чтения; (Приложение 2)

  • системы контролирующих материалов – тесты, викторины;

  • выявление трёх уровней компетенции чтения

(Приложение 3)

Учебно-тематический план

1-й класс



Наимено-вание разделов

Наименование тем

Количество часов




Из них

Всего

Теорети-ческих

Практи-ческих

1

Здравствуй, книга!

(11 часов)

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

1

1




2

Моя любимая книга. (диагностика)

1




1

3

Знакомство с классной библиотекой.

1




1

4

Урок слушания

1

0,5

0,5

5

Знакомство со школьной библиотекой. Путешествие в литературу - первое знакомство с библиотекой.

1




1

6

Урок слушания

1

0,5

0,5

7

Урок слушания

1

0,5

0,5

8

Книга, прочитанная родителями.

1




1

9

Экскурсия в сельскую библиотеку.

1




1

10

Урок слушания

1

0,5

0,5

11

Урок слушания

1

0,5

0,5

12

Народная мудрость.

(9 часов)

Потешки, шутки и считалки

1

0,5

0,5

13

Загадки.

1




1

14

Детские стишки.

1




1

1516

Русские народные сказки.

(о животных)

2

0,5

1,5

17

Русские народные сказки (бытовые)

1

0,5

0,5

18

19

Русские народные сказки (волшебные)

2

0,5

1,5

20

Сказки разных народов

1

0,5

0,5

21

Детские писатели

(13 часов)

Детские стишки.

1




1

22

Стихи о маме

1




1

23

С.Я.Маршак. Выставка книг.

1

1




24

Литературный марафон

1




1

25

В.В.Бианки «Аришка-трусишка»

1

0,5

0,5

26

Н.И.Сладков «Лиса-плясунья»

1

0,5

0,5

27

Ё.А.Пермяк «Торопливый ножик»

1

0,5

0,5

28

В.Осеева «Сыновья»

1

0,5

0,5

29

В.Осеева «Три товарища»

1




1

30

Н.Артюхова «Трусиха»

1

0,5

0,5

31

Н.Артюхова «Подружки»

1




1

32

Л.Воронкова «Что сказала бы мама?»

1

0,5

0,5

33

Список книг на лето

1

1










Всего:

33







2 класс




Наимено-вание разделов

Наименование тем

Количество часов

Из них

Всего

Теорети-ческих

Практи-ческих

1

Книга, здравствуй!

(2 часа)

Книги, прочитанные летом.

1




1

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

1

1




2

Правила поведения в библиотеке. Структура книги.

Выставка книг о детях.

1

0,5

0,5

3

Сказки разных народов

(4 часа)

«Айога» (нанайская сказка)

1




1

4

«Волк-ябедник» (афганская сказка)

1




1

5

«Лёгкий хлеб» (белорусская сказка.

1




1

6

Японская народная сказка «Журушка»

1




1

7

Рассказы и сказки В.И.Даля

(3 часа)

«Старик-годовик»

1

0,5

0,5

8

«Девочка Снегурочка»

1




1

9

«Лиса-лапотница»

1

0,5

0,5

10

Сказки Андерсена

(3 часа)

«Свинопас»

1

0,5

0,5

11

«Дюймовочка»

1




1

12

«Гадкий утёнок»

1




1

13

Рассказы о животных

(3 часа)

В.В.Бианки «Красная горка», «Первая охота»

1

0,5

0,5

14

В.Дурова, Н.Дуровой «Обезьяна Мимус», «Слон Бэби»

1

0,5

0,5

15

Б.С.Житков «Как слон спас хозяина от тигра», «Про слона», Мангуст», «Про обезьянку»

1

0,5

0,5

16

Рассказы о природе

(2 часа)

Н.И.Сладкова «Суд над декабрём», «Всему своё время»

1

0,5

0,5

17

Подборка стихов для «Нового года»

1




1

18

Сказки, стихи и рассказы

(5 часов)


В.Г.Сутеева «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Мы ищем кляксу», «Раз, два – дружно!», «Разные колёса»

1

0,5

0,5

19

Рассказы и сказки Н.Н.Носова «Заплатка», «Находчивость», «Замазка»

1

0,5

0,5

20

Стихи и сказки Б.Заходера. «Что красивее всего?», «Хрюк на ёлке», «Серая звездочка»

1

0,5

0,5

21

Е.А.Пермяк. «Волшебные сказки», Две пословицы», «Четыре брата», «Торопливый ножик», «Маркел-Самодел»

1

0,5

0,5

22

Подборка стихов по теме «8 марта»

1




1

23

Рассказы о героях

(6 часов)

Я.Тайц «Приказ»

1

0,5

0,5

24

А.И.Приставкин «Портрет отца»

1

0,5

0,5

25

С.П.Алексеев «Брестская крепость»

1

0,5

0,5

26

А.В.Митяев «Землянка»

1

0,5

0,5

27

Лев Кассиль. Книга рассказов «Главное войско»

1

0,5

0,5

28

Подборка стихов для монтажа по теме «Великая Отечественная война»

1




1

29

По страницам книг

(6 часов)

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

0,5

0,5

30

Литературная игра

1

0,5

1

31

Марафон книг

1

0,5

1

32

Книги С.Михалкова

1

0,5

0,5

33

Книги Чуковского

1

0,5

0,5

34

Список книг на лето

1

1










Всего:

34








3 класс.




Наименование тем

Количество часов

Из них

Всего

Теорети-ческих

Практи-ческих

1

Книги прочитанные летом.

1




1

2

Устное народное творчество. Урок –игра «Сокровища мудрости народной»

1

0,5

0,5

3

КВН «Русские народные сказки»

1




1

4

Басни И.А.Крылова

1

0,5

0,5

5

О братьях наших меньших. В.Чаплина, Б.Житков …

1

0,5

0,5

6

Творчество С.Я Маршака

1

0,5

0,5

7-8

Рассказы К Паустовского

2

0,5

1,5

9

По страницам детских журналов.

1




1

10

Рассказы и сказки В.В.Бианки

1

0,5

0,5

11

Мифы, легенды, предания.

1

0,5

0,5

12

КВН по сказкам братьев Гримм

1




1

13

Сказки Шарля Перро

1

0,5

0,5

14-15

Сказки датского сказочника Г.Х.Андерсена

2

0,5

1,5

16

В.Катаев «Цветик-семицветик»

1

0,5

0,5

17

Рассказы о животных А.Куприн

1

0,5

0,5

18

Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

1

0,5

0,5

19

Л.Пантелеева «Новенькая»

1

0,5

0,5

20

Л.Воронкова «Девочка из города»

1

0,5

0,5

21

Книги Э.Н.Успенского

1

0,5

0,5

22

Былины.

1

0,5

0,5

23

А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». «Сказка о золотом петушке»

1

0,5

0,5

24-25

А.Н.Толстой «Приключение Буратино»

2

0,5

1,5

26

В.Дуров «Мои звери»

1

0,5

0,5

27

Сказка Э.Шим «Снег и Кислинка»

1

0,5

0,5

28

«Лесная газета» В.Бианки

1

0,5

0,5

29

Произведения о маме

1




1

30

Рассказы Л.Пантелеева

1

0,5

0,5

31-32

В.Воскобойников «Девятьсот дней мужества»

2

0,5

1,5

33

Сказка «Мальчик-Звезда»

1

0,5

0,5

34

Список книг на лето

1

1







Всего:

34








4 класс.




Наименование тем

Количество часов

Из них

Всего

Теорети-ческих

Практи-ческих

1

Книги, прочитанные летом

1




1

2-3

Легенды и мифы Древней Греции

2

1

1

4-6

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

3

0,5

2,5

7-8

А.Гайдар «Тимур и его команда»

2

0,5

1,5

9-10

А.Алексин «Необычные похождения Севы Котлова»

2

0,5

1,5

11-12

Д.Дефо «Робинзон Крузо» (в пересказе К.Чуковского

2

0,5

1,5

13-14

Э. Успенский «Вниз по волшебной реке»

2

0,5

1,5

15-16

А.Лингрен «Расмус-бродяга»

2

0,5

1,5

17-18

Я.Ларри «Приключения Карика и Вали»

2

0,5

1,5

19-20

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

2

0,5

1,5

21-22

М. Зощенко Рассказы о Леле и Миньке: «Золотые слова», «Великие путешественники», «Ёлка», «Галоши и мороженное», «Не надо врать», «Через 30 лет», «Находка»

2

0,5

1,5

23-24

«Приключения барона Мюнхаузена»

2

0,5

1,5

25-26

С Алексеев «Рассказы о Суворове»

2

0,5

1,5

27-28

С.Алексеев . «Рассказы об обороне Ленинграда»

2

0,5

1,5

29-30

И.Куприн «Белый пудель»

2

0,5

1,5

31

Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

1

0,5

1,5

32

Книги, которые я люблю

1




1

33

Игра «Литературный тайм»

1




1

34

Список книг на лето

1

1







Всего:

34








Содержание программы

1 класс

Здравствуй, книга!(11 часов)

  1   2