Главная страница

Составила: учитель русского языка и литературы Лукина И. Г



НазваниеСоставила: учитель русского языка и литературы Лукина И. Г
страница3/4
Дата17.02.2016
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

9. Диктант-«молчанка»

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.

10. Лингвистический футбол

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

11. Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант

Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям даётся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)

6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.) Итого ответов: 001010.

12. Найди пару

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.

1) Николай и не заметил,

надо прилежно учиться. 1 4

2) Скучен день до вечера,

установилась теплая, солнечная погода. 2 5

3) Чтобы получить хорошую профессию,
тихо шелестящих под ветром. 3 1

4) Которая бывает в начале сентября,

что стало светать. 4 2

5) Воздух пропитан ароматом трав,

ли делать нечего. 2 5

13. Умный редактор

Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...

1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения записать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась смена.

14. «Снежный ком».

Цель: учиться строить предложение согласно нормам русского литературного языка.
Группе ребят предлагается вытянуть билет с одной буквой. Задание состоит в том, чтобы составить предложение, слова в котором начинались бы на эту букву. Каждый член группы добавляет своё слово, а за 10 секунд до окончания работы ребята корректируют предложение.

(Например: С середины среды серебряный снег с севера сыпался совершенно спокойно.)

15. Игра «Сдвиг».

Цель: найти и исправить случаи сдвига в предложениях, установить лексические нормы.

1.Медаль «За мужество в бою» (первоначальный вариант – «За отвагу»).

2.Можно ли быть равнодушным ко злу?

3.С свинцом в груди лежал он недвижим.

4.Слыхали ль вы за рощей в час ночной певца любви, певца своей печали?

5.И шаг твой землю тяготил.

6.Он с трепетом к княгине входит.

16.Игра «Неаккуратная фраза».

Цель: Определить причины смысловой неаккуратности фраз (двусмысленность, неоправданное употребление).



  1. Вся команда сейчас находится в интересном положении! (Передача «Что? Где? Когда?»

  2. На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации.

  3. Горем и удивлением поразила его смерть всех немцев. (А.Н.Толстой)

  4. Старый поп, одной ногой уже вступивший в гроб, двух молодых венчал перед налоем. (А.С.Пушкин)

  5. От жениха князя Андрея получено было четвёртое письмо, из Риги. (Л.Н.Толстой)

  6. Крестьяне трудом своих рук поднялись на ноги. (Шк.соч-е)

  7. Обвинение премьер-министра было поддержано президентом. (Телепередача)

    17.Игра «Пресс-клуб».

    Цель: научить просмотровому (поисковому), реферативному и выборочному чтению.

    Группы ребят получают пакеты свежих газет самого различного направления. Каждая группа выбирает одну из проблем, наиболее часто освещаемую в прессе: политическая жизнь, деловой мир, культура, спорт, здоровье и т.п.. 

    За 30 минут нужно найти информацию по своей проблеме, обработать её (распределить в группе материал, роли, выстроить композицию выступления в эфире) и выйти с передачей.

    Каждая группа демонстрирует результат своей работы. Анализируется выступление по критериям:

    - качества «человека на трибуне»;

    - актуальность и новизна содержания выбранного материала;

    - качество сценических находок в подаче материала.


    Выступления проводим в актовом зале за трибуной.


    Подготовить игру помогают «Подсказки на каждый день» Угроватовой Т.Ю. (5 -7 классы), различные издания библиотечки «Первое сентября», материалы дистанционных курсов пед. Университета «Первое сентября».

    Ученикам нравятся «узаконенные» подсказки. Некоторые из них:

     КОЕ-, -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ – 

    Чёрточки не забудь.

    И при -ТАКИ, -КА и -ДЕ

    Ставьте чёрточки везде.

    Лишь частицы БЫ, ЖЕ, ЛИ

    Без дефиса отдели.


    Слитно пишутся предлоги

    ^ НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
    НАПОДОБИЕ,

    ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ - 
    Знаю все наперечёт.

    Применять можно дифференцированные игровые задачи (библиотечка «Первое сентября».

    Задачи оцениваются баллами от 3-х до 5-ти

    Например, задания на 3 балла для учащихся 8-9 классов:

  1. Согласно известной математической шутке такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам, - это:
    (А) бисектрисса; (Б) биссектрисса; (В) бисектриса; (Г) бесектриса; (Д) биссектриса.

    2. В результате соединения каких частей речи получилось имя доктора Айболита?
    (А) наречие + глагол; (Б) наречие + существительное; (В) междометие + глагол; (Д) существительное + существительное.

    Задания на 4 балла:

    1.Какое словосочетание нужно поставить вместо пропуска во фразу:

    Это был________________,как медвежонок.

    (А) некто иной; (Б) не кто иной; (В) кто не иной; (Г) ни кто иной; (Д) никто иной. (Б) – именно он.

    2. Все приведённые ниже слова – устаревшие, но четыре устарели по одной причине, а одно – по другой. Какое?

    (А) боярин; (Б) вече; (В) армяк; (Г) ямщик; (Д) чело. (Д) –архаизм (ЛОБ), остальные – историзмы.

    Задания на 5 баллов.

    1.Ознакомьтесь с предложениями на японском языке и их переводами:

    Хэя-ни хаха-га иру – в комнате находится мама

    Хэя-ни цукуэ-га иру – в комнате находится стол

    Нива-ни икэ-га ару – во дворе находится пруд

    Нива-ни нэко-га ару – во дворе находится кошка

    Икэ-ни сакана-га иру - в пруду находится рыбка.

    Как переводится на японский язык предложение: в комнате находится собака, - если известно, что по-японски собака – ину:

    (А) ину-ни хэя-га иру;

    (Б) хэя-га ину-ни ару;

    (В) хэя-ни ину-га иру; +

    (Г) хэя-ни ину-га ару;

    (Д) хэя-ни ину-ни иру.

    2.Сколько общих звуков в словах свой и овсяный?

    (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. (Б) – J. 


    18. Кто в тереме живёт?

    Цель: Заинтересовать учащихся предметом, подготовить к написанию лингвистических сказок.

    Жили-были 10 дружных имён существительных: дуб, жёлудь, сани, ворота, сахар, тропинка, степь, конь, молоко, уверенность. Вот однажды шли они по лесу и оказались перед двумя теремами. Постучались в первый:

    - Тук-тук, кто в тереме живёт?

    А им отвечают:

    - Здесь живут существительные, изменяющиеся по числам.

    Постучали во второй – слышат:

    - Здесь живут существительные, не изменяющиеся по числам.

    Подумали. Посоветовались имена существительные и разошлись по разным теремам. Как вы думаете, кто из них живёт в первом, а кто – во втором тереме?


    19. Цветок-недруг и цветок-друг.

    Однажды меня на улице остановил незнакомец.

    - Здравствуй, - сказал он. – Как жизнь?

    - Здравствуйте, - ответил я и с удивлением посмотрел на незнакомца.

    - Как настроение?

    - Так себе, - сказал я неуверенно. - Хочешь его изменить?

    - Хочу. А как?

    Тут незнакомец развернул пакет, который держал в руках. И я увидел (1) … цветок: лепестки у него были (2) … , листья (3)… , а стебель (4) … .

    - Понюхай его, - сказал незнакомец.

    Я наклонился к цветку и почувствовал (5) … , (6) … запах.

    - Если нюхать этот цветок в течение трёх минут, - произнёс незнакомец, - то настроение твоё окончательно определится, станет (7) … . Ну, так как? Подарить тебе этот цветок?

    - Нет, не хочу! – испуганно сказал я и поспешно зашагал прочь.

    - Конечно, благодарю вас! – воскликнул я и протянул руку к цветку.


    Прилагательные мы вставили разные, но у всех в первом рассказе они создавали образ цветка- недруга, а во втором – цветка-друга. Получилось примерно так:


1


2


1.странный

2.грязно-серый

3.морщинистый

4.колючий

5.неприятный

6.резкий

7.скверный


1 красивый

2.голубой

3.нежный

4.гибкий

5.приятный

6.тонкий

7.прекрасный

20. «Сочинение-гадание» и «Сочинение по кругу».

Цель: Развитие творчества, интереса к предмету, «разгрузка» детей.

Эти уроки традиционно проводятся в конце четверти и не оцениваются за грамотность.

«Сочинение-гадание»: учащимся предлагается определить, на какой срок будем «гадать» (1год, … ), взять любую книгу, учебник (достать наугад). Затем предлагается открыть книгу на любой странице; загадать номер строки, закрыв глаза; найти её, прочитать и начать фантазировать о том, что же ожидает тебя через … лет.

Главное: эмоциональность, загадочность, артистизм учителя, который может убедить ребят в верности «гадания».

Дети могут поделиться своими «гаданиями» (кто желает).

«Сочинение «по кругу»: Может играть весь класс или группы. Учителем задаётся тема (могут назвать и сами ребята). Определяется постоянная цепочка, по которой ученики по команде учителя «Передали!» отдают свои листочки (тетради) другому (всегда одному и тому же товарищу по команде). В зависимости от времени, отведённого на игру, листочки «путешествуют» по кругу и могут возвратиться к начинающему. 

Первое предложение пишет каждый ученик своё. Жанр работы – любой: сказка, рассказ (любовный, приключенческий, фантастический, исторический, о будущем и т.д.). По команде «Передали!» начинает «работать» цепочка. Каждый следующий ученик прочитывает все предыдущие предложения, а затем дописывает своё, не нарушая сюжета.

Работы получаются интересные, зачитываются перед всеми. Причём ученики сами предлагают, какую работу представить первой, т.к. они знакомы со всеми сочинениями.

21. Игра  «Крестики – нолики».
- Для  начала  проверим  себя.  Все  знают  игру «Крестики – нолики». Учитель  читает  утверждение,  учащиеся  знаком  «Х» обозначают  правильное,  знаком  «О» - неправильное,  все  отметки  производятся  по  часовой  стрелке.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

а) Однородные  члены  предложения  всегда  разделяются  запятыми.  
б) Однородные  члены  предложения  не   разделяются  запятыми,    когда  они  связаны  одиночным  союзом  И,  ИЛИ,   ЛИБО.
в)  Между  однородными  членами  всегда  ставится    запятая,  если  они  соединены  союзами.
г) Между  однородными  членами  запятая  ставится,  если  они  не  соединены  союзами. 
д) Между  однородными  членами  предложения  запятая  ставится,  если  они  соединены  союзами  А,  НО.
е)  Верна  ли  постановка  знаков  препинания  в  схеме?    ○,  и  ○
- Правильность  ответов  проверим  по  таблице.  Поднимите  руки,  кто  выполнил  правильно.

1.

О

2.

Х

3.

О

4.

Х

5.

Х

6.

О
1   2   3   4