|
Урок «сложение чисел с разными знаками»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа
УРОК
«СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ»
Предмет: МАТЕМАТИКА, класс: 6
Разработчик:
Учитель математики МКОУ Николаевской СОШ
Клименкова Ирина Александровна
с. Николаевка
2013г.
План урока
Тема “Сложение чисел с разными знаками»
Цель: познакомить с правилом сложения чисел с разными знаками, разработать алгоритм;
отработка умений и навыков по алгоритму,
контроль и оценка результатов деятельности на уроке.
Метод: конкретно-индуктивный выведение правила
Оборудование: доска, мел, линейка, раздаточный дидактический материал I Подготовительный этап
Цель: актуализировать ЗУН по темам «Модуль числа», «Изображение чисел на координатной прямой»
Фронтальная работа с классом. Запись на доске.
Вопросы: 1. Что называется модулем числа? 2. Дать понятие отрицательного числа.
3. Вычислить: |-7|+ |5|; |-7|-|-5|; |-7|-|5|; |-7|+|-5|; |7|-|-5|; |63|:|-9|; |-1|·|0|
4. Изобразить на координатной прямой точки с координатами, объясняя выполнение: А(6), В(-4), С(-1), D(+3), F(-6,5) II Мотивационный этап
Запись на доске: 2+3; 3-2; 2-3. Вычислить. Проблема: в третьем примере вычитаемое больше уменьшаемого
Вопрос: можно ли выполнить вычитание? III этап. Изучение нового материала.
Учитель: Мы знакомы с отрицательными числами и выражение 2-3 можем записать в виде суммы 2+(-3). В данном выражении слагаемые с разными знаками. Вопрос (проблема): Как сложить числа с разными знаками.
Обучающиеся: возможные варианты ответов. Один из вариантов ответов: сложить числа с помощью координатной прямой. 2+ (-3)= ?
Ход рассуждений:
Отмечаем точку с координатой 2;
«Идём» влево от точки с координатой 2 на 3 единичных отрезка
Результатом будет число -1
Запись на доске: 2+ (-3) = -1. Аналогично -3+2= -1 (свойство?) Контрпример: выполнить сложение -100 +99. Проблема: сложно изобразить в тетради на координатной прямой числа -100, 99. Необходимо выработать алгоритм сложения чисел с разными знаками. Работа в группах (ряды):
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Вычислить с помощью координатной прямой.
-7 +5 -6 +4 -8 +5
10 +(-8) 11+ (-9) 9+ (-2)
9-15 5-8 4-10 Обсуждение:
Высказывания обучающихся после того, как на доске записаны результаты вычислений.
Вопрос: Скажите, что можно заметить в результатах сложений?
Закономерности:
Результаты получаются, как при вычитании. Чего? (акцентировать внимание: от большего числа по модулю вычитаем меньшее число по модулю)
Но в результате может быть как знак «+», так и «- «
Выработка алгоритма: сложить a+b
Найти модули слагаемых;
Сравнить модули, пусть |a|<|b|;
Найти разность модулей, |a| -|b|;
Результат взять со знаком числа, у которого модуль больше
Пример: запись 5 + (-7) = -(7-5) = -2
Рассуждения: |5|=5, |-7|= 7
|-7|>|5| IV Формирование ведущего действия
Работа по алгоритму (алгоритм лежит на столах обучающихся)
Фронтально, учитель в диалоге с обучающимися, пример прорешивается на доске (в рабочих тетрадях обучающихся) с комментариями пошагово по алгоритму)
-100 +99 = - (100-99) = -1
|-100|=100, |99|= 99, т.к. |-100|>|99|, то 100-99 =1, но результат берём со знаком большего модуля, т.е. -1
Задание для обучающихся: придумать по два примера на сложение чисел с разными знаками, записать в свою тетрадь, но без решения. Дать соседу по парте решить твои примеры. Оценить, обсудить правильность выполнения задания.
Учитель визуально контролирует, корректирует
Дидактический раздаточный материал
Задание с кодированными ответами: Найти значения выражений.
Кодировка на столе учителя.
3,6 + (-2,8). Варианты: М(0,8),С(0,8), Р(6,4)
-28 + 13. Варианты: Л(15), А(-41), И(-15)
¾ + (-¼). Варианты: К(-1), И(1), Н(½)
-2⅝ + ⅝. Варианты: У(-2), В(2), С(-2⅛)
0+ (-10). Варианты: О(10), С(-10), Д(0)
Слово МИНУС V Подведение итогов урока – рефлексия:
А) Что знали:
В) Что нового узнали:
С) С каким настроением ты работал на уроке. Оценивание работ обучающихся на уроке. Д/з |
|
|