|
Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике
Доклад на тему :
« Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике»
Выполнила:
учитель математики МБОУ «Урвановская СОШ»
Разина Елена Константиновна 2013 год
Сегодня нельзя представить деятельность человека без математики. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе; в технике, в обществоведении. Даже юристы, историки берут на вооружение математические методы.
Математика – одна из самых сложных дисциплин, она вызывает трудности у многих школьников, но есть учащиеся, для которых математика самый любимый предмет. Поэтому перед каждым учителем постоянно встает вопрос: как организовать работу на уроке так, чтобы не терялся интерес к предмету у учащихся с разными способностями к математике, чтобы ученик с каждой решенной задачей, с каждой маленькой победой обретал достоинство, росла его вера в свои возможности
Поэтому на плечи учителя математики ложится задача: на уроках и во внеурочной деятельности работать на будущее, на перспективу; научить школьников считать, решать задачи для того, чтобы они могли применять свои знания в жизни, в быту; удивить детей математикой, заинтересовать; максимально приблизить к решению повседневных бытовых задач.
Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять свои предложения, догадки; уметь делать обобщения изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Творческая деятельность уч-ся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел уч-ся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний.
Задача педагога - организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у учащегося, повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение. Развитие творческой потенции ученика можно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Согласимся с русским классиком Л.Н. Толстым, который считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Эти слова актуальны и сейчас. Быстрота мысли, сообразительность, способность с ходу схватывать основное, сокращать рассуждения, последовательность соответствующих действий, раскрывать связи и отношения между различными математическими понятиями, характеризуют ученика с богатым опытом творческой деятельности. Такие учащиеся проявляют творческую самостоятельность, они выполняют задания не только по готовым образцам, по аналогии, а вносят в этот процесс что-то новое. Пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов, высказывают новые стороны изучаемых явлений и т. д. Каким же образом возможно обучение творчеству? Как можно развивать творческое воображение в рамках целостного педагогического процесса, в частности на уроках математики? Любой человек, обладающий специальными знаниями и навыками выполнения определённой деятельности (в том числе творческой), способен осуществить её. Поскольку нет принципиальных различий между деятельностью вообще и творческой деятельностью, то любой субъект, обладающий достаточной подготовленностью способен осуществить деятельность на уровне творческой деятельности. Таким образом, несмотря на то, что творческая деятельность есть сложнейший процесс, включающий в себя цели, интересы и средства их достижений, она не является уделом только избранных, талантов, гениев. Реальная творческая деятельность и творчество учащихся в учебном процессе – несколько разные вещи, поскольку последних творчеству всё-таки обучают. Поэтому в процессе творческой деятельности учащемуся может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на уроках математики, через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. По моему мнению творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны. Итак, под творческим заданием мы понимаем вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта. Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку. Определим место творческих заданий в целостном педагогическом процессе, в частности на уроках математики:
организация выполнения творческих заданий должна соответствовать основным целям и задачам обучения;
творческие задания должны сочетаться с другими видами учебной деятельности учащихся на уроке;
необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки, их интересы и склонности, а также уровень самостоятельности;
необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и влияние переходного периода на развитие воображения;
работа по выполнению творческих заданий на уроке математики может быть различной длительности по времени (от 5 минут до 40 минут);
отличительной и главной чертой творческих заданий на уроке должен являться уровень новизны, так же актуализация прошлого опыта;
творческие задания позволяют самим ученикам дифференцированно подходить к их выполнению в соответствии со своими умениями и навыками;
на первоначальном этапе применения творческих заданий учитывать желание учащихся, их мотивы;
оценка выполнения творческих заданий должна желательно носить позитивный характер.
Содержание творческих заданий, сконструированные в соответствии с программными требованиями и учебниками “Математика – 5” и “Математика – 6” должно помогать усвоению теоретического курса математики. Среди регулярно применяемых заданий можно выделить следующие:
составление учащимися задач по изученным темам программы с определённой целевой установкой на их содержание - экологическое, нравственное, связанное с местными проблемами и пр. (тем более, это важно в связи с тем, что содержание имеющихся в учебниках задач не всегда соответствует жизненным реалиям);
сочинение сказок, рассказов по изученным разделам программы, что в методическом аспекте помогает решать и задачи целостного обобщения пройденной темы;
сочинение стихотворений на изученное правило или закон;
творческие практические задачи на геометрический материал программы (придумывание фигур, названий фигурам, составление рассказов и сказок по графикам и диаграммам, как из учебных пособий, так и самостоятельно изображённым) и др.;
написание сочинений по математике – высшая форма письменной работы, которая отражает опыт учащихся, их умение наблюдать, видеть, представлять, систематизировать, ясно излагать свои мысли, фантазировать.
Как же, не перегружая учебный план, реализовать выполнение этих заданий в системе? Основную часть творческих заданий можно предлагать классу для домашнего выполнения, причём в подавляющем числе случаев по желанию. После чего результаты творческих заданий просматриваются учителем, анализируются школьниками, из них отбираются лучшие, которые в дальнейшем предлагаются учащимся других классов. Следует отметить, что если в начале творческие задания выполняют около трети учащихся класса, то в дальнейшем это число возрастает почти вдвое, причём активное участие в такой творческой работе принимают и слабоуспевающие ученики. Повышается мотивация творческой познавательной деятельности. К концу года почти все учащиеся класса активно подключаются к творческой деятельности. Также следует отметить, что часть заданий можно выполнять непосредственно на самом уроке, на самых различных его этапах:
это ряд заданий, выполняемых устно;
задания на повторение учебного материала;
задания при объяснении нового материала;
задания на выработку алгоритма действий, выработку умений и навыков, на закрепление знаний;
задания для самостоятельных работ творческого характера;
задания с игровыми моментами.
Рассмотрим виды творческих заданий:
творческие задания, несущие новую информацию для учащихся;
творческие задания, знакомящие учащихся с новым для них методом решения;
творческие задания, в которых происходит создание нового;
(самостоятельное составление задач, примеров и пр. оригинального содержания, аналогичных ранее решенным задачам);
творческие задания, которые могут быть выполнены разными способами;
творческие задания на нахождение закономерностей и составление своих закономерностей;
творческие задания, которые подразумевают организацию практической познавательной деятельности: нарисовать, составить, разрезать, зашифровать, начертить, заполнить таблицу и др.;
творческие задания занимательного характера, на смекалку;
творческие задания, содержащие игровой момент;
творческие задания с элементами тренинга;
творческие домашние задания.
Проводить весь учебный процесс, на уроке только используя задания творческого характера невозможно, необходимо чередовать творческую деятельность с деятельностью алгоритмической, стереотипной. В связи с этим в творческих заданиях нужно предусматривать тренинги, которые способствуют многократному повторению заданий одного типа для лучшего закрепления материала и быстрой наработки навыка. Элементы тренинга в творческих заданиях включать с учётом следующих требований: от простого к сложному. Главное же в заданиях-тренингах – это наличие творческого элемента. На заключительном этапе тренинга ученику предлагается придумать аналогичное задание и решить его. Например: придумать число, привести свой пример по изученной теме, составить задачу определённого содержания (со сказочным или фантастическим сюжетом, экологическим или историческим и т.д.). Далее - составить свою цепочку примеров “лесенку”, “ромашку” и т.д., придумать свою закономерность и другое. Например, рассмотрим задания из темы “ Признаки делимости” 6класс. На 4 делятся числа, которые оканчиваются двумя нулями или у которых две последние цифры составляют число, делящееся на 4. 189512 делится нацело на 4, т.к. две последние цифры составляют число 12. Ответь на вопросы: а) делятся ли на 4 числа и почему: 315668; 109814748; 400044014,578600? б) будут ли делиться на 4 числа, если вместо * поставить любые цифры? **32; **76; **16; **70; **48; **61; **50; **20?Объясните свой ответ. в) придумайте свои многозначные числа, которые будут делиться на 4. На этом примере видно, как творческое задание в комплексе решает ряд обозначенных ранее проблем. Происходит обновление ранее усвоенных знаний, т.к. задание несёт новую информацию для учащихся, в то же время основывается на имеющихся знаниях, умениях и навыках (признаки делимости на 2, на5, на 10,на 3, на 9 и др.). Мы видим также тренинг с наличием нового элемента - деление на 4. Рассмотрим в качестве примера ещё одно задание по теме “ Разложение числа на простые множители” 6 класс. “ Простая ромашка”. а) Запишите простые числа в лепестках ромашки так, чтобы произведение всех этих чисел равнялось 240. б) Нарисуйте “ простую ромашку” для числа 144. Сколько у неё будет лепестков?
в) Можно ли нарисовать “ простую ромашку” для числа 47? Обоснуйте ответ.
г) Выберите какое-нибудь своё число, нарисуйте для него “ простую ромашку”, если это возможно.
Это задание носит характер занимательности. В ходе урока это задание можно обыграть. Этапы а), б), в) можно использовать в ходе небольшого соревновательного момента на уроке. В зависимости от целей и задач урока задание “ простая ромашка” может быть использована как на повторении, на закреплении, так и в домашнем задании.
Творческие задания могут с успехом использоваться для решения целой группы задач в педагогическом процессе: образовательных, развивающих, воспитывающих. Таких как развитие познавательных процессов личности школьника; развитие эмоционально – волевой сферы учащихся; воспитание интереса; развитие мотивационной сферы учащихся; развитие коммуникативных умений и др.
Более подробно остановимся на заданиях, в которых требуется создать нечто новое. В нашем случае это составление задач. Составление задач учащимися имеет большое значение не только для проверки усвоенных ими знаний, но также способствует развитию творческой активности учащихся. Умение учащихся критически подходить к условию задания, анализировать данные в условии задания и отношения между ними является одной из черт творческой активности. Составление задачи требует от ученика актуализации образов прошлого опыта, применения ранее полученных знаний, умений и навыков в иных связях и отношениях.
Вначале учащиеся выполняют на уроках серию задач по определённой теме, причём с нарастанием сложности (8–10 мин.). Также предусмотрены задачи с разнообразным интересным и занимательным содержанием, чтобы стимулировать более разнообразный выбор темы при составлении новой задачи.
Тематика задач в дальнейшем сильно расширяется. У отдельных учащихся задачи отличается оригинальностью, многообразием образов, необычностью сюжетов, более связаны с жизнью, интересами подростков, их чувствами и межличностными отношениями, всё чаще в них присутствует юмор.
Составление задач возможно:
* по краткой записи
* по формулам и уравнениям
* по указанной зависимости между величинами составляемой задачи
* по задаче аналогичной решенной в классе
* по числовым данным, собираемыми самими учащимися
* составление задачи путем видоизменения данной, решенной в классе
* составление задачи на применение изученной теории в ситуациях, * максимально близких к окружающей ученика жизни
* составление задачи на применение изученной теории в ситуациях далеких * от окружающей ученика жизни (фантастический, сказочный сюжет)
* по графикам и диаграммам
* составление задачи, обратной данной
* составление задачи, продолжающей данную задачу
* по заданному вопросу
С первых уроков я учу детей самим задавать вопросы отвечающим уч-ся по пройденной теме. На первых уроках чувствуется растерянность, неумение правильно сформулировать вопрос (иногда из-за незнания учебного материала). Хороший вопрос может задать ученик, владеющий материалом, терминами. Им нравится проверять своих друзей по классу.
Задавая домой первую творческую работу, я обращаю внимание на то, что хорошим советчиком во всём является их учебник, но используя его, они должны проявить своё творчество.
Творческие домашние задания. Существуют разные способы и формы развития творческих способностей на уроках математики: конкурсы, викторины, игры, соревнования, которые позволяют ученикам проявить свою смекалку, выдумку, находчивость. Для развития творческих способностей большую роль сыграют четко организованные домашние работы. Без домашних заданий учение может продвигаться вперед лишь очень медленно Домашняя работа является одной из форм самостоятельной работы. К содержанию и объему домашних заданий нужно предъявлять следующие требования:
1) Домашние задания по математике должны способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. Чтобы выполнить это требование необходимо включать в домашние задания элементы нового по сравнению с материалом урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность проявить самостоятельность, заставить их напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал.
2) Домашняя работа по математике должна быть доступным и посильным, но не точной копией работы, выполненной в классе, так как развитие мышления школьника может быть с большим успехом достигнуто путем упражнения его в творческом решении посильных задач, вместо изучения сложных малодоступных теорий.
3) Давая домашние задания по математике, учителю в некоторых случаях следует провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
4) В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.
Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий по математике способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию творческой самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.
Таким образом, соблюдая все изложенные требования к домашним заданиям, учитель может создать оптимальные условия для развития творческой самостоятельности мышления школьников.
Обязательно предусмотрены задания на составление задач, сочинение сказок, рассказов, составление законов, математических игр. Итогом работы по четвертям являются творческие задания, которые учащиеся выполняют самостоятельно дома в каникулярное время. Они выполняют это задание на альбомных листах в виде авторского сборника творческих заданий, красочно, с рисунками. Виды творческих заданий учащиеся выбирают сами по желанию, кому, что больше нравится
Творческие домашние задания должны быть регулярными, и должны использоваться на уроках либо при проведении внеклассных мероприятий (при этом обязательно должны упоминаться автор работы), а также задания должны оцениваться, а исполнители поощряться оценкой или награждением на линейке и т.д.
а) Работа над книгой.
Привитию навыка приобретения новых знаний без посторонней помощи, способствует самостоятельное изучение нового материла по учебнику. Самостоятельную работу с книгой по изучению нового материала следует проводить несколько этапов. На первом этапе целесообразно проводить предварительную классную работу, подготавливающую ученика к самостоятельной работе с учебником дома. Второй этап – это этап, где можно предложить самостоятельное изучение теорем, доказательства которых аналогичны, рассмотренным ранее. На третьем этапе предложить учащимся в качестве домашнего задания самостоятельное изучение материала по учебнику. Конечно, это касается не любого параграфа учебника.
Отбирая параграфы учебника, которые учащиеся будут изучать дома самостоятельно, нужно помнить, что они должны понять содержание прочитанного. Выделять главные моменты, уметь привести примеры, изложить прочитанное. Полезно требовать от учеников делать записи последовательных этапов изложения материала, выводов, выполнять чертежи, отличные от приведенных в учебнике.
Самостоятельное изучение материла по учебнику сложнее, чем его восприятие со слов учителя, но психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей. Лишь в ходе их преодоления ученик может развить творческие способности.
Большую помощь в расширении математического кругозора учащихся оказывает чтение научно-популярной литературы по математике.
Широкие способности для самостоятельной работы учащихся с книгой и развития их познавательных способностей предоставляют задания по подготовке коротких докладов к урокам. Такие доклады можно дать поочередно отдельным учащимся. Темы и литературу для докладов рекомендует учитель. Доклады могут быть по истории вопроса, о жизни и деятельности выдающихся педагогов математиков. Содержание доклада нужно логически увязать с изучаемой темой. Например, при изучении теоремы Пифагора можно рекомендовать такие доклады: «Различные способы доказательства теоремы», «Пифагор – знаменитый математик Древней Греции»
Доклады учащихся оживляют урок, способствуют развитию способностей школьников, развивают интерес к математике. Готовя доклад, учащиеся приобретают навык работы с книгой, учатся выбирать главное из прочитанного текста и излагать материал лаконичным математическим языком. Несомненно, этот вид домашнего задания должен иметь больший удельный вес в старших классах, однако его можно практиковать и в младших и средних классах.
б) Лабораторные и практические работы.
Положительную роль в развитии математического мышления и творческой самостоятельности играет лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения и факты. Учитель должен стремиться к тому, чтобы в процессе домашней работы учащиеся как можно больше теорем «открыли» сами. Важным шагом в этом направлении является проведение лабораторных работ на уроке. Систематическое проведение лабораторных работ на уроках дает возможность широко практиковать этот вид домашнего задания. Учителю нужно четко отбирать математические факты, которые учащиеся сами могут открыть самостоятельно в процессе домашней работы, и предоставить им такую возможность. Примеры таких заданий: «Определение числа π », «Вычисление длины окружности », «О соотношении между сторонами и углами прямоугольного треугольника » и др.
в) Математические сочинения.
Одной из форм творческой работы учащихся при обучении математике являются математические сочинения. Сочинение развивает самостоятельность мышления школьников и умение кратко изложить текст в письменной форме. При написании математических сочинений ученики выполняют разные виды деятельности:
1) самостоятельные изучения литературы;
2) отбор материала по выбранной теме;
3) связное изложение материала;
4) проведение небольших самостоятельных исследований;
5) подбор или самостоятельное составление задач и их решение.
Тематика сочинений разнообразна. Например:
1) История какого-нибудь вопроса («История обыкновенных дробей», «История возникновения процентов», «История развития буквенной символики», «История прогрессий», «История открытия логарифмов» и др.).
2) Приложение математики в какой-нибудь области знаний («Применение математики в с/х.», «Математика в биологии», «Геометрия вокруг нас» и др.).
3) Методы решения задач («Решение задач методом симметрии», «Метод математической индукции» и др.).
4) Обобщение какого-либо раздела программы, изучаемого в разных классах («Все, что я знаю о треугольнике», «Развитие понятия числа» и др.).
В математическом уголке школы полезно устраивать выставки домашних сочинений учащихся, а лучшие из них должны быть разработаны и представлены как доклады на школьной конференции учащихся или на научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее».
. При формировании понятий могут использоваться различные творческие задания. Это может быть написание сказки, стихотворений, различные поделки, рисунки, математические газеты и т.д. Один из видов творческих заданий при работе с понятиями — составление детьми «Геометрического словарика». При составлении словарика дети дают определение понятия (своими словами, так, как они понимают), самостоятельно выделяют существенные свойства, подбирают интересный материал, оформляют словарик, сочиняют сказки, стихи, загадки, выполняют рисунки. В геометрическом словарике отражаются следующие моменты: 1. Термин (Дети пишут название) 2. Определение (Ребята отвечают на вопрос «Что это такое?», описывают фигуру, перечисляют её свойства) 3. Содержание понятия (Перечисляются свойства, благодаря которым эту фигуру можно отличить от остальных геометрических фигур) 4. Объём понятия (Перечисляются виды, отвечают на вопрос «Какие бывают?», «Как можно сделать?») 5. Связь с жизнью (Где встречается, какие предметы или их части имеют такую же форму?) 6. Творческое оформление (стихотворения, сказки, загадки, интересные задания, рисунки и т.д.) В результате этой работы составление словариков помогает детям сформировать понятия, а не просто представления о геометрических фигурах. После анализа словарей сделаны некоторые выводы. 1. Дети пытаются давать свои определения. Например, «Круг — это геометрическая фигура, у которой нет углов. Некоторые пытаются сформулировать определения через разные родовые понятия. 2. К составлению словариков ученики подошли творчески. Большая часть словарей оформлена ярко, много рисунков, стихотворений, загадок. 3. Некоторые ученики в своих словариках не просто не соединяют, но и пытаются развести понятия «шар» и «круг». Известно, что даже взрослый человек может сказать «круглый мяч, круглый шар».
Работа по составлению словариков, несомненно, носит творческий характер. Детям этот вид работы нравится. Они выступают как авторы, сами создают образы, используют свои ассоциации. На мой взгляд, такой вид работы, как составление геометрических словариков, помогает сформировать понятия, развивает творческое мышление младших школьников, способствует формированию познавательной активности и интереса на уроках математики. Таким образом, выполнение детьми творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников. Задания из года в год усложняются, так как часто бывает необходимо мысленно увидеть, представить характер того или иного преобразования, вообразить то целое, которое должно быть составлено из предложенных частей; найти недостающую часть среди множества заданных частей для получения целого; преобразовать, перестроить самостоятельно построенный объект с целью изучения его функций.
Примеры задач, которые придумали учащиеся 5-6 классов.
У Миши была коллекция значков 99 штук. 30% этих значков он подарил своей сестренке Маше. Сколько значков подарил он Маше? Сколько значков у него осталось у Миши? Раньше батон стоил 15рублей. На следующий год стал стоить 25рублей. На сколько % увеличилась цена батона? Велосипед стоит 2500 руб., а самокат на 30% дешевле. Сколько стоит самокат? У Буратино было 45 воздушных шариков. Он их приготовил на праздник. Стал надувать шары и проткнул 13% своим острым носом. Сколько осталось шаров у незадачливого Буратино? Мама купила на рынке 20 кг.огурцов. 3/5 всех огурцов она засолила. Сколько огурцов осталось?
Примерные творческие задания для 5-6 классов:
Если ты представляешь себя сказочником, то сочини сказку “Из жизни дробей”.
Если ты любишь сочинять стихи, то придумай стихи на изученные правила, свойства, законы.
Если тебе нравиться придумывать задачи, то составь задачи оригинального содержания на любую изученную тему. Количество задач не ограничено и не регламентируется.
Если ты просто любишь рисовать, то нарисовать картину “игры с закономерностями” (использовать кошек, человечков, домики, квадраты и др.) тебе не составит труда.
Если ты любишь играть, то придумай математическую игру с дробями.
Составь кроссворд по теме “Дробные числа”.
В заключении хочу отметить, что урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие. Современный урок - это урок, на котором учитель умело использует все возможные формы организации познавательной деятельности учащихся. Один из потенциалов – это использование информационных технологий на уроках математики. Оно делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.
Моя задача как педагога - организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у учащегося повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение.
Литература
1. Советский энциклопедический словарь. М., "Советская Энциклопедия", 1980 2. Волков И. П. "Учим творчеству". Педагогический поиск. Сост. И. Н. Баженова. М., 1987, с. 110.
3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
4. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1985.
5. Касьяненко М.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики. – М. Просвещение, 1988.
6. Математика 5 – 11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М.Фадеева. – Волгоград: Учитель,2006 |
|
|