Главная страница

Протокол № от мая 2013 г. «Рекомендовано к утверждению нмс»



Скачать 143.3 Kb.
НазваниеПротокол № от мая 2013 г. «Рекомендовано к утверждению нмс»
Дата15.02.2016
Размер143.3 Kb.
ТипПротокол


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Земля родная»


«Рассмотрено на заседании МО»

Руководитель МО_________Иванова И.М..

Протокол №___ от «____» мая 2013 г.


«Рекомендовано к утверждению НМС»

Заместитель директора школы по УВР МАОУ СОШ «Земля родная» ________Дубоневич В.Н.

Протокол № ____ от «____»_________2013 г.

«Утверждена»

Директор МАОУ СОШ «Земля родная»

____________ Татаринов М.Н.

Приказ № ___ от «___»______ 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«Решение текстовых задач»
Учитель: Яцюк Ирина Владимировна

Год реализации программы: 2013/ 2014 учебный год

Класс: 9б, 9в

Общее количество часов по плану: 16 часов

Количество часов в неделю: 2 часа (II, III, IV четверть)
Рабочая программа составлена на основании обучающей программы элективного курса по математике «Текстовые задачи: сложности и пути их решения. Алгебра 9 класс» в рамках предпрофильной подготовки. Алгебра 9 класс: Электронное пособие на основании: сборника элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская, Л. С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.

«___» ____________ 2013 ________________

(подпись учителя)

г. Новый Уренгой

Пояснительная записка.
Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Применение на практике различных задач, связанных с окружающей нас жизнью, позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Кроме того, практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ГИА.
Значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении текстовых задач. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне. Задачи же на концентрацию рассматриваются очень мало в школьном курсе математики, хотя включены в содержание пособия по подготовке к ГИА за курс основной школы по алгебре.

Ученик с первых дней занятий в школе встречается с задачей, связанной с окружающей жизнью. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления.

Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

Предлагаемый элективный курс «Решение текстовых задач» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Данный элективный курс ориентирует учащихся на обучение по естественно - научному, социально-экономическому и техническому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Задачи занимают важное место в школьном курсе математики. Их решение способствует экономическому образованию обучающихся, развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности.

Значимость умения самостоятельно решать текстовые задачи не снижается с течением времени, несмотря на все достижения научно-технического прогресса, так как мы с ними сталкиваемся на уроках математики, химии, физики. Мы решаем задачи на смеси, бизнесмены часто решают задачи на проценты, о делении доходов и т.д. А знание наиболее простых формул упрощает их решение в этом и состоит актуальность нашей работы. В заданиях по ГИА предлагаются задачи, решения которых требует составления уравнения, а также их систем. На рассмотрение и отработку таких задач уходит много времени, поэтому разработанная программа-тренажер, позволит учащимся научиться быстро и правильно решать задачи.


В связи с этим, целями предлагаемой программы являются:
1. Расширение и углубление знаний о способах решения и средствах моделирования явлений и процессов, описанных в задачах.
2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.
3. Развитие устойчивого интереса к предмету, приобщая к окружающей нас жизни.
4. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе и решения практических проблем.
Содержание предлагаемой программы направлено на решение следующих задач:


  1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач, окружающей нас жизни.

  2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.

  3. Развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся.

  4. Предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, определить готовность ученика осваивать

выбранный предмет на повышенном уровне.
Данный курс «Решение текстовых задач окружающей жизни» задаёт примерный объём знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть школьники. Программа элективного курса «Решение текстовых задач» адресована учащимся 9-х классов.
Таким образом, содержание курса охватывает все основные типы текстовых задач. Кроме того, содержание программы предполагает возможность работы со школьниками с разными учебными возможностями за счёт подбора разно уровневых задач. Для успешного усвоения содержания элективного курса необходимо опираться на знания учащихся по изученному ранее материалу:

Математика. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Проценты.

Физика. Равномерное движение. Работа.

Химия. Концентрация вещества. Количество вещества.

Экономика. Цена. Стоимость.

Методические рекомендации по реализации программы.

Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ГИА или составлены самим учителем, связанные с окружающей нас жизнью.

Начинать обучение следует с простых задач, условия которых полностью соответствуют названиям основных типов, и сводящихся к решению рациональных уравнений. Затем можно приступать к решению более сложных задач, сводящихся к системам двух и более уравнений.

На более высоком уровне целесообразно предложить учащимся комбинированные задачи, условия которых предполагает различные типы задач, их комбинацию. В результате можно предложить учащимся составить самостоятельно задачу, включающую в себя все четыре типа задач.

Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать плакаты с опорными конспектами в виде примерной модели по каждому из четырёх типов задач.

Важно правильно организовать работу учащихся с текстом задачи при проведении анализа условия. Для этого каждый учащийся должен быть обеспечен текстом. В этом плане наиболее удобными являются готовые сборники задач.

Безусловно, огромна роль учителя в правильной организации работы группы и самостоятельной познавательной деятельности школьников, поскольку доля самостоятельной работы учащихся составляет 85% всего учебного времени данного курса. Значимой для формирования и развития умения решать задачи является деятельность учащихся по самостоятельному выявлению видов задач каждого типа, составлению математической модели, плана решения, Для этого используется групповая работа. Для каждой группы разрабатываются методические инструкции и информационные листы. В течение работы учитель осуществляет разно уровневый контроль усвоения материала в рамках каждого типа задач. При этом, поскольку усвоение материала в разных группах не зависит от другого типа задач, учащиеся абсолютно безболезненно могут переходить от одного типа к другому в течение всего курса.

Эффективность реализации программы легко определяется на выходе после прохождения всего цикла на разных уровнях, по отдельным типам задач и в целом по курсу. По итогам курса учащиеся должны получить отметку «зачтено».
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:

1.Основные способы решения задач на составление уравнений.

2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:

1.Работать с текстами задачи, определять её тип.

2.Составлять план решения задачи.

3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.

4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.

5.Работать в группе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Перечень разделов/тем

Количество часов.

Составные части задач. Структура и сущность решения задач.

2

Задачи на движение двух тел.

2

Задачи на работу

2

Задачи на проценты

2

Задачи на смеси и сплавы, растворы

2

Комбинированные задачи

2

Решение задач по всему курсу

2

Защита рефератов, проектов

2

ИТОГО

16


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема 1. Составные части задач. Структура и сущность решения задач – 2 часа.

  • Типы задач.

  • Методы и способы решения задач.

  • Основные способы моделирования задач.

  • Составления плана решения задач.

Тема 2. Задачи на движение двух тел – 2 часа.

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Движение двух тел».

  • Равномерное движение.

  • Одновременные события.

  • Задачи на движение по реке, суше, воздуху.

  • Задачи на определение средней скорости движения.

Тема 3. Задачи на работу – 2 часа.

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: работа, производительность.

  • Решение задач на совместную работу.

Тема 4. Задачи на проценты – 2 часа.

  • Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции.

  • Основная формула процентов. Простые и сложные проценты.

  • Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины.

  • Решение задач связанных с банковскими расчётами.

Тема 5. Задачи на смеси, сплавы, растворы – 2 часа.

  • Концентрация вещества.

  • Процентное содержание вещества. Количество вещества.

  • Решение разно уровневых задач на смеси, сплавы, растворы.

Тема 6. Комбинированные задачи – 2 часа.

  • Различные способы решения комбинированных задач. Задачи, решаемые с помощью уравнений и систем уравнений.

  • Задачи решаемые при помощи неравенств.

  • Решение комбинированных задач.

Тема 7. Решение задач по всему курсу – 2 часа.

  • Решение тренировочных задач в группах.

  • Решение задач разного уровня сложности.



Тема 8. Защита рефератов, проектов – 2 часа.

  • Подведение итогов изучения курса «Решение текстовых задач».

  • Защита творческого задания.

ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя.

Математика Экспериментальная экзаменационная работа. 9 класс. Типовые текстовые задания. Издательство «Экзамен».Москва, 2006.

Н.Я. Виленкин, А.Н.Виленкин, Г.С.Сурвилло и др. Алгебра: Учебное пособие для учащихся 9 кл. с углубленным изучением математики. Под ред. Н.Я.Виленкина.-5-е издание. М .: Просвещение,2001.

Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. Учебник для 9 класса ОУ под редакцией Г.В.Дорофеева , Москва «Просвещение», 2009 .

Задачи на смекалку. И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин, 2006, Москва, Просвещение.

Математический кружок. 6-7 классы. А.В.Спивак. 2009, издательство МЦНМО, Москва.

Уроки развивающих задач по математике в 5-7 классах. Монов А.В., Чебоксары, 2002.

Алгебра. 9 класс. Сборник заданий к итоговому тестированию с решениями и ответами. Т.В.Коломиец, Волгоград, 2007.

ГИА-9 под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова, Легион-М, Ростов-на-Дону, 2010.

Задачи для подготовки к олимпиадам , математика, 9 класс, С.П.Ковалева, Волгоград, 2004.

Литература для учащихся.
1.Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗЫ - М.: «ОНИКС 21 век», 2001.
2Под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова . Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-9. 2011.Легион-М. Ростов – на –Дону.2010
3. Кузнецова Л.В. Суворова С.Б. Сборник заданий для подготовки итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение 2007.

Перечень интернет-ресурсов.

1. www.pms.ru/programmyi/15.html сайт школы А.Н.Колмогорова.

2. https://1september.ru материалы сайта «Фестиваль педагогических идей».
Календарно-тематическое планирование по курсу в 9 классе




урока


Тема урока

Формы

занятий

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Формы

контроля

Домашнее

задание

Дата


план

факт

1.

Составные части задач.

лекция

Должны знать: типы задач, методы и способы решения задач, основные способы моделирования задач

Уметь: составлять план решения задач.

Фронтальный опрос

карточки







2.

Структура и сущность решения задач

коллективная работа

Должны знать: типы задач, методы и способы решения задач, основные способы моделирования задач, составление плана решения задач.

Алгоритмическое предписание

карточки







3.

Задачи на движение двух тел

лекция

Должны знать: определение равномерного движения, одновременные события.

Уметь решать: задачи на движение по реке, суше, воздуху; задачи на определение средней скорости движения.

Выполнение разно уровневых тренировочных задач

карточки







4.

Задачи на движение двух тел

лекция

Должны знать: определение равномерного движения, одновременные события.

Уметь решать: задачи на движение по реке, суше, воздуху; задачи на определение средней скорости движения.

Выполнение разно уровневых тренировочных задач

карточки







5.

Задачи на работу

комбинированное занятие

Знать: обобщать и систематизировать знания по темам: работа и производительность.

Решение задач с комментариями

карточки







6.

Решение задач на совместную работу


самостоятельная работа

Уметь: решать тренировочные задачи на совместную работу.

Самостоятельное решение

карточки






7.

Задачи на проценты

рассказ.

Должны знать: основную формулу процентов, простые и сложные проценты.

Групповая практическая работа

карточки







8.

Решение задач, связанных с банковскими расчетами

самостоятельная работа

Уметь: вычислять средний и общий процент изменения величины.

Дифференцированная самостоятельная работа

карточки







9.

Задачи на смеси, сплавы, растворы

лекция - объяснение

Должны знать: определение концентрация вещества, процентное содержание вещества, количество вещества.

Практическая работа

карточки







10.

Задачи на смеси, сплавы, растворы

фронтальный опрос

Уметь: решать задачи с комментариями на смеси, сплавы и растворы

Дифференцированная самостоятельная работа

карточки







11.

Комбинированные задачи

объяснение, практическая работа

Должны уметь: решать задачи с помощью уравнений и систем уравнений

Групповая практическая работа

карточки







12.

Комбинированные задачи

объяснение, практическая работа

Должны уметь: решать задачи с помощью неравенств

Групповая практическая работа

карточки







13 - 14

Решение задач по всему курсу

семинар

Должны уметь: решать задачи разного уровня сложности

Дифференцированная контрольная работа

карточки







15-16

Защита рефератов, проектов

урок-конференция

Должны уметь: решать задачи разного уровня сложности

Защита творческого задания

карточки