Главная страница

Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения



Скачать 47.08 Kb.
НазваниеРоль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Дата12.03.2016
Размер47.08 Kb.
ТипДокументы

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Теплякова Т.Г., воспитатель

МС(к)ОУ «Начальная школа – детский сад IV вида» № 152, г. Перми
В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы не использовалась речь. Она нужна везде. Это сложная функция и ее развитие зависит от множества моментов. Немалую роль играет здесь влияние окружающих людей. Ребенок учится говорить на примере родителей, педагогов, сверстников. Очень важно, чтобы он с раннего возраста слышал правильную, отчетливую, красивую речь, на примере которой будет формироваться его собственная. Хорошо развитая речь важна также для успешного обучения ребенка в школе. А так как с каждым годом возрастает число детей с различными зрительными патологиями, то проблема изучения и развития речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения, в настоящее время является весьма актуальной.

В связи с нарушениями зрительных анализаторов у слабовидящих детей речевое развитие формируется своеобразно и очень часто не укладывается в обычные возрастные нормы. Так, по данным И.М.Земцовой, Л.И.Плаксиной, Л.И. Солнцевой и др. следует, что между чувственным опытом и вербальными представлениями у детей с нарушенным зрением имеются значительные расхождения, что, в свою очередь, накладывает негативный отпечаток на их речь. Многие дети с нарушениями зрения и речи имеют также сопутствующие нарушения:

  • сниженные возможности в зрительно–пространственной ориентировке из-за нескоординированности движений;

  • недостаточное развитие предметно–практических действий из-за неточности моторных движений глаза и руки;

  • недостаток прошлого чувственного опыта;

  • общая моторная недостаточность, отклонения скорости и ритма движений;

  • нарушение координации пальцев кисти руки, замедленность их движений, застревание на одной позе;

  • искажения, замены одних предметов другими из-за узости обзора, особенностей монокулярного зрения.

У большей части детей с нарушениями зрения обширно представлены системные нарушения речи, когда страдают все ее компоненты: фонематический слух, лексика, грамматика (Л.С.Волкова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Мастюкова, В.К. Орфинская, и др.). В то же время некоторые практические и теоретические вопросы трудностей развития речи слабовидящих детей остаются малоизученными. Это свидетельствует о необходимости совершенствования работы по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста с патологией зрения.

Таким образом, актуальность данного вопроса определяется значимостью проблемы выделения особенностей профилактической работы воспитателя со слабовидящими детьми по развитию речи.

Из исследований М.М. Кольцовой известно, что «уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук». На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому цель нашей работы: активизация и развитие речи младших дошкольников с нарушением зрения через использование пальчиковых игр.

В отношении дошкольников, имеющих нарушенное зрение, развитие тонких движений пальцев рук важно еще и потому, что без этого невозможно формирование правильных приемов осязательного обследования предметов, что, в свою очередь, весьма необходимо как для развития речи, так и для их всестороннего полноценного развития.

Все это привело нас к выводу о том, что необходимо начать работу по развитию речи у младших дошкольников, имеющих нарушения зрения, с развития мелкой моторики рук, а пальчиковые игры в этом возрасте как нельзя лучше способствуют развитию координации движений и мускулатуры пальцев рук. К тому же они доступны и понятны детям указанного возраста. Смысл этих игр заключается в том, что ребенку предлагают с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Для того чтобы вызвать и поддержать интерес к игре используются стихи.

Нами были подобраны разнообразные пальчиковые игры в соответствии с комплексно-тематическим планированием по всем образовательным областям. Игры проводились в форме совместной деятельности в разных режимных моментах (при приеме детей, при умывании, после чтения художественной литературы и т.д.) со всеми детьми, с малыми подгруппами и индивидуально. Вначале брали самые простые, легкие игры, проигрывали их многократно, изменяя мотив («Покажи маме, папе…», «Научи Зайку, Мишку…»), постепенно они усложнялись, интерес детей к ним нарастал. Дети играли с удовольствием самостоятельно и при взаимодействии друг с другом. Сопровождение всех действий речью позволило впоследствии использовать речь в качестве коррекционного средства моторики, нарушенной зрительными патологиями.

Развитие кинестетического контроля за движением пальцев рук при выполнении практических действий во время пальчиковых игр является важнейшим средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в развитии двигательных навыков и умений, способствует развитию ориентировки в микропространстве. Безусловно, при выстраивании всей системы работы по развитию речи важно знать возможности актуального и потенциального развития каждого ребенка.

В результате при использовании пальчиковых игр многие дети (65%) значительно активизировали мелкую моторику рук. Тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности; более эффективно были решены задачи по формированию полисенсорного опыта отражения, познания, обогащения представлений и образов окружающей действительности (44%) при активном включении различных видов восприятия: тактильно-двигательного, зрительно–двигательного, зрительно–осязательного, зрительно–слухового; развивается детское воображение. А кроме всего прочего, пальчиковые игры позволили нам повысить работоспособность детей младшего дошкольного возраста.

Итак, развивая мелкую моторику рук, мы развиваем у ребенка все высшие психические функции, в том числе речь и мышление. А комплексный подход в работе всех специалистов дошкольного образовательного учреждения дает возможность формировать полноценную речь детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Список литературы:

1. Воспитание детей с нарушениями зрения в семье /Под ред. Л.И.Солнцевой,

В.П.Ермакова – М.,1979.

2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения /Под ред. М.И Земцовой. – М., 1990.

3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.,1973.

4. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.

5. Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. – М.: Классикс Стиль, 2003.

6. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1985.

7. Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии //Дефектология, 1991, № 5, с. 10 – 14.