|
Что такое мелкая моторика и почему её так важно
ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК ВАЖНО РАЗВИВАТЬ.
В последнее время мы слышим о мелкой моторике и о необходимости её развивать.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около всей трети площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
У детей моего класса мелкая моторика развита очень слабо. Парезы, гиперкинез затрудняют движения. Упражнения по мелкой моторике даются детям очень тяжело на начальной стадии обучения, затем они становятся стереотипными, автоматизированными, движения ускоряются.
Тренажёрами для развития мелкой моторики кистей рук, я использую различные подручные средства, бросовый материал: пробки от бутылок, флаконов, проволока, фольга, различные шнурки, тесёмки и так далее.
Дети моего класса, с которыми я занимаюсь размазыванием пластилина по контуру, в начале обучения были нетерпеливы, неусидчивы, невнимательны, несамостоятельны.
Речь детей неразвита, скудна по своему словарному запасу, ответы на вопросы односложны. Много трудностей и во время письменных работ. Среди них можно выделить 3 основных:
- трудности, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия, затруднениями зрительно-моторной координации;
-трудности, связанные с недостатками речевого развития и фонетико-фонематического восприятия;
-комплексные трудности.
Итак, чтобы помочь детям моего класса в развитии рук, я решила заняться с ними барельефами из пластилина.
Техника этих занятий требует тонкого понимания красоты, вкуса, художественного такта, фантазии и конечно мастерства; воспитывает усидчивость, терпение. Размазывание пластилина-достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности.
Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять одни и те же движения, находя в этом своеобразную красоту и ритмику.
Азы этого ремесла может освоить любой человек, но для этого необходимо большое терпение. А его как раз и не хватает у моих ребят. И я поняла, что это хороший способ научить ребят многим вещам – от создания маленьких сюжетов из пластилина на картоне до произнесения звуков, слов и предложений.
Чтобы занятия не надоели, вношу какие-либо изменения, делаю их более увлекательными, это вызывает у детей новый интерес. Занимаемся под музыку, параллельно обогащаем свой словарный запас, комментируя действия.
Я стараюсь воспитывать в детях самостоятельность, поддерживая и поощряя, но, помогая лишь теми способами, которые позволяют ребёнку по мере сил самому довести дело до конца.
В начале занятий обязательна гимнастика для кистей рук, в ходе занятия для глаз.
Кроме того, что дети выполняют самостоятельно какую-либо работу, учатся комментировать свои действия, они получают радость, наслаждение, удовлетворение от результатов своего труда.
А для меня самое главное, что у них постоянно находятся в работе указательный и большой пальцы, влияющие на работу речевых центров мозга. Вследствие этого постепенно исправляется почерк ребёнка, появляются скорость и правильность письма, расширяется словарный запас. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики при обучении грамоте.
Тема «Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук» получила своё продолжение на уроках русского языка.
Начинаю свой урок организационным моментом. Продолжительность, которого 1-2 минуты. Цель этого этапа – сконцентрировать внимание учеников на учителе, настроить их на учебную деятельность. На организационном моменте включаю упражнения по развитию памяти, внимания, восприятия. В ходе урока перед письменными заданиями мною обязательно планируется гимнастика для кистей рук и пальцев. В работе использую различные тренажёры собственного изготовления. Использую любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику, рисование, нанизывание крышек на проволоку, конструирование и так далее. Упражнения подбираю с индивидуальными проблемами ребёнка: гипер- или гипотонусом, недостаточной координацией движений, неумением держать равновесие…
Включая в ход урока упражнения на развитие мелкой моторики, я предусматриваю возможность накопления словаря и усвоение наиболее употребляемых речевых моделей, развитие речи, практическое использование накопленного словаря в знакомых грамматических структурах.
Для того, чтобы поставить детям правильный почерк, я использую упражнения, рекомендованные Узоровой и Нефёдовой, которые дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия способствуют поддержанию хорошего тонуса. При выполнении данных упражнений автор рекомендует:
1)после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2)пальцы нужно нагружать равномерно;
3)поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на уроках письма, но и на уроках математики, чтения, ремесла, физкультуры.
На уроках математики и чтения фокус внимания следует перенести с разминки пальцев и ладоней на их массаж, то есть здесь лучше выбирать упражнения на различные растирания и на статическое напряжение. Хотя, конечно, не стоит пренебрегать и остальными упражнениями. На уроках ремесла пальцы нуждаются в отдыхе и развитии ловкости не меньше, чем на уроках письма. Что касается физкультуры, то гимнастика для пальцев вполне может войти в состав общей гимнастики. (См. приложения).
Результативность: 3 года наблюдений показали, что развитие мелкой моторики непосредственно влияет на уровень речевого развития. Некоторые дети имеют достаточный запас слов, умеют строить предложения, составлять тексты. Более точной стала координация движений, стало меньше логопедических ошибок; возросло умение переключаться с одного вида работы на другой.
Сложнее обстоят дела с орфографической грамотностью, но у отдельных детей возросла и она. Предоставленная результативность позволяет увидеть положительную динамику учащихся.
|
|
|