Главная страница

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с онр введение



Скачать 117.27 Kb.
НазваниеКомплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с онр введение
Дата17.08.2016
Размер117.27 Kb.
ТипДокументы

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

Введение

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.Как правило, готовность к школе определяют лишь через диагностику уровня развития познавательных процессов и определенного набора знаний, умений и навыков, которые могли бы стать опорой для педагога в рамках его профессиональной деятельности в работе с первоклассниками.

Наибольшие сложности в подготовке к школьному обучению испытывают дети с общим недоразвитием речи.Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь .

Дети с общим недоразвитием речи должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки.

Кроме этого успешность коррекционно-развивающей работы с такими детьми возможна при правильном подборе учебного и дидактического материала.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.

Предлагаемое пособие представляет собой системную подборку игр и упражнений по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи для детей с ОНР в подготовительной группе. Задания подобраны для работы по лексической теме «Овощи. Фрукты».

Аннотация

В данной работе представлен комплекс дидактических игр и упражнений для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе. Настоящий комплекс составлен в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной образовательной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. А также парциальных Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.

Комплекс разработан для изучения лексической темы «Овощи и Фрукты» и направлен на расширение словарного запаса детей и совершенствование грамматического строя речи.

Заключение

Настоящий комплекс игр обеспечит старшим дошкольникам с ОНР реализацию зоны ближайшего развития, скорейшую актуализацию речевых навыков. А также будет способствовать единству коррекционных, развивающих, обучающих и воспитательных целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых будут формироваться знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

  1. Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Описание игры. Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.

  • Помидор круглый, а огурец… (овальный).

  • Помидор мягкий, а огурец… (твердый).

  • Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).

  • Помидор большой, а огурец… (маленький).



  1. Игра с мячом «Одна семейка»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Описание игры. Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.

  • Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).

  • Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).

  • Как называется сок из лимона? (Лимонный).

  • Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).



  1. Игра «Маленькие поварята»

Цель: активизировать словарь глаголов.

Описание игры.Логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.

  • Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).

  • Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

  • Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

  • Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).



  1. Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.

Цель: развитие связной речи, мышления.

Описание. Логопед помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.

  • Как он называется? Это фрукт или овощ?

  • Где он растет?

  • Какой он по величине?

  • Какой он по цвету?

  • Какой он по форме?

  • Какой он на вкус?

  • Какой он на ощупь?

  • Что из него можно приготовить?



  1. Игра «Угадай-ка!»

Цель: Обучение составлению загадок-описаний.

Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.

  1. Игра «Закончи предложения»

Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)

Описание игры. Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

  • Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

  • Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).

  • Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).

  • Я не люблю лук, … (потому что он горький)

  • В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).



  1. Игра «Найди место»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Описание игры. Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички, кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.

  • На грядке растет капуста. Предлог на.

  • Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.

  • В огороде много овощей. Предлог в.

  • Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.

  • Кошка спит на крыше. Предлог на.

  • Собака спряталась за домом. Предлог за.

  • Над домом пролетает птица. Предлог над.



  1. Игра«Погрузи урожай»

Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Описание игры. Логопед помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей ( лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец) . дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.

  1. Упражнение «Подскажи словечко»

Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.

Описание. Логопед читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.

  • Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился… горох.

  • Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом.

А зовут ее… капуста.

  • А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые… огурцы.

  • Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем… кабачок.

  1. Упражнение «Будь внимательным!»

Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.

Описание. Логопед читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения , дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого раздаются трафареты фруктов, которые раскрашиваются детьми.

  • Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен.

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

  1. Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»

Цель: расширение и уточнение словаря по теме «овощи»; закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.

Описание. Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.

  • С большой корзиной иду в огород.

На грядках растет разноцветный народ.

Тут красный, пузатый сеньор-помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком,

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки.

И сочный, кудрявый хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат.

Список литературы

  1. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

  2. Общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Мозаика-Синтез
    Год: 2010.

  3. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи», М., «Просвещение», 2008.

  4. Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе детского сада для детей с ОНР» СПб Детство-пресс», 2008

  5. Климентьева О. Л. «Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма» СПб, Детство-пресс, 2010

  6. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми» - М.: ВЛАДОС, 1994.

  7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  8. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (коррекция общего недоразвития речи у дошкольников). – СПб.: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2001.