Главная страница

Роль дидактической игрушки в интеллелектуальном развитии ребенка младшего возраста



НазваниеРоль дидактической игрушки в интеллелектуальном развитии ребенка младшего возраста
Дата04.08.2016
Размер29.3 Kb.
ТипДокументы

Роль дидактической игрушки в интеллелектуальном развитии ребенка младшего возраста

Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, представляют собой набор предметов с запрограммированными свойствами. Наша задача обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять подбор по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь с пирамидкой, ребенок должен обратить внимание на размер колец и на их цвет. Собирая матрешку, необходимо отделить верхнюю и нижнюю ее половинки, правильно расположить их по величине, а затем их соединить.

Предметные игры малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, шариками входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Практические действия, такие как соединения, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развивают мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Также отражают, свойственный раннему периоду детства, наглядно – действенный характер мышления. Дидактическая игрушка способствует развитию действий руки, формирует ручную умелость, совершенствует мелкую моторику пальцев. Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т.п., малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия.

Занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач:

- умственное и сенсорное воспитание, развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций;

- развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства);

- развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук;

- развитие познавательной активности (любознательность);

- воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.п.).

Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

  1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень

  2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).

  3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

  4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.), способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей.

  5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4-10 см): куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т.п.. а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма).

Дидактические игрушки способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки, а также для развития умственной активности. Они помогают: сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов; выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы; осуществлять простые поисковые действия методом «проб и ошибок» в решении практической задачи; ввести элементы «экспериментирования»; обратить внимание на техническое выполнение практических действий с предметами, развитие ручной умелости; обогащать смысловое содержание действий с предметами соответственно возрастным возможностям ребенка.

Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику, например, собрать красивую башенку из «колпачков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания и т.п., оказывает всестороннее воздействие на развитие малышей.

Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им, ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.