Главная страница

Решение систем уравнений второй степени: графический и аналитический способы. Цель изучения



Скачать 83.95 Kb.
НазваниеРешение систем уравнений второй степени: графический и аналитический способы. Цель изучения
Дата05.04.2016
Размер83.95 Kb.
ТипРешение

«Решение систем уравнений второй степени»

9 класс, 1 час
Учитель математики МОУ «СОШ с. Большая Гусиха Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» -

Иванова Галина Павловна, 13 разряд
Содержание:

Решение систем уравнений второй степени: графический и аналитический способы.
Цель изучения:

  1. Сформировать умение решать системы уравнений аналитическим способом.

  2. Продолжить работу по формированию навыков решения систем уравнений графическим способом.

  3. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся.


Прогнозируемый результат:

  1. Знать способы и методы решения систем уравнений второй степени.

  2. Уметь правильно отбирать способы решения систем уравнений.

  3. Уметь строить графики, работать с рисунком.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Объяснение новой темы.

  4. Решение задач.

  5. Историческая справка

  6. Подведение итога урока.

  7. Домашнее задание.

Эпиграф:

Китайская мудрость: « Я слышу – я забываю, я вижу – запоминаю,

я делаю – я усваиваю»

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

Учащимся сообщается тема урока, формируются цель и задачи урока, виды деятельности учащихся для достижения цели.


  1. Проверка домашнего задания

Во время перемены консультанты проверяют домашнюю работу (предварительно обсудив ее результаты с учителем).

а) В начале урока – доклад консультантов о результатах проверки.

б) Заслушать ход решения дополнительной задачи.

Задание:

При каких значениях параметра а система уравнений имеет три решения?



Решение: парабола y= x2 +a будет иметь с окружностью x2 + y2 = 4 три общие точки только в случае а = - 2.

Ответ: а = - 2


  1. Актуализация знаний учащихся.


Прежде чем перейти к объяснению новой темы давайте вспомним некоторые знания по данной теме, которые помогут нам.

  1. Теоретический опрос по вопросам:

  • Что называется системой уравнений с двумя переменными?

  • Что значит решить систему уравнений?

  • Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?

  • Сформулируйте алгоритм графического решения системы уравнений.

  1. Проверочная работа (Приложение 1). Листок с заданием есть у каждого.

Ученики по очереди называют ответ, комментируют его, после обсуждения каждого уравнения вывешивается верный номер. На обороте карточек с номерами должно получиться слово «ПРАВИЛЬНО!».

Ответ:


Номер уравнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Номер чертежа

7

3

6

9

4

1

2

5

11

10




  1. Работа у доски по карточкам (Приложение 2).

Двое учащихся у доски выполняют индивидуальную работу по карточкам.


  1. Устный опрос.

Пока 2 ученика работают у доски, с остальными учащимися проводится устная работа: один из учеников отвечает, остальные при необходимости дополняют, исправляют ответ своего товарища.

Задания.

  1. Определите степень уравнения:

a) xy3 – 2y = 5 б) x2 – y4 = 2xy2 – y4 в) x2 + 3y2 = 0

Ответ: a) 4, б) 3, в)2.


  1. Является ли пара чисел (1; 0) решением уравнения

а) x2 + y = 1 б) xy + 3 = x в) y(x + 2) = 0

Ответ: да, нет, да.


  1. Укажите какие-нибудь два решения уравнения

а) xy = 6 б) (x – 3)(y + 2) = 0 в) x2 – y2 = 0

(Ученики предлагают свои варианты ответа)


  1. Имеет ли решения система и сколько

а) y = 3, б) x2 + y2 = 4,

y = x2 – 6. y = x2 + 4.

Ответ: а) имеет, 2. б) не имеет.
А сейчас давайте послушаем своих товарищей, выполнявших работу у доски.


  1. Введение нового материала в форме фронтальной работы с классом.

Заслушиваются объяснения учащихся, работавших у доски.

Учитель: Давайте сравним ответы. Чем они отличаются?

-У первого ученика значения получены точные: (-1;0), (0;1),

а у второго ученика из двух решений системы один корень приближенный: x1 = -1, y1 = 0; x2 ≈ 0,6, y2 ≈ 0,8.

Учитель: А как быть? Нам нужны точные значения! Неужели нас не устраивает графический способ системы?

Ученики делают вывод, что графический способ обычно позволяет находить приближенные значения и не обеспечивает высокую точность. Решить систему уравнений другим способом.
Вывод: получить точные значения системы уравнений поможет нам аналитический способ.
Учитель: И такой способ есть - это аналитический способ решения систем уравнений 2-й степени. Он позволяет получить точные значения системы уравнений. Нам известны два метода решения систем аналитическим способом - это метод подстановки и метод сложения.

Какой же из них выбрать для данной системы? Давайте обратимся к учебнику.

  • Работа с учебником.

Ученики в тексте учебника находят и изучают алгоритм аналитического способа решения систем уравнений методом подстановки.

  • Применение изученного алгоритма на примере.



Ответ: (-1;0), (0,6;0,8).
Вывод: данную систему можно решить двумя способами - графическим (решение карточки № 2) и аналитическим. Но аналитический способ в отличие от графического способа дает возможность получить точные значения.
V. Закрепление.

1. Решение номеров из учебника учащимися у доски.

№ 244 (в)

Решение: (образец записи решения)



Ответ: (1;4), (-0,6;0,8).
№ 246 (а)



Ответ: (2;-1), (1;-1).

2. Из истории...

Учитель: В библейской легенде голубка приносит Ною весть о том, что Бог сменил гнев на милость и что потоп кончился. Выражение «Голубь мира» приобрело особую популярность после того, как голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, был использован художником при создании эмблемы для Всемирного конгресса сторонников мира (1949 год).


Решите систему уравнений. Используя найденные ответы, узнайте методом исключений фамилию художника, создавшего эту эмблему.
I вариант  II вариант 



Сальвадор Дали

Александр Дейнека

Пабло Пикассо

(-2;0), (1;-3)

(5; -2), (2;-5)

(-2;5), (-5;2)


У доски работают сильные ученики от каждого варианта

Ответы: I вариант (-2; 0), (1; -3)

II вариант (5; -2), (2;-5)
Вывод: Пабло Пикассо.
Учитель: Пикассо-и-Руис, Пабло испанец. Годы жизни: 1881 - 1973. Великий художник 20-го века, живописец, рисовальщик, скульптор, график, керамист. Жил и работал в Париже и разных окрестностях Франции. В Эрмитаже - 35 картин, богатое собрание графики, а также произведения керамики.
VI. Итог урока

1. Наш урок подошел к концу. Чем мы сегодня занимались на уроке, что нового узнали?

-повторили пройденный материал.

правильно выбирать методы решения.

2.Учитель демонстрирует системы (на карточках), а ученики
указывают «минусы» графического способа решения этих систем.








Оценки за урок
Комментируются и выставляются оценки за урок ученикам, работавшим у доски, а также наиболее отличившимся на уроке.

VII. Домашнее задание.

Пункт 13 № 245 (а), № 254 (а), дополнительно № 256 (а)
Благодарю всех за работу и желаю успехов при выполнении домашнего задания. Урок окончен. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задание. Проанализируйте уравнения, их графики и заполните таблицу. Каждому уравнению поставьте соответствующий номер рисунка.




Формула уравнения

Преобразование формул

Номер чертежа

1

x2 – y = 0







2

y + x2 – 1 = 0







3

y = (x – 1)2







4

y + (x +1)2 = 0







5

x3 – y = 0







6

xy = 1







7

x2 + y2 = 1







8

y + 1 =0







9









10

y - |x| = 0









ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Задание № 1

На чертеже дан график одного из уравнений системы. Дополните чертеж графиком другого уравнения и найдите решения системы.






Задание № 2

В данную систему впишите уравнение окружности, изображенной на чертеже. Дополните чертеж линией, уравнение которой уже записано в системе. Напишите решение системы.