|  |   Решение систем уравнений второй степени: графический и аналитический способы. Цель изучения| «Решение систем уравнений второй степени»
 
 9 класс, 1 час
 Учитель математики МОУ «СОШ с. Большая Гусиха Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» -
 
 Иванова Галина Павловна, 13 разряд
 Содержание:
 
 Решение систем уравнений второй степени: графический и аналитический способы.
 Цель изучения:
 
  Сформировать умение решать системы уравнений аналитическим способом.
 
Продолжить работу по формированию навыков решения систем уравнений графическим способом.
 
Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся.
 
 
 Прогнозируемый результат:
 
  Знать способы и методы решения систем уравнений второй степени.
 
Уметь правильно отбирать способы решения систем уравнений.
 
Уметь строить графики, работать с рисунком.
 
 План урока:
 
  Организационный момент.
 
Актуализация знаний.
 
Объяснение новой темы.
 
Решение задач.
 
Историческая справка
 
Подведение итога урока.
 
Домашнее задание.
 
 Эпиграф:
 
 Китайская мудрость:  « Я слышу – я забываю, я вижу – запоминаю,
 
 я делаю – я усваиваю»
 
 ХОД   УРОКА
 
 
  Организационный момент
 
 Учащимся сообщается тема урока, формируются цель и задачи урока, виды деятельности учащихся для достижения цели.
 
 
  Проверка домашнего задания
 
 Во время перемены консультанты проверяют домашнюю работу (предварительно обсудив ее результаты с учителем).
 
 а) В начале урока – доклад консультантов о результатах проверки.
 
 б) Заслушать ход решения дополнительной задачи.
 
 Задание:
 
 При каких значениях параметра а система уравнений имеет три решения?
 
 
   
 Решение: парабола y= x2 +a будет иметь с окружностью x2 + y2 = 4 три общие точки только в случае а = - 2.
 
 Ответ: а = - 2
 
 
  Актуализация знаний учащихся.
 
 
 Прежде чем перейти к объяснению новой темы давайте вспомним некоторые знания по данной теме, которые помогут нам.
 
  Теоретический опрос по вопросам:
 
  Что называется системой уравнений с двумя переменными?
 
Что значит решить систему уравнений?
 
Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?
 
Сформулируйте алгоритм графического решения системы уравнений.
 
  Проверочная работа (Приложение 1). Листок с заданием есть у каждого.
 
 Ученики по очереди называют ответ, комментируют его, после обсуждения каждого уравнения вывешивается верный номер. На обороте карточек с номерами должно получиться слово «ПРАВИЛЬНО!».
 
 Ответ:
 
 
              | Номер уравнения
 
 | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 | 10
 
 |   | Номер чертежа
 
 | 7
 
 | 3
 
 | 6
 
 | 9
 
 | 4
 
 | 1
 
 | 2
 
 | 5
 
 | 11
 
 | 10
 
 |  
 
 
  Работа у доски по карточкам (Приложение 2).
 
 Двое учащихся у доски выполняют индивидуальную работу по карточкам.
 
 
  Устный опрос.
 
 Пока 2 ученика работают у доски, с остальными учащимися проводится устная работа: один из учеников отвечает, остальные при необходимости дополняют, исправляют ответ своего товарища.
 
 Задания.
 
  Определите степень уравнения:
 
 a) xy3 – 2y = 5 б) x2 – y4 = 2xy2 – y4 в) x2 + 3y2 = 0
 
 Ответ: a) 4, б) 3, в)2.
 
 
  Является ли пара чисел (1; 0) решением уравнения
 
 а) x2 + y = 1 б) xy + 3 = x в) y(x + 2) = 0
 
 Ответ: да, нет, да.
 
 
  Укажите какие-нибудь два решения уравнения
 
 а) xy = 6 б) (x – 3)(y + 2) = 0 в) x2 – y2 = 0
 
 (Ученики предлагают свои варианты ответа)
 
 
  Имеет ли решения система и сколько
 
 а) y = 3, б) x2 + y2 = 4,
 
 y = x2 – 6. y = x2 + 4.
 
 Ответ: а) имеет, 2. б) не имеет.
 А сейчас давайте послушаем своих товарищей, выполнявших работу у доски.
 
 
  Введение нового материала в форме фронтальной работы с классом.
 
 Заслушиваются объяснения учащихся, работавших у доски.
 
 Учитель: Давайте сравним ответы. Чем они отличаются?
 
 -У первого ученика значения получены точные: (-1;0), (0;1),
 
 а у второго ученика из двух решений системы один корень приближенный: x1 = -1, y1 = 0; x2 ≈ 0,6, y2 ≈ 0,8.
 
 Учитель: А как быть? Нам нужны точные значения! Неужели нас не устраивает графический способ системы?
 
 Ученики делают вывод, что графический способ обычно позволяет находить приближенные значения и не обеспечивает высокую точность. Решить систему уравнений другим способом.
 Вывод: получить точные значения системы уравнений поможет нам аналитический способ.
 Учитель: И такой способ есть - это аналитический способ решения систем уравнений 2-й степени. Он позволяет получить точные значения системы уравнений. Нам известны два метода решения систем аналитическим способом - это метод подстановки и метод сложения.
 
 Какой же из них выбрать для данной системы? Давайте обратимся к учебнику.
 
 Ученики в тексте учебника находят и изучают алгоритм аналитического способа решения систем уравнений методом подстановки.
 
  Применение изученного алгоритма на примере.
 
 
        
 Ответ: (-1;0), (0,6;0,8).
 Вывод: данную систему можно решить двумя способами - графическим (решение карточки № 2) и аналитическим. Но аналитический способ в отличие от графического способа дает возможность получить точные значения.
 V. Закрепление.
 
 1. Решение номеров из учебника учащимися у доски.
 
 № 244 (в)
 
 Решение: (образец записи решения)
 
 
        
 Ответ: (1;4), (-0,6;0,8).
 № 246 (а)
 
 
   
 Ответ: (2;-1), (1;-1).
 
 2. Из истории...
 
 Учитель: В библейской легенде голубка приносит Ною весть о том, что Бог сменил гнев на милость и что потоп кончился. Выражение «Голубь мира» приобрело особую популярность после того, как голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, был использован художником при создании эмблемы для Всемирного конгресса сторонников мира (1949 год).
 
  
  Решите систему уравнений. Используя найденные ответы, узнайте методом исключений фамилию художника, создавшего эту эмблему. I вариант    II вариант       У доски работают сильные ученики от каждого варианта | Сальвадор Дали
 
 | Александр Дейнека
 
 | Пабло Пикассо
 
 |   | (-2;0), (1;-3)
 
 | (5; -2), (2;-5)
 
 | (-2;5), (-5;2)
 
 |  Ответы: I вариант (-2; 0), (1; -3) II вариант (5; -2), (2;-5)Вывод: Пабло Пикассо. Учитель: Пикассо-и-Руис, Пабло испанец. Годы жизни: 1881 - 1973. Великий художник 20-го века, живописец, рисовальщик, скульптор, график, керамист. Жил и работал в Париже и разных окрестностях Франции. В Эрмитаже - 35 картин, богатое собрание графики, а также произведения керамики.VI. Итог урока1.  Наш урок подошел к концу. Чем мы сегодня занимались на уроке, что нового узнали? -повторили пройденный материал. правильно выбирать методы решения.2. Учитель демонстрирует системы (на карточках), а ученики указывают «минусы» графического способа решения этих систем.       Оценки за урок Комментируются и выставляются оценки за урок ученикам, работавшим у доски, а также наиболее отличившимся на уроке. VII. Домашнее задание. Пункт 13 № 245 (а), № 254 (а), дополнительно № 256 (а)Благодарю всех за работу и желаю успехов при выполнении домашнего задания. Урок окончен. До свидания. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Задание. Проанализируйте уравнения, их графики и заполните таблицу. Каждому уравнению поставьте соответствующий номер рисунка.       | №
 
 | Формула уравнения
 
 | Преобразование формул
 
 | Номер чертежа
 
 |   | 1
 
 | x2 – y = 0
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 2
 
 | y + x2 – 1 = 0
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 3
 
 | y = (x – 1)2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 4
 
 | y + (x +1)2 = 0
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 5
 
 | x3 – y = 0
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 6
 
 | xy = 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 7
 
 | x2 + y2 = 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 8
 
 | y + 1 =0
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 9
 
 | 
  
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 10
 
 | y - |x| = 0
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   ПРИЛОЖЕНИЕ 2.      | Задание № 1
 
 На чертеже дан график одного из уравнений системы. Дополните чертеж графиком другого уравнения и найдите решения системы.
 
 
    
 
 |       | Задание № 2
 
 В данную систему впишите уравнение окружности, изображенной на чертеже. Дополните чертеж линией, уравнение которой уже записано в системе. Напишите решение системы.
    
 |  | 
 |  |